Элем Климов — биография режиссера и личная жизнь

Элем Климов – известный кинорежиссер и сценарист, который занимал должность первого секретаря правления СК СССР с 1986 по 1988 год. В 1997 году он был удостоен звания Народного артиста РФ.

Многие называют режиссера Элема Климова несоветским человеком советской эпохи, и часто задаются вопросом, почему он не смог (а может, просто не захотел?) вписаться в новую реальность. Просматривая его фильмы, можно понять, что он принадлежал к другой эпохе. Возможно, потому что его последний фильм был снят в 1985 году, а затем он находился в творческом простое в течение 18 лет. Создается впечатление, что режиссер как будто вышел из своего времени, закрыв за собой дверь.

Детство и юность

Великий будущий кинорежиссер родился в Волгограде (переименованном из Сталинграда) 9 июля 1933 года. У мальчика было необычное имя – Элем, которое всегда вызывало много вопросов. Многие интересовались его национальностью, однако оказалось, что Климов был русским, просто в то время было модно называть детей именами вождей пролетариата. Но позже мама призналась, что имя сын получил в честь главного персонажа книги Джека Лондона «Время-не-ждет» – Элама Харниша.

Элем Германович Климов

Отец Элема – Герман Климов, сотрудник Комитета партийного контроля ЦК, занимавшийся расследованием особо важных дел. Невозможно посчитать, сколько людей пострадало во время сталинских репрессий, которых он реабилитировал в период хрущевской оттепели. Мама – Калерия Климова, учитель физкультуры в школе. Кроме Элема, в семье воспитывался еще младший сын Герман, родившийся в 1941 году.

Осенью 1941 года Элему Климову предстояло идти в первый класс, но началась война, город регулярно обстреливали, все, кто мог, эвакуировались. Мама забрала сыновей и тоже уехала на Урал, в город Свердловск. В памяти Элема на всю жизнь осталась картина горящего города и их побег на маленькой лодке через Волгу.

После окончания школы Климов поступил в Московский авиационный институт, один из самых престижных вузов страны. В 1957 году он получил диплом и начал работать инженером-конструктором на одном из московских заводов. Однако вскоре его привлекло творчество, и он начал тесно сотрудничать с Центральным телевидением, московской филармонией и Всесоюзным радио, стремясь построить карьеру в этой области.

Элем Германович Климов

Понимая, что для развития своих творческих способностей необходимо углубить свои знания, Климов решил вернуться в учебное заведение. Он поступил на режиссерский факультет Высшего Государственного Института Кинематографии, где учился у известного режиссера Ефима Дзигана, создателя фильма «Мы из Кронштадта». Окончив институт в 1964 году, он начал свою успешную карьеру в кино.

Фильмы

Перед окончанием учебы в университете, Климов представил свою дипломную работу – полнометражную комедию с названием «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Сюжет ленты переносит зрителей в пионерский лагерь, откуда изгоняют главного героя, Костю Иночкина. Весьма простой сюжет фильма вызвал массу проблем у режиссера. Приемная комиссия считала, что автор фильма издевается над советским режимом, и не хотела выпускать картину. Оказалось, что конфликт между автором и художественным советом начался еще на этапе выбора актеров. Больше всего недовольства вызвал исполнитель главной роли – Евгений Евстигнеев. Поэтому, когда пришло время выпуска фильма, Климов сомневался, что сможет убедить кого-либо в своей правоте.

Неожиданно спасение пришло в виде Генсек Никиты Хрущева. Он был в восторге от фильма, смеялся во время просмотра и разрешил выпустить его в прокат. Успех ленты превзошел все ожидания. После этого Климова взяли на работу в качестве режиссера киностудии «Мосфильм». Стоит отметить, что Элем Климов успешно окончил ВГИК.

Элем Германович Климов

Начинающий режиссер представил свою новую картину в жанре комедии. Фильм получил название «Похождение зубного врача» и стал дебютом для актера Андрея Мягкова. К сожалению, этот фильм не принес режиссеру успеха в кинематографе, так как его обвинили в ироничном отображении советской реальности. Картина лежала на полке два года, прежде чем вышла в прокат ограниченным тиражом в 1967 году. И лишь через двадцать лет фильм увидел свет.

В 1970 году Элем Климов представил свою следующую картину под названием «Спорт, спорт, спорт». В этом фильме режиссер использовал новаторский подход, сочетая игровое и документальное кино. В съемках этой ленты принял участие и младший брат Элема – Герман, являющийся автором сценария.

Затем Элем Климов, Марлен Хуциев и Герман Лавров начали работать над амбициозным проектом. Их целью было завершить съемки последнего документального фильма Михаила Ромма с названием «Мир сегодня», которого ему не хватило времени закончить. В 1974 году они представили свой документальный проект под названием «И все-таки я верю…».

Элем Германович Климов

После этого в творческой жизни режиссера произошла пауза из-за личной трагедии. Оказалось, что в 1979 году он потерял свою любимую жену по имени Лариса. Спустя год после этого режиссер снял документальный короткометражный фильм под названием «Лариса», в память о ней.

