Эраст Гарин — биография и личная жизнь актера

Эраст Гарин – талантливый актер, который заслужил признание в советском кинематографе, успешно работает как режиссер кино и театра, а также выдающийся сценарист. Он был удостоен звания Народного артиста и Лауреата Сталинской премии. Незабываемыми работами Эраста Гарина стали его выступления в фильмах «Обыкновенное чудо» и «Золушка».

Детство и юность

Немногие из известных актеров могут похвастаться тем, что в двадцать пять лет их уже с уважением называют сценической звездой. И это было не просто сценой, а Государственным театром имени Всеволода Мейерхольда. Роли Чацкого и Хлестакова в исполнении Гарина театральные критики признавали лучшими в истории постановок.

За свою творческую биографию Эраст Павлович был режиссером, сценаристом, актером, а иногда и оператором. Он записывал радиопередачи и легко озвучивал мультфильмы. Роли короля в таких фильмах как «Обыкновенное чудо» и «Золушка» сделали Эраста Гарина по-настоящему известным среди телезрителей Советского Союза.

Когда-то Юрий Никулин говорил о кино: "В нашей стране очень мало актеров, способных играть комедийные роли. И еще меньше тех, кому это удается естественно. Гарин же поистине уникален. Его талант способен воплотить в жизнь самую сложную сторону драматического искусства — трагикомедию".

Эраст Павлович появился на свет в Рязани 10 ноября 1902 года. Настоящая фамилия известного артиста — Герасимов. Отец будущей звезды, Павел Герасимов, служил в лестном хозяйстве. Мама мальчика, Мария Гарина, занималась воспитанием двоих детей — Эраста и его сестры Татьяны, а также ведением домашнего хозяйства.

Семья считалась достаточно обеспеченной, у них была основная квартира в городе и еще сельский дом, который позволял много времени проводить на свежем воздухе. В детстве Эраста увлечением был цирк. Родители покупали билеты на каждое представление приезжего шапито, чтобы порадовать мальчика.

В 1910 году Эраст Гарин начал учиться в мужской гимназии своего родного города. Одноклассником будущей звезды стал сын местного владельца единственного кинотеатра в городе. Иногда друг, ради развлечения, отрезал кусочки от киноленты и делился ими с Эрастом. Эраст просматривал небольшие фрагменты фильмов дома на своем проекторе и демонстрировал их матери и сестре, показывая достижения кинематографа. В этот период его жизни занятия в гимназии будущему актеру совсем не нравились.

Эраст закончил обучение в гимназии в 1917 году. Недолго до его выпуска учебное заведение было переименовано и стало называться шестой трудовой школой. Сразу после окончания учебы юноша пошел работать в городской театр, где приняли на должность статиста. Также иногда ему приходилось играть второстепенные роли, за которые даже не было текста.

Рассказывая о своем опыте работы, артист вспоминает: «Я пришел к Листову Николаю Афанасьевичу, который в то время был руководителем рязанского театра. Когда я впервые вышел на сцену, что я почувствовал? Конечно же испуг. Мне казалось, что все смотрят на меня. Но на самом деле, мои роли были такими маленькими, что меня практически не было видно».

Первой постановкой, в которой сыграл Эраст Павлович, стала известная пьеса Максима Горького «Враги». Позже он появился в спектаклях «Дни нашей жизни» и «Мадам сан-Жен». В этих спектаклях актер приходилось менять грим несколько раз, так как из-за маленьких ролей в одной пьесе его персонажей было два или три.

В 1919 году, Эрасту Гарину исполнилось 17 лет, и он добровольцем встал на службу в Красной армии. Однако он не смог попасть на фронт, поскольку его оставили в Рязани. Ему пришлось патрулировать улицы города и выполнять небольшие поручения от начальства. Вечерами ему удавалось участвовать в постановках гарнизонного театра.

К октябрю 1919 года Герасимов заслужил перевод в Москву благодаря своей хорошей работе. Здесь он присоединился к Первому в Красной армии театру самодеятельности, в котором работал известный режиссер Виктор Жемчужный. Он сразу предложил Гарину роль в комедии "Сбитенщик". Будущая звезда сыграла роль офицера в отставке по имени Болтай.

