Эльза Леждей — известная актриса советского кино и театра. В 1974 году ей было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР. Она стала настоящей звездой после выхода сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи», завоевавшего популярность у зрителей по всему Союзу.
Эльза Леждей сыграла роль эксперта-криминалиста настолько убедительно, что зрители восприняли ее как настоящего сотрудника правоохранительных органов, а ее актерскую работу — как реальное служение. Она была красивой, спокойной и сдержанной в выражении эмоций. В ее активе много разнообразных и противоречивых ролей, но запомнилась она именно по роли Зиночки Кибрит. Что же касается оценок ее творчества, здесь сложно сказать, важно, что сама актриса никогда не жаловалась на свою судьбу.
Детство
Эльза Леждей родилась 19 февраля 1933 года в прекрасном городе Севастополе, что на полуострове Крым. Родители девочки не имели никакого отношения к миру искусства — ее отец был моряком. Все ее друзья и одноклассники мечтали связать свою жизнь с морем, но Эльза разделяла их восторг, ведь она видела море каждый день. С самого детства девочка мечтала стать актрисой, и хотя ее увлечение оставалось загадкой, она была решительной. Уже в пятом классе она решила, что пора заняться своим любимым делом, и пошла попыталась найти работу актрисы в гастрольное объединение Севастополя. Ее упорство вызвало смех у руководства, и отказ был неизбежен.
Но это неприятное событие не отбило у нее желания стать артисткой. После окончания школы, Леждей отправилась в Москву, где ее приветливо встретили. Девушка решила попробовать свои силы в двух театральных вузах – Щукинском и Щепкинском, и прошла отбор в обоих. Теперь ей нужно было выбрать один из них, и Леждей остановилась на «Щепке». Диплом она получила в 1955 году, и начала свою творческую карьеру в Театре-студии киноактера.
Она никогда не любила свое имя, считая его слишком немецким. Во время знакомств она представлялась Эллой.
Фильмы
Эльза Леждей дебютировала в кино, когда она была еще студенткой предпоследнего курса Щепкинского училища. Фильм под названием «Море студеное» был впервые показан в 1954 году. Он рассказывал о трудной жизни поморов в 18-м веке, о тяжелом рыбном промысле Беломорья. Режиссером фильма был Юрий Егоров, который выбрал Леждей для роли поморской девушки Варвары.
Роль невесты рыбака, пропавшего без вести, Варвары, была второстепенной, и в сценарии ей отводилось незначительное место, но Эльза постаралась извлечь из этого образа максимум. Талант девушки не ускользнул ни от кого, и коллегам и зрителям стало понятно, что перед ними будущая звезда кинематографа. В СМИ появилось интервью народного артиста СССР Николая Крючкова, в котором он отметил, что актерские ряды пополнились перспективной коллегой.
Перед самым выпуском из «Щепки» Леждей пригласили на съемки мелодрамы «Первый эшелон» режиссера Михаила Калатозова. Главные роли в этом фильме исполнили Татьяна Доронина и Олег Ефремов. В 1956 году режиссеры Владимир Наумов и Александр Алов представили на суд зрителей картину о Павке Корчагине. В роли Корчагина выступил Василий Лановой, Леждей сыграла яркую героиню Риту Устинович.
В то время Эльза была замужем за режиссером Наумовым, который старался вовлекать ее в свои проекты. Каждый образ, который она играла, тщательно разрабатывался, разбирался на мельчайшие детали и превращался в блестящий. Например, в фильме «Ветер», дебютном для Александра Демьяненко, известного как «Шурик», Эльза сыграла роль проститутки Мари. Муж и жена настолько усердно работали над этим образом, что он стал лучшим из всего, что играла Леждей за всю свою жизнь.
В 1958 году актриса получила предложение сняться в историческом фильме «Шли солдаты». Она сыграла роль сестры милосердия, а главные персонажи достались Андрею Петрову и Сергею Бондарчуку.
Вскоре после этого актриса приняла участие в съемках культовой военной мелодрамы Григория Чухрая под названием «Баллада о солдате». В этом фильме она исполнила небольшую эпизодическую роль, сыграв вместе с такими знаменитостями как Евгений Евстигнеев, Георгий Юматов, Лев Борисов. Основные роли были исполнены Владимиром Ивашовым, Жанной Прохоренко и Евгением Урбанским. Хотя роль Эльзы была небольшой, актриса таким образом вложила в нее столько страсти, что даже те, кто сомневался в ее профессионализме, изменили свое мнение.
В 1964 году Эльза посетила съемочную площадку фильма «До свидания, мальчики!», где встретила Николая Досталя, Евгения Стеблова, Михаила Кононова. Съемки проходили в солнечной Евпатории, и фильм предвещали успех, но в 70-е годы режиссер Михаил Калик эмигрировал в Израиль, и картина была забыта. О ней вспомнили только в конце 80-х. Эльза также сыграла в этом фильме роль второго плана – жены жестянщика, сыгранного Ефимом Копеляном. В 1964 году она также приняла участие в съемках спортивной драмы «Хоккеисты», главную роль в которой исполнил Вячеслав Шалевич.
После успешного дебюта в кино, Леждей продолжала наращивать свою актерскую карьеру. Она сыграла роль партизанки в фильме «Они шли на Восток» от советских и итальянских режиссеров. Затем она получила роль французской революционерки Жанны Лябурб в картине «Эскадра уходит на запад». Ее следующей работой в кино стал военный детектив «Особое мнение», где она исполнила роль Нины Ожогиной. В фильме «Прямая линия» она сыграла одну из главных ролей, ее партнером в этом фильме был Родион Нахапетов.
