Эрик Булатов — известный художник, чьи произведения приобрели популярность только после распада СССР. С 1980-х годов он живет и работает во Франции.
Эрик Булатов проявил свой талант в нескольких стилях современного искусства, таких как соц-арт, московский концептуализм и поп-арт. В настоящее время он проживает в Европе, но старается как можно чаще возвращаться на родину в поисках новых идей и вдохновения.
Ранние годы
Известный художник родился 5 сентября 1933 года в уральском городе, который тогда назывался Свердловск. Отец Эрика погиб на фронте во время Второй мировой войны.
Мать мальчика была польской эмигранткой и работала стенографисткой, хотя изначально не знала русского языка. До войны отец увидел в Эрике большой творческий потенциал и взял у супруги обещание, что она сделает все, чтобы сын получил профессиональное образование. После смерти мужа женщина исполнила его волю и отдала ребенка в Московскую художественную школу. Первая попытка поступить оказалась неудачной, поэтому мальчик некоторое время занимался у педагога Александра Михайлова.
Перед экзаменами будущий студент заболел туберкулезом и был направлен на лечение в Крым. В санатории Булатов он создал картины, изображающие крымские пейзажи. По возвращении домой он предоставил эти работы в приемную комиссию художественной школы. Его талант был оценен, и вскоре он начал обучение. Окончив Московское художественное училище, Эрик поступил в Суриковское училище.
Художник-иллюстратор
Эрик пережил непростые времена для людей творчества. После смерти Сталина жизнь художников стала немного свободнее, но советская власть продолжала контролировать все аспекты жизни. Художникам навязывались определенные стандарты, нарушение которых могло привести к серьезным последствиям. Он не хотел подстраиваться под систему, осознавая, что его свободомыслие могло помешать его работе в живописи. Но у него не было другой профессии, поэтому он принялся за иллюстрации детских книжек.
С рассветом своей художественной карьеры, Эрик и его друг Олег Васильев, сотрудничали в издательстве «Малыш». Вместе они проиллюстрировали такие замечательные книги, как «Красная шапочка», «Золушка» и «Спящая красавица».
Живописец
Эрик Владимирович вспоминает, что осенью и зимой он занимался работой в издательстве, а весной и летом он возвращался к своей живописи. Ранние полотна художника были почти никому не известны, так как на них был наложен запрет. Выставка работ художника состоялась только в середине 1960-х годов и длилась не более получаса.
В то время Булатова еще никто не знал, поэтому он показывал свои картины всем желающим абсолютно бесплатно. Если ему удавалось продать какую-либо работу, то это были очень скромные деньги. Первыми талант художника оценили заграничные ценители искусства в конце 1970-х годов.
Когда в западных галереях начали появляться картины советского художника, люди стали говорить о его уникальном стиле. Когда работа «Горизонт» была показана на афише Венецианской биеннале, Эрик Владимирович стал знаменитым.
Холсты Булатова легко узнаваемы: они сочетают плакатный жанр с элементами живописи. Обычные для той эпохи советские лозунги художник размещал рядом с портретами людей и пейзажами. Некоторые арт-критики считают, что своими работами Эрик Владимирович тайно протестовал против абсурдности окружающего мира, пропаганды и пафосных тезисов.
Из множества предложений Булатов выбрал сотрудничество с нью-йоркской галереей. Для мастера это стало временем невиданного творческого расцвета: впервые он мог спокойно работать, не беспокоясь о цензуре и давлении властей. В Соединенных Штатах он почти не отрывался от работы, проводя часы в своей мастерской. Художнику полюбилась чужая страна, но он вскоре вынужден был покинуть ее из-за личных обстоятельств.
После перестройки живописец провел успешную выставку в Центре Помпиду, после этого получил предложение о сотрудничестве от французского министерства культуры. Постепенно советский художник обосновался в Париже, где в дальнейшем создал целый ряд выдающихся произведений.
Искусство автора начали ценить в России только с началом нового тысячелетия. В начале 2000-х годов Булатов устроил свою первую выставку графических работ, а затем продемонстрировал свои живописные полотна в знаменитой Третьяковской галерее. Родные страны так понравились работы мастера, что он начал периодически привозить их на родину.
Эрик Владимирович за короткое время стал одним из самых известных современных художников. Его картина «Брежнев. Советский космос» была оценена на аукционе в 1,6 миллиона долларов, а другие работы с советской тематикой уходили за не менее чем за миллион долларов каждая. Среди наиболее известных работ художника — «Свобода» и «Лувр. Джоконда».
В 2020 году Булатову пригласили участвовать в создании мурала на здании Выксы в Нижегородской области. В мурал вошли его произведения «Амбар в Нормандии» и «Стой и иди», ширина которого составила более ста метров.
Интерес к жизни творца все еще остается исключительным для документалистов. Биография Булатова была включена в серию «Художник говорит», посвященную выдающимся мастерам 20-го века. В этом произведении искусства был рассказ о личной судьбе художника и о его верных друзьях, которые оказали поддержку в самых трудных моментах.
В прошлом году на Первом канале вышла документальная лента под названием «Живу и вижу», главным героем которой стал Эрик Владимирович. Фильм представляет собой серию диалогов с известным российским телеведущим и продюсером Анатолием Малкиным.
Личная жизнь
Известно, что мастер был женат несколько раз, но он предпочитает не раскрывать подробности своей личной жизни.
В 1978 году Булатов заключил брак с Натальей Годзиной, которая стала матерью его сына. В настоящее время пара неразлучна.
Интересные факты
- Художник не приемлет репродукций своих произведений, но он все же сделал копию картины «Слава КПСС», которая принадлежала частному коллекционеру, отказывавшемуся предоставлять ее для выставок. Изнуренный бесконечными переговорами, Булатов создал дубликат шедевра.
- Для каждой картины художник сначала создает эскиз на бумаге, а затем переносит его на холст.
- У Эрика Владимировича есть несколько работ, с которыми он не намерен расставаться, включая картины «Подсосенский переулок», «Белая точка» и «Дверь».