Выдающийся оперный певец Энрико Карузо родился в бедной неаполитанской семье, но смог добиться высочайшей точки славы и популярности не только в Италии, но и за её пределами.
В начале 20-го века итальянский тенор Энрико Карузо достиг своего пика славы, завоевав признание на самых знаменитых театральных сценах Америки и Европы. В его репертуаре было более двухсот произведений, включая драматические арии и романтические песни. Имя Карузо стало символом и его голос продолжает восхищать слушателей нескольких последующих поколений.
Детство и юность
Энрико родился в бедной итальянской семье 25 февраля 1873 года. Сначала он жил в Неаполе, где пошел в школу и устроился на работу, чтобы помочь своей семье. Некоторые считали, что его мать родила более двадцати детей, большинство из которых умерли в младенчестве, но это оказалось неправдой.
Отцу Энрико, работавшему на литейном производстве, хотелось, чтобы сын продолжил его дело. В одиннадцать лет мальчика отправили учиться к механику, занимавшемуся строительством городских коммуникаций.
Мать парня не возражала против того, чтобы он работал, но считала, что прежде всего важно, чтобы он получил образование. По ее настоянию Карузо пошли в церковно-приходскую школу, где в то время учились дети из небогатых семей. Помимо изучения точных наук, парень принимал участие в местном хоре, удивляя окружающих своим мелодичным голосом. Талант молодого хориста был так очевиден, что его наставники убедили его оставить технические науки и полностью посвятить себя музыкальной карьере.
Энрико, мать Карузо, очень активно поддерживала своего сына в его творческих начинаниях до самой своей смерти в 1888 году. После ее ухода молодой Карузо начал зарабатывать на жизнь, выступая сначала на улицах как певец, а затем становясь постоянным музыкантом в барах Неаполя.
Карузо уже в молодости понял, что его голос может стать источником неплохого заработка. Он путешествовал по курортам Италии, давая импровизированные концерты и получая весьма приличные гонорары. Некоторое время он уделял изучению военной науки, однако вскоре осознал, что его единственным призванием является музыка.
В 1895 году молодой музыкант впервые вышел на большую сцену в театре Нуово в Неаполе. Его дебют состоялся с оперой «Амико Франческо» итальянского композитора Марио Морелли. После успешного выступления он дал ряд концертов в провинции, где его уже хорошо знали. В то же время он совершенствовал свое вокальное мастерство на занятиях с прославленным дирижером Винченцо Ломбарди.
Несмотря на увеличивающуюся популярность, у Энрико в то время еще не было финансовой устойчивости. На одной из рекламных афиш конца 1890-х годов певец появился в обмотанной мундиром, потому что его единственная хорошая рубашка не успела высохнуть после стирки. На одном из первых концертов артист был освистан, так как не смог расплатиться с рекламщиками. После этого обидного случая Карузо навсегда отказался от выступлений в родном Неаполе.
Основной поворот в карьере тенора произошел в 1900 году, когда он начал сотрудничать с известным театром «Ла Скала». На сцене этого прославленного театра молодой певец впервые предстал в образе Родольфо из оперы «Богема» Джакомо Пуччини. Затем труппа отправилась в гастроли по различным европейским столицам, где их выступления ждали искушенные и высокопоставленные зрители, включая императорскую семью в Петербурге, где был данный концерт в Мариинском театре.
Одним из первых важных работ исполнителя стала роль Лориса в опере «Федора» композитора Умберто Джордано, поставленной в 1898 году в миланском театре «Лирико». Позже в «Ла Скала» прошел большой концерт, посвященный композитору Джузеппе Верди, где среди знаменитых исполнителей было имя молодой итальянской звезды.
После окончания контракта с «Ла Скала» в 1902 году, Энрико Карузо согласился на предложение одной звукозаписывающей студии. За гонорар в 100 фунтов он записал десять пластинок, которые быстро стали хитами продаж. Это позволило Карузо не только улучшить свое финансовое положение, но и приобрести популярность среди англоязычной аудитории. После этого он получил предложение дать восемь концертов в Королевском оперном театре Ковент-Гарден, исполнив программу из произведений Моцарта и Верди.
Первое выступление Карузо в Ковент-Гардене состоялось в мае 1902 года. В спектакле «Риголетто» артист исполнил роль Матнтуи, а женскую партию пела Нелли Мельбе, самая известная оперная певица того времени. Мельбе восхищалась голосом Карузо, но считала его вторым после великого тенора Жана де Реске.
После окончания сезона в Лондоне в 1902 году, тенор отправился в Нью-Йорк, где получил предложение о контракте с Метрополитен-оперой. К тому времени у Энрико уже был свой менеджер и агент, Паскуале Симонелли, который познакомил его с представителями звукозаписывающего бренда «Victor Talking Machine». С этой компанией знаменитый певец сотрудничал до конца своей карьеры.
