Эразм Роттердамский — биография, жизнь, идеи и произведения

Эразм Роттердамский был известным филологом, писателем и богословом, являясь одним из ведущих учёных периода Северного Возрождения.

Историк Наталия Басовская описывает личность Эразма Роттердамского.

Увлекательные истории из жизни выдающегося учёного Эразма Роттердамского.

Эразм Роттердамский — биография

Эразм Роттердамский, известный как «князь гуманистов», был выдающимся философом Северного Возрождения.

Он стал первым ученым и писателем, достигшим такой влиятельности и популярности. Никому до него не удавалось стать настолько известным, а после него только Вольтер добился подобного успеха. Самые могущественные правители своего времени стремились к его благосклонности, а выдающиеся ученые считали большой удачей находиться с ним в переписке. Когда он появлялся в каком-либо городе, его встречали торжественно, а честь, оказываемая ему, порой превосходила почести, оказываемые некоторым государям. Это было удивительно, учитывая его начало жизни как изгоя, незаконнорожденного сироты.

Детство

28 октября 1469 года в Гауде, пригороде Роттердама, родился мыслитель с настоящим именем Герхард Герхардс. Он часто подписывался фамилией Роттердамский, указывая на место своего рождения.

Мальчик был рожден вне брака, как плод любви служанки и сына богатых бюргеров, который был предназначен стать священнослужителем. Родители парня сильно противились браку с простой девушкой, поэтому его мать воспитывала его одна. Его имя, Герхард, переводится как «желанный», но в моде тех времен были грецизация и латинизация, и его имя звучало как Дезидерий Эразм.

Эразм Роттердамский

Эразм был всегда в поиске знаний. Вначале его отправили в обычную школу в его родном Гауде, затем он посещал занятия в школе Герта Грота в Девентере, где особое внимание уделялось изучению древней литературы. В 13 лет мальчик остался сиротой, потому что все его близкие умерли во время чумы. Именно так он оказался в монастыре. Родственники его отца навсегда отрезали его от своей жизни, поэтому он не мог рассчитывать на их помощь.

С 1486 по 1492 год парень жил вместе с монахами-августинцами и в итоге принял духовный сан.

Он постоянно учился, проводя время за чтением книг, углубленно изучая латынь и древнегреческий язык, оттачивая свои ораторские навыки. Его достижения помогли ему продвинуться в жизни, и вскоре Эразм стал секретарем епископа в городе Камбре, который находится во Франции.

Общественная деятельность

Эразм постоянно находился в пути, путешествуя из Нидерландов в Британию, Италию и Францию. В Турине он стал доктором богословия и был принят Папой Римским с надлежащими почестями. В 1506 году, во время пребывания в Оксфорде, ему было предложено преподавать, но он предпочел аналогичное предложение Кембриджского университета из-за того, что его друг, Джон Фишер, работал там.

Роттердамский работал в университете, обучая древнегреческому языку и богословию. Чтобы передать студентам больше знаний о богословии, Эразм начал переводить Новый Завет. Это было совершенно новаторское подход к религиозным текстам, который отличался от прежних методов. В 1511 году Эразм начал преподавать в университете и продолжал это два года. После этого он отправился в Германию. Пожив там некоторое время, он посетил Великобританию и Швейцарию. В Швейцарии он нашел нового защитника в лице императора Карла V, который предложил ему место советника при дворе. Эразм неустанно работал и время от времени путешествовал.

Эразм Роттердамский внес огромный вклад в развитие идеи гуманизма. У него была безупречная репутация и абсолютный авторитет в обществе.

Единственным, кто смог заслужить такое же восхищение, был Вольтер, который стал известен своими произведениями во второй половине XVIII века. Имя Эразма Роттердамского было известно во всех уголках Европы.

Эразм поддерживал переписку с высокопоставленными лидерами всех стран и народов. Ему писали кардиналы, папы, правители. Роттердамский находился в расположении и пользовался симпатией самых важных исторических фигур своего времени. Он имел возможность стать кардиналом и получить пенсию от баварского правительства, если бы согласился переехать в Нюрнберг на постоянное место жительства.