Сразу после окончания репетиций молодой актер отправлялся на лекции режиссера Николая Фореггера, который рассказывал об истории театра. Здесь же Гарин познакомился с так называемым методом Станиславского. По его мнению, именно это в дальнейшем послужило поводом для «упражнений, горячих споров и продолжительных дум».

В это время Эраст Павлович стал работать над новой ролью, уже применяя на себе полученные на занятиях новые знания. Основным принципом было достоверное исполнение: «продумывание возможных обстоятельств и правдивые переживания». Всё своё свободное время артист старался проводить в театре, смотря все новые постановки, благо смотреть было на что.

Будучи известным Гарин рассказывал: «Мы смотрели и смотрели. Современнику трудно в это поверить, но в тот период в городе было девяносто четыре театра. Вокруг нас было столько интересного. Мы, забывая о еде стремились успеть везде, и посмотреть все». Это был тот период, когда Эраст Павлович решил взять за основу своего псевдонима девичью фамилию матери – Гарин.

Молодой актер в театре Красной армии получал все больше ролей, среди которых запоминающиеся помещик Фирюлин в комедии «Несчастье от кареты» и рекламщик «живых газет», который представлял новости в виде частушек и песенок. В 1921 году известный режиссер Всеволод Мейерхольд посетил спектакль, где после его окончания он пообщался с актерами. Перед уходом он обратился к Эрасту Гарину: «Вы должны продолжать учиться. Скоро мы откроем курсы для режиссеров — обязательно приходите».

Учеба у Мейерхольда

В 1921 году осенней порой, молодой талантливый актер был принят на обучение в Государственную высшую режиссерскую мастерскую, возглавляемую самим Всеволодом Мейерхольдом. Изумительно, но почти все занятия первого курса были посвящены акробатике, гимнастике или классическому танцу. Только в конце первого года студентам предложили изучить сценическую речь.

На втором курсе самые способные ученики получали возможность участвовать в постановках в театре актера, который вскоре был переименован в честь известного режиссера В. Мейерхольда. Эраст Гарин впервые выступил на сцене в 1922 году в постановке "Нора" по произведению Генрика Ибсена. Затем последовали роли Ванечки в спектакле "Смерть Тарелкина" и повара в драме "Земля дыбом".

Через два года талантливый актер сыграл в премьерной постановке "Даешь Европу!" или "Д.Е.". Вспоминая об этом, Эраст говорил: "В театр Мейерхольда я входил постепенно. Сначала это были маленькие роли, а иногда и несколько в одном спектакле. И если в "Земля дыбом" их было всего две, то в "Д.Е." мне поручили сразу десять эпизодических ролей, среди которых была даже роль трупа. Ее мне дали, только потому, что я был легковесным и носить было не слишком тяжело".

Один из товарищей по учебе вспоминая Гарина, рассказал, как Эраст, худенький парень, поднялся босиком по лестнице, высунул лицо в окно и начал читать «Исповедь хулигана» Сергея Есенина на занятиях в Государственных высших театральных мастерских. Его молодой голос звучал полон тоски и трагизма, полностью отменяя обывательское отношение к поэту и его творчеству.

В 1924 году Всеволод Мейерхольд предоставил будущей кинозвезде возможность сыграть главную роль в постановке «Мандат». Персонаж по имени Павел Гулячкин — нэпман, живущий воспоминаниями о прошлом и пытающийся приспособиться к реальности. Мария Суханова, актриса, участвовавшая в постановке, рассказывала о том, что сам Мейерхольд был восхищен актером, игравшим Павла Гулячкина.

Эраст Павлович сам придумал костюм для своего персонажа, используя брюки и пиджак отца, который были ему велики. Постановка имела огромный успех, и о ней писали в таких изданиях, как «Искусство трудящихся», «Комсомольская правда» и «Известия».

Во время представления «Мандат» Эраст громко произносит свои слова: «Я всю Россию переарестую», «Я человек партийный», а затем испуганно реагирует на свои собственные крики. Перед зрителями он не только играет, но и становится живым образом буржуазного мещанства. С появлением нэпа это мещанство пытается уцепиться за жизнь и мечтает о денационализированном магазине.