Через год был выпущен первый глубокий драматический фильм режиссера, под названием «Агония», посвященный жизни и смерти Григория Распутина. Режиссер стремился достичь подлинности, поэтому в фильме использовалась черно-белая кинохроника. Как и в случае со своими предыдущими работами, этот фильм Климова вышел в прокат с опозданием.

Элем Германович Климов

В 1985 году Элем Климов снял свою последнюю картину под названием «Иди и смотри». Строгие критики утверждали, что этот фильм является вершиной творческой карьеры режиссера. Сценарий был написан Алесьем Адамовичем, а роль главного героя исполнил Алексей Кравченко, тогда еще совсем юный мальчишка. Те, кто видел эту работу, утверждали, что после просмотра этой ленты снять еще один фильм о войне уже не имеет смысла, поскольку никто не сможет добиться более пронзительного и точного результата. Главный герой, совсем юный мальчишка, за несколько дней превращается в седого старика, чье лицо испещрено морщинами. Фильм стал участником многочисленных кинофестивалей и получил аплодисменты в Каннах, Москве и Венеции.

Элем Германович Климов

В 1986 году Элема Германовича Климова назначили на должность первого секретаря Союза Кинематографистов СССР. После этого в советском кинематографе началась перестройка. Климов активно борется с развлекательной тенденцией в современном кино и настаивает на появлении в прокате все большего числа «проблемных» картин. По мнению историков, именно с этого момента экраны заполонили фильмы, содержащие так называемую «чернуху». Зрителям показывали преступность, насилие, проституцию, хотя до этого советское кино избегало этих тем. Казалось, что в советском обществе таких проблем нет, и только Климов сумел «открыть глаза» обществу на реальную действительность.

Элем Германович Климов

Элем отказался от своей должности в 1988 году, заявив, что хочет вернуться к режиссуре. В планах Климова было сделать экранизацию «Мастера и Маргариты», и он привлек своего брата Германа к написанию сценария, но этот проект так и не был реализован. Для съемок ему необходимо было найти огромную сумму денег – 60 миллионов долларов, но все его попытки найти спонсоров в СССР и даже в Европе оказались безуспешными.

Вся свою жизнь Климов отдавал сердце одной женщине — Ларисе Шепитько. Она была не только самой красивой девушкой в театральном вузе, но и пленяла сердца всех мужчин своим обаянием. Несмотря на то, что Лариса обучалась на режиссерском факультете, ее часто приглашали сниматься в кино, так ее красота и талант завораживали режиссеров. Сначала Климов не привлекал ее внимания, так как рядом было много других претендентов на ее внимание. Однако судьба распорядилась так, что именно он был рядом, когда Лариса заболела, и предложил свою помощь. Молодой человек потратил много времени, чтобы смонтировать материал, снятый Ларисой для ее дипломного проекта, и благодаря этому они стали ближе друг к другу.

Элем Германович Климов

В течение двух лет возлюбленные наслаждались романтическими отношениями, которые в 1965 году переросли в брак, а в 1972 году принесли им сына Антона. Эта пара привлекала внимание своей красотой, вдохновением, деятельностью и творческой независимостью, они были идеальным дополнением друг другу, постепенно становясь единым целым. Год от года Лариса становилась все увереннее, занимаясь серьезным авторским кинематографом и приобретая собственное имя. Эта красавица своим горячим взглядом проникала в душу на каждом снимке.

Элем Германович Климов

Трагедия повлияла на личную жизнь режиссера, разрушив его счастье. 2 июля 1979 года Лариса Шепитько погибла в автомобильной аварии, когда ехала на съемки фильма «Прощание с Матерой». Элем Климов видел страшный сон об этой катастрофе и проснулся в ужасе. Он не успел попрощаться со своей музой и любимой женщиной. Отношения режиссера и актрисы нашли отражение в документальном фильме «Больше, чем любовь», который был снят по заказу канала «Культура».

Элем Германович Климов

У режиссера, погибшего от горя, остался маленький сын, которого нужно было воспитывать и растить. После этого Элем больше не пытался найти счастье в личной жизни. Он говорил, что не может представить ни одной женщины на месте Ларисы и не хочет строить отношения ни с кем.

Смерть

Знаменитый режиссер прожил на земле 70 лет. Из этих лет последние восемнадцать он провел, не снимая кино. Элем Климов предпочел уединение и начал заниматься писанием стихов.

В сентябре 2003 года Климов перенес инсульт, после которого впал в кому и так и не пришел в себя. Он ушел из жизни 26 октября 2003 года в Московской ЦКБ. Известный режиссер скончался от гипоксии мозга.

Супруга режиссера похоронена на Кунцевском кладбище в Москве. Самого Элема Климова похоронили на Троекуровском кладбище, где нашли свой последний приют его родители.

Избранная фильмография

  • 1959 — Осторожно: избегайте пошлости
  • 1960 — Жених
  • 1962 — Не забудьте взглянуть на небо!
  • 1964 — Добро пожаловать, или вход запрещён посторонним
  • 1965 — Приключения дантиста
  • 1968 — «Одинокие отцы»
  • 1970 — Спорт, спорт, спорт
  • 1972 — «Вечер воспоминаний»
  • 1974 — Агония
  • 1974 — И всё-таки я верю…
  • 1980 — Лариса
  • 1981 — Прощание
  • 1985 — Иди и смотри
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий