Эмиль Брагинский – писатель, который известен своими комедиями, написанными в соавторстве с Эльдаром Рязановым. Их работы покорили зрителей своим тонким юмором и глубоким пониманием человеческой природы. Заслуженный деятель искусств РСФСР и лауреат Государственной премии СССР.
Детство
Эмиль, также известный как Эммануэль, Вениаминович Брагинский, увидел свет в ноябрьские дни 1921 года. Происходящий из еврейской семьи, он был сыном московских медиков — гинеколога Вениамина Павловича и хирурга Софьи Борисовны, живших в самом центре столицы и воспитывавших двух детей.
В период школьных лет Эмиль окружался детьми из интеллигентских семей, благодаря чему с ранних лет разделял любовь к классической литературе, начал писать стихи и короткие рассказы. Когда ему исполнилось девять лет, он потерял мать и вынужден был переехать к сестре Анне. Подобные обстоятельства сделали занятия творчеством невероятно затруднительными.
После того, как отец вступил в новый брак, у него появилось меньше времени для взращивания своего сына. Эмиль, вдохновленный семейными традициями, решил поступить на медицинский факультет университета. Но начав учебу, он был призван на фронт Великой Отечественной войны и отправлен строить оборонительные сооружения. Ему пришлось надеяться на свои ум и физическую выносливость, чтобы выжить в критической ситуации.
Несмотря на все усилия, Эмиль был ранен и отправлен на лечение в город Душанбе, где начал работать в местной больнице, помогая раненым солдатам. Во время отдыха он начал увлекаться шахматами и отдался этой игре с полной отдачей.
По завершении войны, его увлечение шахматами привело к тому, что он начал работать корреспондентом в газете «Советская Латвия». Ему было поручено освещать шахматные соревнования всесоюзного уровня. Позднее он начал сотрудничать с журналистами-спортивниками и написал несколько статей о культуре, представляя советским читателям важные события.
Особенно его увлекало создание биографий известных художников, многие из которых впоследствии стали основой для сценариев драматических произведений и кинофильмов. Значительным событием в его карьере стало создание произведения «В квадрате 45», которое послужило основой для приключенческого фильма и стало важным этапом в его жизни и творчестве.
В 1955 году Эмиль Вениаминович решил оставить журналистику и отправиться в один из московских театров со своей первой комедией. Знаменитый советский режиссер Александр Аронов согласился поставить спектакль после прочтения нескольких глав рукописи.
Представление под названием «Раскрытое окно» вызвало восторженный смех у зрителей, особенно благодаря участию таких талантливых актеров, как Евгений Леонов и Майя Менгелт. После спектакля сценаристу удалось встретиться с Эльдаром Рязановым, что положило начало их творческому сотрудничеству.
Первым общим проектом Брагинского и Рязанова стал фильм «Берегись автомобиля», пропитанный атмосферой трогательного детектива. Несмотря на первоначальный запрет руководства «Мосфильма» на продолжение производства киноленты, процесс был возобновлен и завершен после публикации текста в одном из литературных журналов, что вызвало огромный интерес зрителей.
Еще одним явным успехом Брагинского стала лента «Ирония судьбы, или С легким паром!», вышедшая на экраны в новогоднюю ночь и принесшая зрителям множество радостных эмоций и непринужденного смеха. Главный герой, Евгений Лукашин, вызвал не только взрыв юмора, но и желание зрителей помочь ему в его трудностях.
Эта комедия послужила началом для множества успешных проектов, созданных вместе с Эльдаром Рязановым, таких как «Зигзаг удачи», «Гараж» и «Служебный роман». Вознаграждение за их вклад в киноиндустрию стали почетные награды и государственные премии, обычно присуждаемые выдающимся политическим и академическим личностям.
Помимо работы с Рязановым, Эмиль Вениаминович также внес свой вклад в театральное искусство, создав ряд спектаклей, которые позже были адаптированы для кино. Среди них стоит выделить такие произведения, как «Игра воображения», «Почти смешная история», «Суета сует», «Учитель пения» и «Детектив на семь персон», демонстрирующие неиссякаемый творческий потенциал автора.
Личная жизнь
В своей молодости Эмиля Брагинского и Ирму Шалыто, его однокурсницу, свела судьба, и в скором времени из этого союза родился сын Виктор, который потом пошел по пути художественного образования. Семейные фотографии из архива, хоть и встречаются редко, но ясно показывают, что эти годы были счастливыми, несмотря на напряженный рабочий график Эмиля.
В 1975 году Брагинский пережил сердечный приступ, и врачи-кардиологи сказали ему, что у него осталось жить всего лишь несколько дней. Однако после того, как он выписался из больницы в Москве, сценарист словно забыл о своих здоровьесберегающих рекомендациях и продолжил работать над созданием фильмов, чтобы доставлять радость зрителям.
После двадцати трех лет, вернувшись из-за границы, Эмиль Вениаминович почувствовал резкое ухудшение своего состояния прямо в аэропорту Шереметьево-2. Его внезапная смерть от инфаркта сразу после посадки самолета произошла перед глазами его жены и медицинского персонала, прибывшего на место происшествия.