1926 год стал новым этапом в жизни Эраста Павловича. Закончив обучение в государственной высшей режиссерской мастерской, он начал работу над образом Хлестакова в постановке Мейерхольда «Ревизор». Репетиции длились шесть месяцев, режиссер снял актера со всех других спектаклей, чтобы создать максимально точный образ.

Дебют состоялся в декабре 1926 года, на нем был присутствовал Михаил Чехов. До этого Чехов считался лучшим исполнителем роли Хлестакова, но Гарин сумел удивить всех. Даже спустя время Чехов признался в впечатлении, которое произвел на него Гарин. Критики с восхищением описывали игру Гарина, признавая его талант. Постановки «Ревизора» неизменно собирали полные залы.

В 1928 году Эраст Гарин получил приглашение сыграть главную роль в новом спектакле под названием «Горе уму». В этой постановке Чацкий предстал перед зрителями в совершенно новом свете. Один из театральных критиков, Борис Щукин, был поражен спектаклем и в своей рецензии написал: «Чацкий потерял все свои привычные черты, которые делали его уникальным.

Но зато в нем появились новые, более сильные внутренние черты. Он стал чувствующим и глубоко страдающим человеком. Его внутренний мир был открыт с особым вниманием к деталям, неповторимостью и остротой его характера». Эта постановка от режиссера Мейерхольда принесла Эрасту Гарину новую волну популярности, и после нее актер занял лидирующее положение в театре.

Начались репетиции двух новых спектаклей «Клоп» и «Командарм-2», в ходе которых было знакомство с творчеством Владимира Маяковского. Постоянные ссоры между Мейерхольдом и Гариным из-за различной трактовки сцен замедляли общую работу. Генеральная репетиция «Командарм-2» прошла только в 1929 году, после чего Гарин ушел из театра. Впоследствии он с грустной улыбкой рассказывал о своем решении, считая себя наивным идиотом и признавая свою заносчивость и глупость.

Новый этап

В 1930 году молодой Гарин начал свою карьеру актера в детском ДК Театра пионера, где проработал несколько месяцев. Затем он попробовал себя в роли режиссера, поставив спектакль под названием «Первый кандидат» в передвижном театре-студии «Станок». После успешной премьеры Гарин отправился работать в Театр сатиры в Ленинграде.

В октябре того же года на одной из улиц Гарин встретил Мейерхольда Всеволода Эмильевича, который без тени обиды легко преодолел все прежние недоразумения и заявил: «Пора работать, пора играть». Он сказал это как друг, режиссер, учитель и директор театра. Через несколько месяцев Эраст Гарин снова появился на сцене Мейерхольдовского театра. Потом в его репертуаре появился спектакль «Последний решительный», где он сыграл роль Жана Вальжана. А еще через несколько месяцев Гарин уже исполнял Хеллея в «Рычи, Китай».

В свободное от работы в театре время Эраст Павлович занимался радио. В 1932 году он записал передачу «Путешествие в Японию» для одного из каналов, где знакомил слушателей с достопримечательностями далекой страны. Позже он записал монодраму «15 раундов» на основе романа Анри Декуэна, адаптируя текст самостоятельно.

В 1933 году журнал «Рабочий и театр» отметил: «Этот спектакль полностью зависит от мастерства актера. Его голос в течение часа уверенно ведет слушателей через все тонкие моменты пятнадцати раундов. Гарин легко и виртуозно удерживает интерес слушателей». Со временем в творческой биографии актера становилось все больше радиопостановок, таких как: «Самолет и я», «Клоп», «Мое открытие Америки» и «Цусима».

В 1934 году Эраст Гарин испытывал свои силы в кино. Режиссер Александр Файнциммер искал актера для роли адъютанта Каблукова в историческом фильме «Поручик Киже». Невероятно, но Эрасту Павловичу легко дали роль льстивого чиновника, который работает во дворце. После премьеры на большом экране у актера появилось несколько предложений о съемках, включая предложение от Григория Козинцева. Но в то время он был вынужден отказаться, так как у него были запланированные гастроли в Сибири.

Съемки фильма начались в 1935 году, однако процесс развивался медленно из-за того, что Гарин сам изучал и познавал искусство кинематографа "на ходу", осваивая и изучая все его тонкости. Кроме того, в этом проекте артист не только выступил в роли сценариста и режиссера, но также исполнил главную роль. Премьера картины состоялась лишь через два года — в 1937 году.

