Эразм Роттердамский был известным филологом, писателем и богословом, являясь одним из ведущих учёных периода Северного Возрождения.
Историк Наталия Басовская описывает личность Эразма Роттердамского.
Увлекательные истории из жизни выдающегося учёного Эразма Роттердамского.
Эразм Роттердамский — биография
Эразм Роттердамский, известный как «князь гуманистов», был выдающимся философом Северного Возрождения.
Он стал первым ученым и писателем, достигшим такой влиятельности и популярности. Никому до него не удавалось стать настолько известным, а после него только Вольтер добился подобного успеха. Самые могущественные правители своего времени стремились к его благосклонности, а выдающиеся ученые считали большой удачей находиться с ним в переписке. Когда он появлялся в каком-либо городе, его встречали торжественно, а честь, оказываемая ему, порой превосходила почести, оказываемые некоторым государям. Это было удивительно, учитывая его начало жизни как изгоя, незаконнорожденного сироты.
Детство
28 октября 1469 года в Гауде, пригороде Роттердама, родился мыслитель с настоящим именем Герхард Герхардс. Он часто подписывался фамилией Роттердамский, указывая на место своего рождения.
Мальчик был рожден вне брака, как плод любви служанки и сына богатых бюргеров, который был предназначен стать священнослужителем. Родители парня сильно противились браку с простой девушкой, поэтому его мать воспитывала его одна. Его имя, Герхард, переводится как «желанный», но в моде тех времен были грецизация и латинизация, и его имя звучало как Дезидерий Эразм.
Эразм был всегда в поиске знаний. Вначале его отправили в обычную школу в его родном Гауде, затем он посещал занятия в школе Герта Грота в Девентере, где особое внимание уделялось изучению древней литературы. В 13 лет мальчик остался сиротой, потому что все его близкие умерли во время чумы. Именно так он оказался в монастыре. Родственники его отца навсегда отрезали его от своей жизни, поэтому он не мог рассчитывать на их помощь.
С 1486 по 1492 год парень жил вместе с монахами-августинцами и в итоге принял духовный сан.
Он постоянно учился, проводя время за чтением книг, углубленно изучая латынь и древнегреческий язык, оттачивая свои ораторские навыки. Его достижения помогли ему продвинуться в жизни, и вскоре Эразм стал секретарем епископа в городе Камбре, который находится во Франции.
Общественная деятельность
Эразм постоянно находился в пути, путешествуя из Нидерландов в Британию, Италию и Францию. В Турине он стал доктором богословия и был принят Папой Римским с надлежащими почестями. В 1506 году, во время пребывания в Оксфорде, ему было предложено преподавать, но он предпочел аналогичное предложение Кембриджского университета из-за того, что его друг, Джон Фишер, работал там.
Роттердамский работал в университете, обучая древнегреческому языку и богословию. Чтобы передать студентам больше знаний о богословии, Эразм начал переводить Новый Завет. Это было совершенно новаторское подход к религиозным текстам, который отличался от прежних методов. В 1511 году Эразм начал преподавать в университете и продолжал это два года. После этого он отправился в Германию. Пожив там некоторое время, он посетил Великобританию и Швейцарию. В Швейцарии он нашел нового защитника в лице императора Карла V, который предложил ему место советника при дворе. Эразм неустанно работал и время от времени путешествовал.
Эразм Роттердамский внес огромный вклад в развитие идеи гуманизма. У него была безупречная репутация и абсолютный авторитет в обществе.
Единственным, кто смог заслужить такое же восхищение, был Вольтер, который стал известен своими произведениями во второй половине XVIII века. Имя Эразма Роттердамского было известно во всех уголках Европы.
Эразм поддерживал переписку с высокопоставленными лидерами всех стран и народов. Ему писали кардиналы, папы, правители. Роттердамский находился в расположении и пользовался симпатией самых важных исторических фигур своего времени. Он имел возможность стать кардиналом и получить пенсию от баварского правительства, если бы согласился переехать в Нюрнберг на постоянное место жительства.
