Эль Греко – известный художник, скульптор и архитектор, живший во времена Испанского Ренессанса. Его самыми известными работами считаются картины «Изгнание торгующих из храма», «Исцеление слепого», «Вид Толедо», «Погребение графа Оргаса», «Снятие пятой печати».
В течение почти трёх столетий творчество Эль Греко было недооценено как художниками, так и теоретиками искусства, поскольку не соответствовало художественным идеалам того времени. Только в 19 веке романтики, такие как Делакруа, начали признавать его талант. Вскоре его работы привлекли внимание таких художников, как Мане, Бодлер и Дега.
В 20 веке его талант нашёл заслуженное признание в истории художественного наследия. Картины Эль Греко отличаются яркой палитрой, индивидуальностью и сочетанием цветов. Он изображал своих персонажей с непропорциональными телами, их вытянутые лица можно сравнить с огненными языками или свечами. Современники не понимали его искусства, называя его гениальным безумцем или страдающим косоглазием.
Детство и юность
Доменикос Теотокопулос, который в дальнейшем стал известен как Эль Греко, родился в 1541 году в обеспеченной греческой семье, проживавшей на острове Крит в деревне Фоделе. Его отец, Георгиос Теотокопулос, занимался торговлей и сбором налогов, и смог обеспечить сыновья хорошим образованием, включая изучение древнегреческого и латинского языков.
В 1556 году отец скончался, оставив 15-летнему Доменико и его старшему брату Мануссосу ответственность за семью. Мануссос занялся торговлей, оставив свои интересы в области живописи, в то время как Доменико решил посвятить свою жизнь искусству. Скоро после этого он стал членом гильдии художников в Кандии.
Живопись
Искусство живописи на острове Крит в XVI веке неразрывно связано с иконописной школой. На этом острове местные художники создавали уникальные произведения, в которых сочетали византийский стиль с его строгими формами и итальянские мотивы. Заказчиками работ местных живописцев были как католические церкви, так и православные храмы.
Творческий путь Доменико Теотокопулос начался примерно в 22 года. В это время он уже управлял своей собственной мастерской. Одной из самых значимых работ художника была картина "Успение Богородицы". Ее часто сравнивают с полотном Михаила Дамаскина "Мученичество Святой Параскевы". Обе эти картины являются выдающимся примером критской школы иконописи.
В 26 лет молодой Теотокопулос отправился в Венецию, где прожил три года, а затем в 1570 году переехал в Рим. Большинство исследователей считают, что в Риме молодой художник работал над своими полотнами под покровительством Тициана, настоящего гиганта Возрождения. Тициану к тому времени уже исполнилось 80 лет, но он рад был принимать в своей мастерской молодых талантливых художников.
Период пребывания в Риме оказал влияние на творчество Эль Греко, приправив его элементами Ренессанса. Отпечаток этого стиля отчетливо прослеживается в освещении многофигурных композиций, насыщенности цветов, а также в удлиненных силуэтах. Однако чаще всего художник изображал своих персонажей в выражении крайнего напряжения, в моменты отчаяния и жестоких жестах, что придавало его картинам драматичность. Это можно наблюдать на полотнах с названиями «Благовещение», «Тайная вечеря», «Изгнание торговцев из храма».
Эль Греко экранизировал критику великого Микеланджело, заявив, что художник был хорошим человеком, но абсолютно неспособным к рисованию.
Художник настолько прошелся, что предложил Папе Римскому перерисовать известную фреску "Страшный суд", расположенную в Сикстинской капелле, чтобы она соответствовала более жестким религиозным представлениям той эпохи.
После этого Эль Греко получил далеко не похвальный комментарий от архитектора Пирро Лигорио, который назвал его глупым иностранцем.
Даже с кардиналом произошел скандал с художником. Тем не менее, Эль Греко не обращал внимания на такое отношение римской публики и в 1572 году открыл собственную мастерскую. Но ни один крупный заказ так и не поступил, и вскоре он покинул не очень гостеприимную Италию.
Доменико был все более привлечен к Испании. Он видел там перспективы для своего творчества. В то время король Испании Филипп II планировал украсить внутренние помещения своего нового дворца и искал мастеров для этой работы. По прибытии в Мадрид, Эль Греко решил завоевать доверие короля.
Для достижения этой цели он познакомился с богословом Бенито Монтано и другими приближенными короля. В результате вместо работы над украшением королевского дворца, Эль Греко начал работать для церкви.
Заказав у художника десять полотен, они были приятно удивлены успешным выполнением работ. Самой известной из всех этих картин считается «Совлечение одежд с Христа», по мнению исследователей. Эль Греко сумел передать напряженность переднего плана, давление, которое оказывает толпа на Христа, и, как кульминация, попытка сопровождающего сорвать хитон. Яркий красный цвет подчеркивает драматическую силу произведения. Эта манера работы является характерной чертой маньеризма.
Интересно, что церковные представители отказались заплатить художнику 950 дукатов за картину, которая впоследствии стала известной в мире искусства. После суда церковь была обязана заплатить только 350 дукатов, что в три раза меньше, чем хотел получить художник. Они выдвинули ряд претензий, включая размещение трех Марий на переднем плане картины, которое не соответствовало канонической версии описываемых событий, а также положение истязателей выше головы Христа. Несмотря на все это, именно благодаря выполнению этого заказа Эль Греко стал известным в Испании.
Через некоторое время после этого, мастер представил свое новое творение – картина с элементами загадочности под названием «Похороны графа Оргаса». Основой для создания картины послужила религиозная легенда о богатом жителе Толедо, который постоянно поддерживал местную церковь. На холсте изображены два святых, спустившихся с небес, чтобы собственными руками похоронить благодетеля. Заказчиком произведения выступила церковь Сан-Томе в Толедо.