Мир кино

В 1938 году Театр Мейерхольда прекратил свою деятельность из-за политических преследований, а вскоре после этого его руководителя арестовали. Несколько месяцев спустя Всеволода Мейерхольда осудили на расстрел по обвинению в "контрреволюционной деятельности". После смерти своего друга и учителя Гарин принял предложение Театра комедии в Ленинграде и стал его режиссером.

В течение короткого времени были поставлены спектакли под названиями "Сын народа" и "Простая девушка". Стоит отметить, что в первом спектакле сам Гарин сыграл главную роль – доктора Калюжного. Впоследствии Евгений Шварц в своей статье для газеты написал: "С первых минут на сцене виден особый талант актера. Ведь уже к середине постановки зритель вовсе не сомневается в том, что этот доктор способен на великие дела". Через год после премьеры Гарин и Локшина написали сценарий и сняли фильм "Доктор Калюжный" на основе пьесы "Сын народа".

Во время этого периода актер все больше и больше погружался в мир киноискусства. Так в 1940 году зрителям была показана картина «Музыкальная история», с режиссерами Гербертом Раппопортом и Александром Ивановским, в которой звезда кино сыграла роль Федора Тараканова. Позднее за эту роль Гарину была присуждена Сталинская премия второй степени.

В тот же год началась работа над экранизацией романа «Принц и нищий» по произведению Марка Твена. К сожалению, работу пришлось прекратить, так как осенью 1941 года павильон, где шли съемки, был обстрелян немцами. Вся съемочная группа была спешно эвакуирована сначала в Москву, а затем в Сталинабад, который сегодня известен как Душанбе.

В Таджикистане съемочный процесс продолжался только в одном павильоне, где были нарисованы все декорации. Спасибо терпению и профессионализму оператора, который сумел создать и показать панораму Тауэра и других объектов таким образом, что они выглядят идеально до сегодняшнего дня.

После возвращения в Москву в 1944 году Эраст Гарин сразу же был приглашен на съемки в фильме "Свадьба" режиссера Исидора Анненского. В экранизации одноименного водевиля, написанного Антоном Чеховым, он сыграл роль алчного жениха по имени Апломбов. Молодого человека заставляют жениться на дочери коллежского регистратора в отставке. На съемочной площадке Эраст Павлович работал вместе с Фаиной Раневской, Зоей Федоровой и Алексеем Грибовым.

"Золушка" — это фильм, который принес Гарину славу на территории Советского Союза. Экранизация известной сказки Шарля Перро была создана режиссерами Михаилом Шапиро и Надеждой Кашеваровой по адаптации Евгения Шварца. В этом киноленте Гарин сыграл одну из ключевых ролей — Короля. Актер прекрасно воплотил образ странного монарха, который отказался от трона, но потом передумал.

Газета «Вечерняя Москва» написала, что "Эраст Гарц сыграл роль короля в своем гротесковом и немного эксцентричном стиле. Король в его исполнении одновременно трогателен и смешон, суматошен и глубоко человечен, он вроде ярмарочной марионетки и в тоже время вполне реален".

Помимо работы на большом экране, актер также активно участвует в озвучивании персонажей мультфильмов. Он озвучивает Лиса в «Девочках в джунглях», выступает в роли судьи в «Волшебном кладе» и играет Царя в «Красе ненаглядной».

В 1950 году за выдающиеся достижения в киноискусстве актер был удостоен звания «Заслуженный артист РСФСР».

От короля до профессора

В 50-х годах Эраста был приглашен на работу в театр как киноактер. И уже в 1956 году прошла громкая премьера фильма по мотивам произведения Шварца с названием «Обыкновенное чудо». В этой постановке Эраст Павлович исполнил главную роль – Короля. После смерти Сталина, Эраст Павлович решился на постановку уже известной пьесы под названием «Мандат».

На каждой афише крупными буквами по настоянию самого Гарина было указано: «По мотивам работы народного артиста Вс. Мейерхольда». После расстрела великого режиссера это был первый раз, когда его имя вновь было открыто упомянуто.