Идеи и творчество

Первые творения Эразма были выпущены в Париже. Первая книга автора получила название «Adagia», в которой были собраны учительные истории и афоризмы, основанные на работах древних философов-писателей. В 1501 году Роттердамец написал религиозно-этический трактат «Оружие христианского воина», который был опубликован в 1504 году. Автора больше всего интересовала философия духовного совершенствования человека, которой он уделял больше внимания, чем традиционным обрядам.

Эразм Роттердамский в творческом процессе

Во время своего путешествия по Великобритании Эразм создал новую работу под названием «Похвала глупости», в которой он критически оценил схоластическое богословие средневековой эпохи. В этой книге отразились мысли философа о человеческих ошибках и достижениях, повторяющихся в определенных циклах. Он выявил пороки и предрассудки, которым человечество подвержено постоянно. Эта книга была издана сорок раз еще при жизни Роттердамского и переведена на все основные языки мира.

Эразм был обладателем отличного чувства юмора, оптимизма и эрудиции, поэтому во всех его работах прослеживается убеждение в человеке, в его способности преодолеть собственные недостатки. Творчество Эразма объединяет его философские принципы, писательский талант и настойчивость ученого. Не случайно современники называли его «европейским оракулом», потому что его идеи и деятельность сильно влияли на мировоззрение людей в XVI веке.

Дезидерий Эразм Роттердамский

В 1515 году вышла еще одна книга известного писателя под названием «Наставление христианского государя», а спустя год он написал работу «Жалоба мира». Эти произведения отражали его точку зрения на войны и пацифистские движения. В своей книге «О свободе воли» он выступал противником Реформации. Эразм Роттердамский был сторонником гуманизма во всех его проявлениях и прославился также как филолог, переводчик и толкователь произведений древнегреческих авторов, таких как Лукиан, Еврипид и многие другие.

Эразма всегда проявлял интерес к фонетике языка, на основе которой формировалась древнегреческая лингвистическая наука. Он уделял особое внимание изучению Евангелия и толковал его весьма оригинальным образом.

Эразм считал, что полноценное развитие личности должно включать в себя умственный, моральный и религиозный компоненты.

Он также придавал важность физическому развитию, утверждая, что важно развивать свой потенциал, не забывая о ответственности за свои поступки. Эразм выступал за уважение и заботу о детях, противостоял насилию и физическим наказаниям в их отношении, а также настаивал на необходимости образования для каждого человека.

Личная жизнь

Роттердамский жил как священнослужитель, который находил утешение в вере, а не в любовных связях и интригах, и он сохранял свою безупречную репутацию на протяжении всей жизни. Эразм не был женат, у него не было наследников, его личная жизнь заключалась в путешествиях и создании научных трудов. Историки, изучавшие биографию философа и ученого, не смогли найти ни одного нарушения его принципов.

На одном из портретов, созданных художником Гансом Гольбейном, Эразм изображен так, будто он разглядывает девушку. Он кажется слегка смущенным и не в своей тарелке из-за этой близости к представительнице противоположного пола. Ни у одного из тех, кто хорошо знал Эразма, не осталось ни единого воспоминания об интригах из его жизни – их просто не существовало.

Смерть

12 июля 1536 года нас покинул великий мыслитель. Причиной его смерти стала дизентерия. Похороны Эразма Роттердамского прошли в кафедральном соборе Базеля, который находится в самом центре города. В 1538 году его могилу украсил памятник из красного известняка.

Потомкам Эразм известен как великий гуманист. Он оставил после себя богатую библиотеку и ценное имущество. В городе Базель существует университет, где студенты уже много лет получают Эразмовскую стипендию.

Основные произведения

  • «Изречения»
  • «Похвала глупости»
  • «Беседы без запрета»
  • «Воспитание православного правителя»
  • «Жалоба изгнанного и угнетенного мира»
  • «Дискурс о свободе воли»
  • «О приличиях детских повадок»
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий