Эмиль Лотяну – выдающийся деятель советского кинематографа, режиссер, педагог и талантливый автор фильмов «Табор уходит в небо», «Лаутары» и «Мой ласковый и нежный зверь», которые завоевали огромную популярность в Союзных республиках.
Люди, преданные своему искусству, часто говорят о режиссуре как не просто о работе, а о способе жизни. Так и с Эмилем Лотяну, знаменитым советским сценаристом и режиссером, который подарил зрителям такие потрясающие фильмы, как «Мой ласковый и нежный зверь», «Лаутары» и «Табор уходит в небо».
Лотяну часто сам писал сценарии к своим фильмам, а иногда и стихи. За свой вклад в отечественное кинематографическое искусство он получил несколько престижных кинопремий и стал народным артистом РСФСР.
Детство и юность
Родившийся 6 ноября 1936 года в молдавской деревне Клокушна, ранее находившейся на территории Румынии, режиссер начал свою биографию. Родители Эмиля были учителями – отец преподавал физику, а мать родной язык. В роду мальчика были представители русской, украинской, румынской и молдавской национальностей. Сначала родственники отца называли Лотоцкими, но затем фамилия трансформировалась в Лотяну в румынском стиле.
В 1944 году Бессарабию присоединили к Советскому Союзу, и мальчик остался жить с отцом. Мать с братом Марселем переехали в Бухарест, где она устроилась работать в советское посольство.
В 1949 году юноша потерял своего отца. Без связи с матерью, он бродил по улицам, спал в подсобных помещениях и на складах. В возрасте тринадцати лет он решил пересечь границу, чтобы добраться до своих дедушки и бабушки, которые жили в селе Коленцэуцы. Он успешно пересек реку Прут и почти уже был у родственников, когда его арестовали румынские пограничники. Их передали в советское посольство, где его встретила мать.
В столице Румынии юноша закончил школу и начал публиковать свои первые стихи. Первая книга молодого автора называлась «Современник» и была выпущена в 1949 году. В детстве Лотяну увлекся кино: первым фильмом, который поразил его воображение, был американский «Дилижанс».
В 1953 году Лотян переехал в Москву, чтобы поступить в Школу-студию МХАТ на актерское отделение. Пройдя вступительные экзамены, Эмиль стал учеником Василия Топоркова. Параллельно с учебой молодой человек работал в театре имени Александра Пушкина.
Через два года студент перевелся во ВГИК, выбрав режиссерский факультет. Преподавателями будущего режиссера стали Юрий Геника и Григорий Рошаль. Интересно, что на вступительном экзамене Эмиль попался билет с вопросами о картине «Дилижанс», каждую фразу из которой абитуриент знал буквально наизусть.
Кинематограф
После окончания обучения, молодой выпускник вернулся на родину и решил заняться созданием фильма под названием «Ждите нас на рассвете», который рассказывает о борцах-революционерах. Режиссер решил сделать актерский состав интернациональным, и в съемках приняли участие Думитру Карачобану, Илие Гуцу, Ион Шкуря и Валерий Панарин.
Второй фильм Лотяна с названием «Красные поляны» был выпущен в 1966 году. Драма о любви разворачивается в молдавском колхозе, на живописных пастбищах на берегу Днестра. Создатель долго искал исполнительницу главной роли Иоанны, но в один замечательный день случайно встретил ее на остановке общественного транспорта.
Красивая девушка Светлана Фомичева даже не думала о карьере актрисы — она мечтала стать юристом. Убедив родителей Светы разрешить дочь на съемки, Лотян отвез ее в Карпаты. Позже этот фильм был удостоен нескольких наград.
В 1971 году вышла картина «Лаутары», открывающая зрителю жизнь, любовь и творчество бродячих артистов Молдавии. Эту работу автор выпустил в сотрудничестве с композитором Евгением Догу, писавшим музыку заранее, под сценарий фильма. После премьеры фильма режиссер стал знаменитым не только на родине, но и за рубежом. «Лаутары» получили несколько премий на фестивалях в Сорренто, Сан-Себастьяне, Орвието и Неаполе.
Спустя два года Эмиль Владимирович получил предложение от Мосфильма и переехал в столицу. Здесь он взялся за работу над фильмом «Табор уходит в небо», в котором рассказал о любимой тематике народа. Основой для сюжета послужили ранние произведения Максима Горького, включая «Макар Чудра». В картине любовь, ревность и обычаи цыган, которые бродили по Бессарабии в конце 19 века, переплелись в удивительную историю.
Евгений Дога снова взял на себя роль композитора фильма. Работая над поиском уникальной музыки, его коллеги обошли весь Советский Союз, но настоящие цыганские шедевры им удалось найти в семье из Забайкалья, которая сумела сохранить вокальное наследие прошлых веков.
