Эрнст Гофман, немецкий писатель, создатель новелл и романов, наполненных множеством готических образов. Всемирно известный персонаж Крошка Цахес не привлекателен и даже груб, однако обладает удивительным талантом; бедному Щелкунчику писатель предначертал жизнь, посвященную ломанию орехов. Сказки Гофмана прекрасны, чувственны, уникальны, но в то же время окутаны ужасной атмосферой и предназначены далеко не для детей.
Ранние годы
Эрнст Теодор Вильгельм Гофман, так звучит полное имя этого писателя, родился 24 января 1776 года в городе Кёнигсберг (ныне Калининградская область России). Данный мужчина стал третьим ребёнком в семье Кристофа Гофмана и Ловизы Доффер.
Когда младшему ребенку исполнилось два года, его родители приняли решение разойтись, и дети были разделены друг от друга. Старший сын уехал с отцом в город Инстербург (ныне Черняховск в Калининградской области), в то время как Эрнст остался с матерью в Кёнигсберге, а средний сын, умер, будучи еще младенцем.
Эрнст был очень творческим мальчиком: умело играл на фортепиано, талантливо рисовал и даже пытался создавать картины, а также сделал карикатуру на себя. Несомненно, молодой Гофман обладал хорошим творческим потенциалом, однако ему было сложно развиваться, ведь его детство прошло в маленьком городке, где даже самые образованные люди не имели понятия о высоком искусстве, его классических формах и новых идеях и направлениях.
С 1781 по 1792 год ребенок учился в лютеранской школе Burgschule. Помимо уроков, мальчик с увлечением читал произведения Шиллера, Гёте, Руссо, а также других известных писателей, у которых было чему поучиться. В этот период он познакомился с Теодором Готлибом фон Гиппелем, который впоследствии стал известным политическим деятелем. Именно этот человек открыл для Эрнста труды Иммануила Канта, лекции которого Гофману смог послушать.
Творчество
В конце XVIII века писателю приходилось часто менять место жительства, его «путешествия» проходили по следующему маршруту: сначала Глогув, затем Дрезден, где Гофман лично увидел полотна Рафаэля и Корреджо, и наконец – Берлин.
Именно у Белины молодой человек начал свою творческую биографию, попробовав себя в качестве композитора, написав оперетту «Die Maske». Показать результаты своего таланта Гофман решил представить королеве Пруссии Луизе. К удивлению, государыня одобрила и направила молодого человека к директору Королевского театра, который, доверившись рекомендации высокопоставленной женщины, готовился принять его произведение. Но по ряду обстоятельств Эрнст отбыл в Познань (современную Польшу) и не дождался ответа.
Это было первое длительное отсутствие молодого человека от родного дома, и оно оставило на нем определенный след. Как признавался писатель, он стал тем, кого приличные люди (священники, директора школ) называют развратными. Но этот "разврат" заключался в том, что Эрнст серьезно занялся творчеством, хоть и шутливым и далеким от академического стиля.
В свете этого психическое состояние молодого человека начало подкашиваться. Его всё чаще изображали в карикатурах, при этом его персонаж часто оказывался в грязи, а это видели необразованные сельчане. Однако вынужденное затворничество в годах пребывания в Плоцке все же повлияло на Гофмана положительно, отразившись на его творчестве.
Написав заметки о театре, немец решил участвовать в литературном конкурсе, проводимом газетой «Die Freimüthige». Все четырнадцать работ, отправленные им, были отмечены жюри, но главный приз достался другому автору. Тем не менее, Гофман получил сто фридрихсдоров (золотых монет) за талантливое исполнение.
В 1804 году Гофмана приняли на должность в Варшаве, по дороге туда Эрнст заехал в родной Кёнигсберг, и этот визит в город, где прошло его детство, стал последним.
Писатель называл время, проведенное в Польше, самым счастливым. Там он познакомился с Юлиусом Эдуардом Гитцигом, который позже стал его биографом. На тот момент Юлиус был членом литературного общества «Северные звезды» и обладал глубоким пониманием литературы. Благодаря Гитцигу Гофман познакомился с творчеством Ахима фон Арнима, Новалиса, Людвига Тика и других немецких писателей, оказавших влияние на его стиль.
