Эра Гарафовна Зиганшина – талантливая актриса, чье имя неразрывно связано с золотым веком советского кино и театра. Ее выдающиеся творческие достижения были отмечены званием Народной артистки России. Широкую известность принесла ей роль в культовой кинокартина «Снежная королева».
Детство и юность
Известная советская актриса кино и театра Эра Зиганшина была удостоена звания «Народная артистка России» в 2005 году. Эта талантливая женщина неоднократно впечатляла зрителей своим мастерством на сценах театров в Санкт-Петербурге, Кишиневе и Москве, демонстрируя свои актерские способности со всех сторон. Ее творческий вклад в мировое театральное искусство делает Зиганшину одной из величайших актрис нашего времени.
Рождение Зиганшиной произошло в городе Казани 1 февраля 1944 года. Оба ее родителя занимали пост инженеров. Имя для наследницы выбирал глава семьи, и оно было достаточно необычным даже для тех времен. Все потому, что девочка появилась на свет в период Второй мировой войны, и мужчина в паспортном столе хотел указать ее как Воэра, что, по его мнению, означало бы «военная эра». Но мама будущей артистки уговорила мужа оставить только вторую часть имени. В дальнейшем сама артистка рассказывала, как ее сверстники удивлялись ее имени, но им оно, безусловно, нравилось. Конечно, в жизни звезды случались и комические ситуации, когда друзья дразнили ее Эпохой.
В детстве биографии Эра увлекалась различными видами искусства, время от времени заражаясь интересом к одному, затем к другому. В то же время эти интересы быстро затухали. Когда-то Зиганшина увлекалась моделированием одежды, лыжным спортом, и коллекционированием фотографий известных личностей.
Возможно, одним из увлечений, которое действительно завладело сердцем Эры Гарафовны, стала игра на скрипке. Сразу после уроков в обычной школе девочка бросалась на занятия в музыкальной школе. В старших классах кумирами зрителей стали Изольда Извицкая и Любовь Орлова, благодаря им она решилась попробовать свои силы в театральном искусстве.
Родители не поддержали будущую театральную звезду в ее желании поступить в театральный вуз, и этот выбор вызвал у них яростное негодование, что привело к семейному скандалу, в результате которого Эру заперли в ее комнате. Однако она убежала из дома и отправилась в Москву, где сдала вступительные экзамены в нескольких учебных заведениях. Но и там ее мечта не сбылась, так как везде ее ждал отказ.
Завершить обучение в этом учебном заведении Зиганшина так и не смогла. Однажды девушка присутствовала на спектакле Большого драматического театра Ленинграда, где руководил труппой Георгий Товстоногов. Тогда же Эра отправилась в деканат, забрала свои документы и переехала в Санкт-Петербург, чтобы обучаться у своего мастера, которого она восхитилась.
Эра успешно завершила обучение в студии БДТ у Товстоногова. Она хотела остаться работать в труппе, но режиссер не захотел оставлять начинающую актрису. Это было ударом для Зиганшиной, но она была настойчивой и продолжила развиваться в своем направлении искусства.
Театр
С 1965 года г-жа Гарафовна была активным участником труппы Ленинского комсомола в Ленинграде. В течение пяти лет она участвовала в постановках таких пьес, как «Утиная охота» Александра Вампилова, «Трехгрошовая опера» Бертольта Брехта и многих других.
Сама артистка говорила, что она научилась играть на сцене еще в студии, но именно театр Ленинского комсомола научил ее быть сильной и дал ей уроки жизни. В зрительном зале часто сидели солдаты и студенты учебных заведений. Позже она вспоминала: «Подобные спектакли часто сопровождались гоготом, бросанием бутылок и даже драками, но ты должен был продолжать играть свою роль».
Согласно свидетельствам современников, даже в таком «шумном» зале, как у Зиганшиной, удавалось вызывать реакцию зрителей на представление.
В 1970 году профессиональная жизнь Эры Гарафовны изменилась с переездом в столицу Молдавии. В этом городе она работала в Русском драматическом театре всего один сезон. Однако здесь уже не было такого восторга зрителей, как в Петербурге. Эра не испытывала радости от пребывания в Кишиневе, поэтому после завершения сезона она вернулась в родной театр, носящий имя Ленинского комсомола.