В Феврале 1971 года актриса получила огромную известность благодаря фильму «Следствие ведут ЗнаТоКи», который рассказывал о работе советских правоохранителей. Эльзу Леждей пригласили на роль эксперта-криминалиста Зиночки Кибрит, Георгию Мартынюку досталась роль следователя МУРа Знаменского, а Леониду Каневскому выпала роль инспектора угро Томина.
После того, как вышла первая серия, редакция получила огромное количество писем, в каждом из которых просили съемок продолжения популярной истории. Съемки сериала продолжались до конца 80-х годов. Эльза Леждей стала настолько известной, что ее начали узнавать на улице и просить автографы. Но со славой появились и проблемы — ее перестали звать на другие проекты. Теперь у нее было определенное амплуа, и режиссеры даже не пытались предложить ей другие роли.
Леждей мечтала исполнить роль Настасьи Филипповны в фильме Пырьева по роману Достоевского. Потом она думала об игре в роли шекспировской Дездемоны в фильме режиссера Юткевича, но эти роли в итоге достались другим актрисам. Часто то, что давали Эльзе, ей приходилось вырывать чуть ли не зубами.
Личная жизнь
Впервые Эльза вышла замуж спустя несколько лет после окончания театрального вуза. Ее супругом стал начинающий режиссер Владимир Наумов. В 1962 году появился на свет единственный сын актрисы по имени Алексей. Брак продержался всего два года после рождения сына и распался из-за измены со стороны Эльзы. На съемочной площадке фильма «Хоккеисты» она познакомилась с красавцем-артистом по имени Вячеслав Шалевич, в жизни которого на тот момент произошла личная драма.
Сначала артистов объединили только дружеские узы, но со временем между ними возникла любовь. Это стало концом брака с Наумовым. Через десять лет режиссер начал отношения с актрисой Натальей Белохвостиковой.
Роман Леждей и Шалевича так и не дошел до официального брака, они расстались, но сохранили теплые воспоминания об этом времени и дружили много лет.
Вторым избранником Эльзы Леждей стал интеллигент, красавец и звезда кино – Всеволод Сафонов. Узнав, что такое настоящая слава, он внезапно оказался полузабытым, и это не давало покоя артисту ни днем, ни ночью. Проблему решал алкоголь, в котором Всеволод пытался найти забвение и утешение.
После того как Эльза и Сафонов начали встречаться, она поставила условие: либо он перестает пить, либо их отношения закончатся. И он согласился на этот ультиматум, чтобы быть с ней. В 1971 году они поженились и прожили вместе счастливые двадцать лет, пока он не умер.
В 1992 году Всеволод скончался, проиграв борьбу с раковой болезнью. Эльза была глубоко огорчена потерей мужа и почти не выходила из дома, проводя большую часть времени в своей московской квартире. Ее профессиональное будущее также казалось неопределенным. Лица актрисы постепенно исчезли с экранов телевизоров и из памяти зрителей, коллег и журналистов. В те годы актрису посещали только сын Алексей и внук Владимир.
После окончания 80-х годов актриса почувствовала ухудшение своего состояния. Во время съемок последней серии популярного сериала Эльза играла эпизодическую роль, и ей стало трудно участвовать в съемках из-за своего плохого самочувствия. После работы на съемочной площадке она спешила к больному мужу, который ждал ее дома, так как она буквально валилась с ног.
После девяти лет после смерти Сафонова в 2001 году ушла из жизни и Леждей. Она скончалась 12 июня в своей московской квартире. Эльза никогда не рассказывала своим родным о своей болезни, которая, как после выяснилось, была онкологической, так же как и у ее покойного мужа. Леждей жила скромно, получая небольшую пенсию и помощь от Гильдии актеров.
После вскрытия выяснилась истинная причина смерти. Оказалось, что не рак легких стал причиной смерти Леждей, а сердечный приступ. Она была похоронена на Хованском кладбище рядом с любимыми родственниками.
В честь актрисы был выпущен документальный фильм под названием «Роковая роль».
Избранная фильмография
- 1954 — Холодное море
- 1957 — Шторм
- 1961 — В пути
- 1962 — В ловушке
- 1964 — Хоккеисты
- 1965 — Эскадра уходит на запад
- 1967 — Особое мнение
- 1968 — Прямая линия
- 1971 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Чёрный маклер
- 1971 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Ваше подлинное имя
- 1971 — Следствие ведут ЗнаТоКи. С поличным
- 1971 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Повинную голову…
- 1971 — Слушайте на той стороне
- 1972 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Динозавр
- 1972 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Шантаж
- 1972 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Несчастный случай
- 1972 — Вашингтонский корреспондент
- 1973 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Побег
- 1973 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Свидетель
- 1975 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Ответный удар
- 1977 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Любой ценой
- 1978 — Следствие ведут ЗнаТоКи. «Букет» на приёме
- 1978 — Следствие ведут ЗнаТоКи. До третьего выстрела
- 1979 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Подпасок с огурцом
- 1980 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Ушёл и не вернулся
- 1980 — Атланты и кариатиды
- 1981 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Из жизни фруктов
- 1982 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Он где-то здесь
- 1982 — Смерть на взлёте
- 1985 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Полуденный вор — Кибрит
- 1985 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Пожар — Кибрит
- 1987 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Бумеранг
- 1988 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Без ножа и кастета
- 1988 — Голубая роза