В 1957 году Эраст Гарин был приглашен Эльдаром Рязановым для съемок в фильме "Девушка без адреса", а также Леонидом Траубергом в киноленте "Шли солдаты". Через год об актере заговорила и западная пресса благодаря показу фильма "Ведьма" на кинофестивале в Сан-Франциско. В 1960-х годах популярность Гарина достигла таких высот, что он снимался в двух-трех фильмах в год.

В 1962 году он написал в письме к сестре: "Сейчас у меня съемки каждый день. Проходят они в закрытых павильонах. Поэтому выходя вечером на улицу я каждый раз удивляюсь солнцу и красоте окружающей природы".

В 1963 году кинорежиссерам «Золушка» поступило предложение снять новый фильм под названием «Каин XVIII». Этот проект основан на известном произведении Евгения Шварца под названием «Голый король». Эта роль короля стала четвертой в карьере актера. Изначально Гарин должен был сыграть роль монарха-тирана.

Во время съемок киноленты Шварца, Гарин и режиссеры уже договорились о следующем проекте – экранизации «Обыкновенного чуда». Сюжет этой сказки заключается в том, что волшебник в лесу встречает медведя и превращает его в молодого человека. Чтобы вернуть свой облик, медведю нужно получить поцелуй от принцессы. Сценарий к фильму был написан Хесей Локшиной и Эрастом Гариным, который кстати же исполнил роль короля.

Возвращаясь со съемок фильма «Веселые расплюевские дни» в 1966 году, актер попал в аварию и получил сложную травму. В результате Гарин лишился зрения на один глаз, а количество съемок в его жизни значительно уменьшилось.

В 1971 году были небольшие роли в фильме «Джентльмены удачи» и «12 стульев». Теперь основное время уходило на работу в радио и озвучивание мультфильмов. Одной из самых популярных ролей был ослик Иа в «Винни-Пух и день забот» и Любопытный осел в «В мире басен».

Личная жизнь

Хеся Александровна Локшина стала первой супругой Эраста Гарина. Они встретились на режиссерских курсах и вскоре объявили о своей свадьбе. Вместе они увлекались искусством, создавали сценарии для спектаклей и кинолент. Брак испытал испытал трудности, когда Эраст Гарин начал отношения с Любовью Саввишной Рудневой, с которой он поженился в 1935 году. Через три года у них родилась дочь по имени Ольга.

Однако и этот союз оказался недолгим. После развода в 1941 году с Рудневой, актер возвратился к своей первой супруге. Хеся Локшина простила мужа, после чего личная жизнь Эраста Гарина снова наполнилась смыслом. Пара прожила вместе до самой смерти этой знаменитости.

Последние годы

В последние годы жизни Гарин часто посещал медицинские учреждения для лечения и восстановления своего подорванного здоровья. Это мешало проведению съемок и репетиций, которые приходилось прерывать.

В 1977 году Эраст Павлович Гарин был удостоен звания "Народный артист СССР".

Через три года, в 1980 году, артист покинул этот мир. Его похоронили в Москве, на Ваганьковском кладбище.

Избранная фильмография

  • 1934 — Поручик Киже
  • 1937 — Женитьба
  • 1940 — Музыкальная история
  • 1942 — Швейк готовится к бою
  • 1944 — Иван Никулин — русский матрос
  • 1944 — Свадьба
  • 1947 — Золушка
  • 1949 — Встреча на Эльбе
  • 1952 — Ревизор
  • 1955 — Неоконченная повесть
  • 1957 — Девушка без адреса
  • 1958 — Шли солдаты…
  • 1960 — Русский сувенир
  • 1961 — Алёнка
  • 1962 — Монета
  • 1962 — Необыкновенный город
  • 1963 — Каин XVIII
  • 1963 — Оптимистическая трагедия
  • 1964 — Обыкновенное чудо
  • 1966 — Весёлые расплюевские дни
  • 1968 — Полчаса на чудеса
  • 1971 — Джентльмены удачи
  • 1971 — 12 стульев
  • 1973 — Много шума из ничего
  • 1973 — Производство нейлона на 100 процентов
  • 1975 — Обменяю свою собаку на паровоз
  • 1975 — Исторические артефакты Пошехонья
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий