Энцо Ансельмо Джузеппе Мария Феррари – известный итальянский предприниматель, автогонщик и создатель. Он учредил компанию по производству автомобилей «Феррари» и гоночную команду с тем же названием.
Среди автомобильных гуру нет более уважаемого и почитаемого человека, чем Энцо Феррари. Его компания символизировала скорость и роскошь, а сам Феррари был удивительной личностью, полной противоречий. Не будучи инженером, он смог создать автомобиль, который сочетал в себе грацию спортивной машины, технические характеристики и адреналин формулы-1, а также роскошь ролс-ройса. Энцо обладал способностью находить и привлекать только лучших специалистов в автомобильной отрасли к работе в своей компании, хотя он и относился к ним с некоторым презрением, ценя лишь их профессионализм. Жесткий, порой даже жестокий, в жизни Феррари руководствовался принципом: "В этом мире есть два мнения – мое и неправильное".
Детство и юность
Итальянский город Модена стал родным местом будущего знаменитого автопроизводителя, который увидел свет 18 февраля 1898 года. Однако в официальном свидетельстве о рождении значилась дата 20 февраля из-за сильной метели, которая помешала отцу прийти в регистрационный офис на следующий день после рождения. Родители Энцо, Альфредо Феррари и его жена Адальгиза Бисбини, уже воспитывали старшего сына с тем же именем, названным в честь деда. Отец работал в своей мастерской, где изготавливали металлические детали.
Энцо получил начальное образование, и в будущем мечтал стать оперным певцом или спортивным журналистом. Все изменилось, когда ему исполнилось десять лет. В 1908 году он впервые посетил автогонки в Болонье, увидел, как Фелис Нацаро одержал победу, и, воодушевившись его примером, решил, что его судьба связана с автогонками.
Карьера
Семья Феррари сильно пострадала во время Первой мировой войны. От бизнеса отца почти ничего не осталось. В 1918 году эпидемия «испанки» унесла жизни отца и старшего брата будущего гонщика. Сам Энцо тоже серьезно заболел, когда проходил службу в 3-м артиллерийском полку итальянской армии, из-за чего его отстранили от службы.
После возвращения домой он начал искать работу и начал свою трудовую биографию на заводе C.M.N. Сначала его взяли на тест-драйвера, а потом повысили до должности гонщика. В 1919 году Энцо участвовал в своих первых соревнованиях и показал неплохой результат, заняв четвертое место.
До 1937 года действовала Конюшня Феррари, после чего Энцо возглавил гоночную команду Альфа Ромео. Он сам прекратил участие в гонках еще в 1932 году по двум причинам: в 1925 году погиб его напарник Антонио Аскари, а в 1932 году у него родился сын. После этого Феррари перестал подвергать свою жизнь опасности и направил всю свою неуемную энергию на создание мощных гоночных автомобилей.
Расцвет компании Ferrari
В 1939 году Феррари покинул компанию с названием «Альфа Ромео» и основал свою собственную компанию под названием Auto-Avio Costruzioni. Теперь его основным занятием была модернизация запасных частей для гоночных автомобилей, а также сборка его собственных автомобилей, известных как Ferrari. В начале Второй мировой войны Феррари вынужден был сотрудничать с фашистским режимом, производя для них станки.
Завод был полностью разрушен во время авианалетов, и только к 1947 году был восстановлен. С этого года начала свою деятельность компания Ferrari S. p. A., которая по сей день находится в Маранелло.
После завершения войны появилась первая машина марки Феррари – 125S, которая была создана очень быстро. Ведущий конструктор трудился над её проектом несколько лет, преодолевая все трудности и препятствия. Энцо смог найти и привлечь лучших конструкторов для работы над своим автомобилем. Они занимались созданием новых спортивных и гоночных машин, и команда Феррари участвовала во всех гонках, практически всегда становясь победителем. Компания получила признание общественности, а сам Энцо продолжал осуществлять свою мечту – создание дорожного автомобиля с гоночной мощью и комфортом.
В 1950-х годах в личной жизни Феррари произошло несколько трагических событий. В 1956 году умер старший сын Альфредо от продолжительной болезни. Его отец посвятил ему линейку автомобилей Dino.