Идеи и творчество
Первые творения Эразма были выпущены в Париже. Первая книга автора получила название «Adagia», в которой были собраны учительные истории и афоризмы, основанные на работах древних философов-писателей. В 1501 году Роттердамец написал религиозно-этический трактат «Оружие христианского воина», который был опубликован в 1504 году. Автора больше всего интересовала философия духовного совершенствования человека, которой он уделял больше внимания, чем традиционным обрядам.
Во время своего путешествия по Великобритании Эразм создал новую работу под названием «Похвала глупости», в которой он критически оценил схоластическое богословие средневековой эпохи. В этой книге отразились мысли философа о человеческих ошибках и достижениях, повторяющихся в определенных циклах. Он выявил пороки и предрассудки, которым человечество подвержено постоянно. Эта книга была издана сорок раз еще при жизни Роттердамского и переведена на все основные языки мира.
Эразм был обладателем отличного чувства юмора, оптимизма и эрудиции, поэтому во всех его работах прослеживается убеждение в человеке, в его способности преодолеть собственные недостатки. Творчество Эразма объединяет его философские принципы, писательский талант и настойчивость ученого. Не случайно современники называли его «европейским оракулом», потому что его идеи и деятельность сильно влияли на мировоззрение людей в XVI веке.
В 1515 году вышла еще одна книга известного писателя под названием «Наставление христианского государя», а спустя год он написал работу «Жалоба мира». Эти произведения отражали его точку зрения на войны и пацифистские движения. В своей книге «О свободе воли» он выступал противником Реформации. Эразм Роттердамский был сторонником гуманизма во всех его проявлениях и прославился также как филолог, переводчик и толкователь произведений древнегреческих авторов, таких как Лукиан, Еврипид и многие другие.
Эразма всегда проявлял интерес к фонетике языка, на основе которой формировалась древнегреческая лингвистическая наука. Он уделял особое внимание изучению Евангелия и толковал его весьма оригинальным образом.
Эразм считал, что полноценное развитие личности должно включать в себя умственный, моральный и религиозный компоненты.
Он также придавал важность физическому развитию, утверждая, что важно развивать свой потенциал, не забывая о ответственности за свои поступки. Эразм выступал за уважение и заботу о детях, противостоял насилию и физическим наказаниям в их отношении, а также настаивал на необходимости образования для каждого человека.
Личная жизнь
Роттердамский жил как священнослужитель, который находил утешение в вере, а не в любовных связях и интригах, и он сохранял свою безупречную репутацию на протяжении всей жизни. Эразм не был женат, у него не было наследников, его личная жизнь заключалась в путешествиях и создании научных трудов. Историки, изучавшие биографию философа и ученого, не смогли найти ни одного нарушения его принципов.
На одном из портретов, созданных художником Гансом Гольбейном, Эразм изображен так, будто он разглядывает девушку. Он кажется слегка смущенным и не в своей тарелке из-за этой близости к представительнице противоположного пола. Ни у одного из тех, кто хорошо знал Эразма, не осталось ни единого воспоминания об интригах из его жизни – их просто не существовало.
Смерть
12 июля 1536 года нас покинул великий мыслитель. Причиной его смерти стала дизентерия. Похороны Эразма Роттердамского прошли в кафедральном соборе Базеля, который находится в самом центре города. В 1538 году его могилу украсил памятник из красного известняка.
Потомкам Эразм известен как великий гуманист. Он оставил после себя богатую библиотеку и ценное имущество. В городе Базель существует университет, где студенты уже много лет получают Эразмовскую стипендию.
Основные произведения
- «Изречения»
- «Похвала глупости»
- «Беседы без запрета»
- «Воспитание православного правителя»
- «Жалоба изгнанного и угнетенного мира»
- «Дискурс о свободе воли»
- «О приличиях детских повадок»