В начале 1904 года Карузо выпустил сборник композиций, который принес ему большой гонорар. Он включал в себя песню «Santa Lucia», которая стала абсолютным хитом для многих ценителей музыки на протяжении нескольких поколений.
Выступая на самых престижных концертных площадках, тенор также занимался сольной карьерой в различных городах США и Европы. Во время его выступления в театре Сан-Франциско произошло землетрясение, которое повредило часть сценического оборудования, но, к счастью, сам Энрико Карузо и его коллеги не пострадали.
С годами голос певца стал все более низким, и он перешел от лирических композиций к героическим оперным партиям. С этим новым репертуаром он отправился в тур по Южной Америке, выступая в Бразилии, Аргентине, Мексике и Уругвае. За одно выступление на Кубе артист получил гонорар в 10 тысяч долларов. Осенью 1920 года Карузо записал свою последнюю студийную работу, и год спустя знаменитого тенора уже не было.
Личная жизнь
Став богатым человеком, Энрико приобрел роскошный дом во Флоренции. Этот особняк стал местом отдыха для певца, который он мог наслаждаться время от времени в перерывах между гастролями. В Нью-Йорке у Карузо не было своей недвижимости – он жил в роскошном люксе отеля «Knickerbocker».
Финансовые проблемы остались позади, и певец мог себе позволить дорогие покупки. Своему агенту и близкому другу Паскуале Симонелли тенор подарил золотую медаль «Tiffany», на которой был изображен его собственный профиль.
В 1906 году у артиста произошел неприятный инцидент, который мог испортить его карьеру. Прогуливаясь по Нью-Йоркскому зоопарку, маэстро укусил прохожую даму за интересное место, что вызвало возмущение окружающих. Певец попытался свалить вину на обезьяну, находившуюся в соседней клетке, но полиция не поверила в такое объяснение. Карузо был доставлен в участок полиции и оштрафован на большую сумму. Этот случай вызвал широкий резонанс, знаменитость подвергли мощному общественному осуждению. Но любовь к таланту Энрико всё же перевесила весь негатив – со временем происшествие было забыто.
Перед Первой мировой войной актер был в романтических отношениях с замужней оперной певицей Адой Гиачетти, от которой он имел четверых детей во время своего романа. Когда певица наконец развелась со своим мужем, она переехала к своему возлюбленному, хотя никогда не стала его официальной женой. Они прожили вместе более 10 лет, и после разрыва отношений Ада долго вела судебные процессы со своим бывшим партнером, пытаясь получить большую часть его состояния.
Энрико обрел счастье в личной жизни в объятиях светской львицы по имени Дороти. В 1918 году они вступили в брак, а через год у них родилась дочь Глория. Сохраненная переписка свидетельствует о взаимной любви супругов, которую они вели во время гастролей прославленного тенора. После смерти своего любимого мужа Дороти опубликовала мемуары, включив в них самые трогательные из этих писем. Фильм «Великий Карузо» посвящен большой любви тенора и его жены, в котором оперный исполнитель предстал в образе итальянского актера и музыканта Марио Ланца.
Известно, что Карузо вёл себя малоподвижно, и это усугублялось его постоянным курением крепких сигар. Это постепенно разрушало здоровье певца, и к 1920 году он чувствовал себя гораздо старше своих лет. Кроме того, во время одного из выступлений маэстро получил серьезную травму почки и спины из-за обрушившихся декораций. После этого инцидента у Карузо начались приступы межреберной невралгии и острый бронхит.
В 1921 году врачи диагностировали у тенора эмпиему и гнойный плеврит. Карузо семь раз проходил операции, чтобы хирурги могли откачать скопившуюся в легких и грудной полости жидкость. Процедуры приносили облегчение, но лишь на время.
В летний период этого же года у Энрико начались сильные боли в боку, и он обратился к врачу в одну из неаполитанских клиник. Посоветовавшись с другими врачами в Риме, специалист решил, что необходимо удалить левую почку.
Перед проведением запланированной операции, певец остановился в гостинице «Везувио» в Неаполе, чтобы на следующее утро продолжить свой путь в столичную клинику. Не смог уснуть, Энрико принял немного морфия и лег спать. 2 августа 1921 года артиста нашли мертвым в кровати номера гостиницы. Причиной смерти стал острый перитонит, вызванный поддиафрагмальным абсцессом, по мнению врачей.
Местом прощания с гением стала Королевская базилика при храме Сан-Франческо ди Паола. Тело великого соотечественника было забальзамировано и помещено в прозрачный саркофаг на кладбище Дель Пианто в Неаполе. Через несколько лет Карузо был похоронен, а над его могилой установили изображение скорбящей Мадонны.