Спустя год произошла еще одна трагедия: во время ралли гоночная машина Ferrari 335S разогналась до невероятной на тот момент скорости в 250 километров в час, и в этот момент у нее лопнуло колесо, после чего авто врезалось в толпу людей. В результате столкновения погибли 9 человек, включая пятерых детей. Энцо Феррари был обвинен в непредумышленном убийстве. Уголовное дело против главы компании было закрыто только через 4 года, в 1961 году.
Получив инвестиции, Энцо смог заняться разработкой новых двигателей, что он считал особенно важным. Тем не менее, большая часть прибыли компании приходила от участия в автогонках, а не от продажи автомобилей. Такой подход сохраняется и сегодня, компания зарабатывает на спонсорстве и бонусах за победы в «Формуле-1», которые идут на миллионы. С самого начала своей деятельности Феррари понял, что для успешного выживания на рынке автомобилей необходимо постоянно внедрять новые технологии.
Фирма Фиат занималась лишь контролем автомобилей, которые производились для продажи, гоночные машины производила сама компания Феррари. Машины, украшенные постоянным логотипом с черной лошадью, участвовали в каждой гонке и пользовались огромной популярностью. Команда Феррари пятнадцать раз выигрывала мировое чемпионство в Формуле-1, 16 раз получала награду Кубка конструкторов. В 2015 году, после смерти Энцо Феррари, компания была разделена, и Феррари стала своим собственным брендом.
Личная жизнь
Энцо Феррари нашел свое счастье в семейной жизни с Лаурой Доминикой Гарелло, с которой он вступил в брак в апреле 1923 года. Они прожили вместе до ее последних дней. В 1932 году у них родился сын по имени Альфредо, которого они любяще называли Дино. Все планы на его будущее в области бизнеса рухнули, когда он умер в 1956 году от мышечной дистрофии, которую доктора диагностировали у него.
В 1945 году Лина Ларди, любовница Энцо Феррари, родила сына Пьеро. Однако до 1975 года в Италии не было развода, поэтому Феррари не мог официально признать мальчика своим сыном. Это стало возможным после смерти законной жены Энцо, Лауры, в 1978 году. В настоящее время Пьеро является вице-президентом компании Феррари и владеет 10% ее акций.
Личность Энцо Феррари
Необычный инженер обладал сложным характером. Он испытывал настоящую страсть только к гонкам, на своих подчиненных инженер постоянно давил и провоцировал их. Феррари считал такой рабочий атмосферу наиболее подходящей, мотивирующей к победе. Прав был известный инженер или ошибался, но его команда на самом деле была в постоянном выигрыше.
Именно из-за непримиримого характера Феррари в компании наступили сложные времена. Он поссорился с Ферруччо Ламборгини, который тогда занимался производством тракторов. Ферруччо неосторожно указал на недостатки автомобилей Энцо, за что был уволен. Феррари заявил, что человек, делающий тракторы, не имеет права критиковать его спортивные машины.
После этого Ламборгини, решив отомстить Энцо, начал разрабатывать свои мощные автомобили. Более того, он привлек к себе лучших конструкторов, которые ранее работали на Феррари, хотя гоночный спорт не был его первоочередной задачей.
Феррари столкнулся с новым врагом — Генри Фордом. В ходе обсуждения плана слияния компаний, Феррари возмутился тем, что ему придется согласовывать решения о гонках с новым партнером. Сделка рухнула, и после того, как Форд одержал победу на гонке "24 часа Ле-Мана", Феррари ушел из соревнований и больше в них не участвовал.
Энцо Феррари был замкнутым и вспыльчивым человеком. Смерть сына стала для него тяжелым ударом, после чего он отказался от общественной жизни, не посещал гонки и предпочитал смотреть их по телевизору. Его страстью были автогонки, но современники находили его привычки странными: боязнь езды на лифте, любовь к перьевым ручкам и фиолетовым чернилам, а также отказ от авиаперелетов.
14 августа 1988 года на 90-м году жизни скончался знаменитый гонщик и основатель бренда Феррари Энцо Феррари. Несмотря на его уход, компания продолжает выпускать элитные гоночные и дорожные автомобили, оставаясь верной своим принципам. В 2002 году в честь Энцо Феррари был выпущен автомобиль, названный его именем, с двигателем мощностью 660 лошадиных сил и максимальной скоростью 370 км/час.