В период с 1587 по 1592 годы художник Эль Греко трудился над картиной с названием «Апостолы Петр и Павел», которая отличается контрастными образами. В настоящее время произведение находится в коллекции Эрмитажа. Живописца привлекали также пейзажи, хотя за всю свою творческую биографию он создал всего лишь три из них. Наиболее известной работой в этом жанре стала «Вид Толедо».
На холсте изображен город, озаряемый внутренним светом, в то время как над ним тягуче нависло мрачное грозовое небо. Это полотно вошло в историю европейской живописи как одно из первых, выполненных в жанре пейзажа.
Эль Греко предпочитал избегать солнечного света, так как считал, что он мешает восприятию внутреннего света. Бывало, что он проводил много времени в полной темноте своей мастерской. Тем не менее, его картины излучали мистический, нереальный свет, который легко заметить даже в плохо освещенных выставочных залах и церквях.
В его произведениях нет никакого магического или мистического воздействия. Этот свет имел свое уникальное происхождение, технически сложное, но удивительное для его времени. Сначала на холст наносились белила, затем жженая умбра, тончайший коричневый слой через белила, что создавало эффект имприматуры. Затем контуры фигур наносились белилами, после чего холст приобретал уникальное жемчужное сияние. Этого света нельзя было достичь смешиванием красок на палитре, поэтому художник наносил тонкие оттеночные слои, часто используя полупрозрачные лессировки и отказываясь от основного цвета.
Непосредственно перед своей смертью Эль Греко сотворил картину «Распечатывание пятой печати». Она была предназначена для оформления внутреннего пространства церкви Иоанна Крестителя в Толедо. Часть полотна была безвозвратно потеряна. В конце 19-го — начале 20-го веков, реставраторы отрезали верхнюю часть полотна. Считается, что именно в таком виде Пикассо увидел картину, и под впечатлением от работы Эль Греко, написал свою собственную — «Авиньонские девушки».
Портреты Эль Греко известны своей способностью передавать уникальный характер человека через выразительное лицо. Заказчиками художника часто выступали богатые горожане и церковные деятели, которые щедро оплачивали его талант. В черных нарядах с огромными воротниками они предстают перед нами с непроницаемыми лицами, но при этом каждый из них обладает своей уникальной индивидуальностью, привлекая внимание не просто как модель, а как живой человек.
В городе Толедо художник попробовал свои силы в сфере скульптуры, создав алтари для капеллы Сан-Хосе. В период работы над произведениями Эль Греко, искусство маньеризма находилось в периоде активного развития, что послужило основой для появления барокко. Живопись художника отличалась особой драматичностью, и ученые, изучая его творчество, пришли к выводу, что именно он в значительной мере способствовал развитию таких художественных направлений, как кубизм и экспрессионизм.
Личная жизнь
Многое в жизнеописании художника до сих пор остается загадкой, в том числе и информация о его личной жизни. Известно, что в возрасте 36 лет он встретил испанку Херониму де Лас Куэвас, с которой вступил в гражданский брак. В 1578 году она принесла на свет сына Эль Греко по имени Хорхе Мануэль.
Исследователи утверждают, что у Доменико была официальная супруга, которую он женился в родной стране или позже, пока жил в Италии. Из-за этой причины он не заключил законный брак с Херонимой. Все официальные документы упоминали фактическую жену, которой он завещал свое имущество и которую он признал матерью своего сына, рожденного в гражданском браке.
В 1614 году Эль Греко был заказан госпиталем Толедо, но он не смог завершить эту работу. У него начались серьезные проблемы со здоровьем, и он постепенно изо дня в день ослабевал.
Он отлично осознавал, что его последний час приближается, поэтому он сформулировал завещание. Эль Греко умер 7 апреля 1614 года и был похоронен на территории монастыря. Позднее монастырь был разрушен, поэтому никто не знает, где находится могила этого выдающегося художника.
Память
После того, как прошло триста лет после смерти художника, к нему пришла настоящая слава. За свою жизнь он не создал ни своей школы, ни учеников-последователей. Эль Греко долгое время был забыт, его считали «непонятным» художником. В свою жизнь он вызывал недоумение у публики, не обращая внимания на их вкусы.
На одной из своих картин, названной «Вид и план Толедо», художник изобразил молодого человека с картой города. На самой карте есть объяснение от автора, адресованное жителям города. В нем он рассказывает, что некоторые здания изображены не так, как они на самом деле находятся. Это объяснение было необходимо, так как люди эпохи Возрождения предпочитали полную реалистичность и оригинальность.
Из суждения испанского мыслителя Хосе Ортеги-и-Гассета следует, что картины Эль Греко были предельно высоко над зрителем того времени, подобно вертикальным скалам далеких берегов. Он считал, что такого художника, строго охранявшего свой внутренний мир от посторонних, просто не существовало. Ортега-и-Гассет называл Эль Греко суровым критиком, который с высоты того самого скалистого берега плюнул на общество. Именно поэтому ни одно судно не причалило к его берегу в течение нескольких столетий, и лишь через 300 лет его земля превратилась в оживленный торговый порт.
Не только выдающийся художник иконостасов 16-го века может быть назван звездой поп-культуры. Его имя используется в названиях гостиниц на Крите и в Геленджике, а также во Львове есть ресторан под его именем. В меню этого ресторана можно найти не только классический греческий салат, но и панакоту — популярный итальянский десерт. Это своего рода привет через века от учителя Эль Греко из Италии.