Критики в восторге от ее возвращения на сцену. Ведь актриса уже была тридцатилетней, когда она блестяще сыграла роль Пилар в спектакле «По ком звонит колокол». Режиссер Геннадий Опорков поощрил ее выступление, назвав его «высшим пилотажем». После смерти мэтра, актриса покинула труппу и начала работать в Театре комедии.
В начале 21 века женщина вновь появилась на сцене родного Театра имени Ленинского комсомола. Кстати, к этому времени он уже назывался Театр-фестиваль «Балтийский дом». И на этот раз зрители с нетерпением ждали ее возвращения. Выход Эры на сцену в спектакле «Похороните меня за плинтусом» вызвал настоящий ажиотаж, а сама актриса стала лауреатом театрального фестиваля «Золотой софит», который проходил в Санкт-Петербурге в 2008 году.
В конце 2011 года артистка сменила работу и присоединилась к Александринскому театру. Её дебютной ролью стал образ в постановке «Литургия ZERO» от режиссера Валерия Фокина, основанной на произведении Федора Достоевского.
В 2017 году Эра Зиганшина приняла участие в пьесе «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» под руководством Виктора Рыжакова. Через три года она также сыграла в спектакле «Театр у аппарата», созданном в рамках проекта «Другая сцена».
В беседах с журналистами актриса неоднократно упоминала, что ее часто приглашают работать в качестве педагога. Но она всегда отказывается, потому что искренне убеждена, что преподавание и актерская работа — это два разных мира, которые не следует смешивать.
На сегодняшний день женщина, как и ранее, продолжает работать в Александринском театре. С 2021 года также сотрудничает с «Приютом комедианта», где ее зрители могли видеть в постановке «Старомодная комедия» и в Театре комедии имени Николая Акимова, где Эра сыграла в комедии «Амазонки».
В ноябре Эру Зиганшину прямо со сцены увезли в больницу. Семидесяти семилетней артистке не стало хорошо, и спектакль пришлось отменить.
Фильмография
Эра Гарафовна впервые попала в кинематограф в 1967 году, когда ей предложили роль маленькой разбойницы в фильме «Снежная королева» для детей. Фильм был удостоен наград различных кинофестивалей и стал частью золотого фонда кинематографа Советского Союза. Сама артистка вспоминает, что попала на съемочную площадку случайно, используя пропуск от Николая Боярского, и убедила режиссера, что сможет сыграть роль лучше другой актрисы, которая уже была утверждена.
Фильм «Снежная королева» принес бешеный успех всем его создателям. После выхода на экран Зиганшиной предлагали роли, продолжающие образ маленькой разбойницы, который она сыграла в этом фильме.
Кстати, после первых успехов артистка чувствовала себя настоящей звездой, поэтому она отказывалась от многих ролей, не желая играть обычных девушек и школьниц. Она говорила, что тогда ждала чего-то по-настоящему значимого, предложения, которое создаст для нее «образ на все времена».
После множества отказов Эра больше не привлекали к кино проектам. Но в этот период у нее все же появилось несколько интересных работ. Например, стоит упомянуть ее роль в фильме «Перед бурей», основанный на произведении Максима Горького. В этой ленте актриса снялась вместе с Николаем Симоновым и Эммой Поповой. За эту роль она получила свою первую кинопремию.
Если говорить о съемочной площадке в целом, то для Зиганшиной она менее привлекательна, чем театральные подмостки. В театре актер чувствует отклик зрителей на свою энергию. Согласно мнению самой актрисы, на сцене происходит как бы соперничество с аудиторией, и не всегда побеждает актер. Но на съемочной площадке все совсем иначе. Эра Гарафовна описывает работу в кино так: «Для меня съемки похожи на личное оскорбление. Почему никто не останавливается и не удивляется, наблюдая за тем, как я хорошо работаю?».
В следующий раз публику любимый вернулся на экран только в 90-х годах. Это произошло благодаря Сергею Снежкину, который пригласил кумира зрителей в свой проект «Невозвращенец». Фильм предсказывал развал Советского Союза и политические события 1991 года. Когда картина была показана в Сан-Себастьян, ей присудили специальный приз от жюри.
В XXI веке актриса стала чаще появляться на большом экране. В этот период ее фильмография пополнилась ролями в таких фильмах, как «Бандитский Петербург», «Агент национальной безопасности», «Улицы разбитых фонарей», и, конечно же, стоит упомянуть мистический триллер под названием «Черный ворон».