Лотян всегда относился к своей работе очень тщательно, стараясь учесть каждую мелочь. Даже при выборе массовки он искал настоящих цыган по всему Советскому Союзу. Труды режиссера были вознаграждены: в середине 1970-х годах фильм уверенно лидировал в советском кинопрокате, собрав миллионы зрителей по всей стране. Его работа была отмечена наградами на фестивалях в Белграде, Сан-Себастьяне и Праге.
Из-за успешного начала своей карьеры, режиссер начал воплощать в жизнь новые творческие задумки. Он приступил к съёмкам пьесы А. П. Чехова «Драма на охоте», где на роль главной героини пригласил начинающую актрису Галину Беляеву. По задумке автора, девушка должна была сочетать в себе черты Одри Хепберн, Людмилы Савельевой и Татьяны Самойловой. Дабы выполнить эту сложную задачу, помощники режиссера искали исполнительницу в десятках хореографических училищ СССР, пока подходящая кандидатура не была обнаружена в Воронеже.
Молодая балерина Галина Беляева и не думала о карьере в кино, однако судьба распорядилась иначе. В фильме «Мой ласковый и нежный зверь» начинающей актрисе довелось поработать с Олегом Янковским, Леонидом Марковым, Кириллом Лавровым и другими звездами советского кино.
Исполнение артистки было встречено зрителями с теплом – ее драматическая роль произвела впечатление. Отдельное внимание было уделено музыкальному сопровождению от Евгения Доги, который написал для фильма знаменитый симфонический вальс. Позже картина была номинирована на премию Каннского кинофестиваля.
Одной из значимых работ режиссера стала драма «Анна Павлова», рассказывающая о жизни великой российской балерины. Музыкальная лента была выпущена в середине 1980-х и снова завоевала сердца миллионов зрителей. Для роли главной героини Лотяны режиссер снова пригласил свою любимицу – актрису Галину Беляеву. При выборе музыки к фильму, давний партнер режиссера Евгений Дога выбрал произведения французского композитора Сен-Санса. После премьеры фильм был удостоен специальной премии от Оксфордского университета.
Расставшись с Мосфильмом, Эмиль Владимирович вернулся в Молдавскую ССР, где снял киноадаптацию поэмы «Лучафэрул» Михая Эминеску и сделал фильм «Скорлупа», в котором главную роль исполнил сын автора.
Для Эмиля Лотяну 1990-е годы были очень сложным периодом, как и для всего творческого сообщества. Он писал новые сценарии, но они больше не привлекали внимание директоров киностудий. В это время в стране начинал формироваться спрос на другое кино, которое не всегда было высокого качества.
Затем он начал преподавать в Кишиневском институте кинематографии. В 1998 году Лотяну поставил спектакль «Весь ваш, Антоша Чехонте», который был показан на сцене Горьковского МХАТа.
Эмиль Лотяну, талантливому художнику, всегда нужна была его муза. И он нашел её в лице Светланы Фомичевой, которая сыграла ключевую роль в фильме «Красные поляны». Их брак был коротким, потому что Светлана ушла к молодому коллеге Олегу Лачину.
После длительного периода одиночества, Эмиль влюбился заново после съемок «Мой ласковый и нежный зверь». Его второй избранницей стала балерина Галина Беляева, которую он с помощью друзей разыскивал по всему Советскому Союзу. Они поженились, и вскоре у них родился сын по имени Эмиль. Позднее младший Эмиль стал дипломированным юристом и продюсером, переехал в Америку и занялся адвокатской практикой.
После премьеры картины «Анна Павлова» Галина решила завершить отношения. Эмиль Владимирович переживал разрыв крайне тяжело.
В 2003 году режиссер встретился с Петрой Фильчаковой, которая была почти на полвека моложе. Отношения с этой женщиной были для Лотяна исключительно платоническими.
В начале 2000-х годов Эмиль Владимирович приступил к созданию картины под названием «Яр», где главную роль должна была исполнить Петра. Однако режиссер не смог завершить работу – все приостановилось после съемки первой дублей.
Смерть
Для поиска источника вдохновения для своей картины «Яр» художник отправился на Болгарию. По прибытии в аэропорт, он почувствовал себя плохо, и вскоре потерял сознание.
Режиссера немедленно доставили в одну из больниц Москвы, где он провел почти месяц. Весь этот период врачи боролись за жизнь выдающегося кинорежиссера, но болезнь оказалась сильнее. Автор шедевров кино скончался 18 апреля 2003 года в возрасте 66 лет. Известного мастера похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве.
Избранная фильмография
- В 1960 году появился мальчик
- Три года спустя обещаем встретить нас на рассвете
- В 1966 году были красные поляны
- В 1968 году произошло это мгновение
- В 1971 году вышел фильм «Лаутары»
- В 1976 году произошло событие «Табор уходит в небо»
- В 1978 году появился «Мой ласковый и нежный зверь»
- В 1983 году была поставлена «Анна Павлова»
- В 1986 году дебютировал фильм «Лучафэрул»
- В 1993 году стал известен фильм «Скорлупа»