Во втором десятилетии актриса снялась в мелодраматической многосерийной картине «Семейный альбом», после которой последовал сериал «Лучше не бывает». На съемочной площадке она работала с такими известными коллегами, как Ирина Пегова, Марина Коняшкина и Дмитрий Шевченко.
В 1920-х годах Зиганшин сыграл в приключенческом фильме «Андреевский флаг». Этот фильм был уникален тем, что в нем были использованы реальные кадры со съемок настоящих подводных лодок во время военных учений. В нем принимали участие военные, а костюмы для главных героев были созданы известным дизайнером Валентином Юдашкиным.
Год 2021 в жизни Эры Гарафовны был наполнен работой на съемочной площадке популярного сериала «Медиум». Необходимо отметить, что этот фильм стал адаптацией американского шоу с таким же названием, созданным NBC. Изначальный сериал был удостоен наград «Эмми» и «Золотой глобус». В рамках нового проекта Эре была предложена одна из главных ролей, а ее партнерами по съемочной площадке стали Павел Трубинер, Мария Порошина и Сергей Степанченко.
Личная жизнь
В своей личной жизни кумир телезрителей также оставалась свободолюбивой, как и в своей профессии. В юности она была замужем за режиссером и актером Владимиром Головиным, и у них родились дети — дочь и сын. К сожалению, их брак не продолжился долго, и они расстались сразу после переезда в Кишинев.
Когда речь идет о старших наследниках, то театральный мир Эра Гарафовна осознанно обошла стороной, не прививая им с детства любви к театру или кино. Третьего ребенка она родила от известного актера и коллеги из Театра имени Ленинского комсомола, Владимира Рожина. Новый член семьи, названный в честь отца, также мечтал о блестящей карьере в мире искусства, но не смог осуществить свои амбиции в кинематографе, хотя нашел свое призвание в журналистике.
Умер второй супруг Эры Зиганшиной, и влюбленные были разлучены навсегда. После его ухода артистка приняла решение восстановить отношения с её первым мужем. Стоит отметить, что мужчина долгое время скрывал обиду на неё, поскольку именно Эра стала инициатором их развода. Впоследствии Зиганшина хорошо общалась со второй супругой Головина, которой стала Вера Бровкина. А сам режиссер активно помогал экс-супруге в бытовых вопросах.
В настоящее время артистка настойчиво отказывается от всех вопросов, связанных с ее личной жизнью. Однажды она сказала: «Мне не интересно такое внимание. Видимо, я что-то упустила или не сделала, если вас интересует другая сторона моей жизни».
Также она категорически отказывается от участия в телевизионных шоу.
Эра Зиганшина сейчас
Двести лет назад, в год юбилея великого русского писателя Александра Островского, в Театре имени Акимова была показана премьера спектакля под названием «Лес». Основой для этой постановки послужила пьеса, написанная литературным гением. На сцене появилась Эра Гарафовна, изображающая помещицу Гурмыжскую. Театральный художник Александр Орлов создал потрясающий лес специально для этого спектакля, который впоследствии был признан как отдельный элемент произведения как театральными критиками, так и зрителями.
Влюбленная в «истинное действие», идол театралов продолжает развивать свою актерскую карьеру. Каждый год ее арсенал пополняется разнообразными ролями, в том числе и главными. В 2023 году звезда телевидения была приглашена сыграть в фильме «Границы сломанной луны», который снимала начинающая режиссер Светлана Самошина. Вместе с Ерой на съемочной площадке работали Анна Шепелева, Виктория Толстоганова и Артем Быстров.
Факты
- Некогда молодая артистка дала свой голос одному из персонажей в анимационном фильме «Приключения в Изумрудном городе». Именно Татошка звучал через Эру Гарафовну.
- Эра Гарафовна придерживается неофициального кодекса актеров с большим уважением. Она никогда не пройдет между сценой и коллегой по профессии, всегда обходя его по другому пути.
- Свой первый выход на большую сцену артистка совершила, будучи второклассницей. В то время она была членом хора музыкальной школы, который был задействован при ставке знаменитой оперы «Кармен».
Если вы нашли ошибку в написании, пожалуйста, сообщите нам, выделив этот текст и нажав на выделенный текст.