Вдохновившись общением с людьми, близкими к искусству, в 1804 году Эрнст написал двухактный зингшпиль «Веселые музыканты», основанный на песнях Клеменса Брентано. Тогда же впервые был использован псевдоним Эрнст Теодор Амадей Гофман, размещенный на обложке. Имя Амадей было выбрано автором неслучайно: таким образом он почтил память своего любимого композитора Моцарта.
Радостное время в жизни юноши закончилось быстро: осенью 1806 года французские войска Наполеона вторглись в Варшаву и захватили ее, в результате чего прусские чиновники остались без работы. Гофман, будучи одним из них, был в оккупированном Берлине. Он страдал от голода, сильно скучал по дому и семье, и поскольку ситуация не предвещала улучшения, он написал великолепное музыкальное произведение «Шестая песнь». В последствии авторство было приписано Иоганнесу Клейслеру, главному герою романа «Мысли кота Мурра».
Революционный всплеск в литературе произошел в 1809 году с появлением первой новеллы с названием «Кавалер Глюк». Сюжет заключается в том, что главный герой встречается с ушедшим из жизни композитором Кристофом Виллибальдом Глюком. Это произведение можно считать своеобразным откликом на понятие Жана Поля «доппельгангер», что в эпоху романтизма в литературе подразумевало «темную» сторону личности человека.
В 1816 году дебютировало произведение «Щелкунчик и Мышиный король», задуманное как сказка для детей, однако оно сразу же завоевало огромную популярность. На основе сюжета этого произведения был поставлен балет Петра Чайковского, а также создано множество экранизаций, включая мультфильмы.
Сюжет сказки закручивается вокруг маленькой игрушечной фигурки, умеющей только разбивать орехи своими зубами. Однажды девочка по имени Мари получает в подарок Щелкунчика и становится свидетельницей его борьбы с Мышиным королем. Оказывается, что Щелкунчик – это на самом деле молодой человек, наложенный под злым заклятием Мышильды, королевы мышей. Чтобы вернуть ему человеческий облик, Щелкунчику нужно победить короля и найти свою возлюбленную.
В отличие от многих других произведений этого автора, история о Щелкунчике создана не просто для детей, а специально для них. В отличие от зловещих мистических рассказов «Песочный человек», «Майорат», вошедших в сборник «Ночные этюды».
В 1819 году в творческом воображении писателя появился персонаж с необычными чертами – Крошка Цахес, также известный как Циннобер. Герой этой истории стал объектом заклинания доброй феи, после которого все его недостатки стали невидимы для окружающих. Наоборот, все его шутки и злые замыслы принимались с восторгом, как высший образец остроумия. Только немногие, такие как студент Бальтазар и другие творческие личности, видели настоящего Цахеса, скрытого от всех.
Бальтазар, влюблённый в дочь учёного по имени Кандида, понял истинные замыслы Цахеса, который очаровал его возлюбленную. Теперь молодой человек решается вступить в борьбу со злодеем, чтобы спасти свою возлюбленную от его чар.
В 1819 году произошло заметное событие — была опубликована первая книга под названием «Житейских воззрений Кота Мурра». В этой книге рассказчиком выступает животное, которое жило у Иоганнеса Крейслера. В тексте присутствуют отрывки, не связанные с основным сюжетом произведения. Открыв для себя это произведение, читатель узнает, что кот, испытывая творческий подъем, тайно выводил несколько страниц из работ своего хозяина-композитора.
Главные персонажи произведения имеют своих прототипов: Крейслер – это сам Гофман, а Мурр – котенок Гофмана, которому писатель посвятил роман. К сожалению, второй том книги был завершен после смерти кота, и в тексте писатель выразил свое сожаление о потере выдающегося в разуме и философии животного. Вторая книга была выпущена в 1821 году.
Семья
Автор начал строить свою личную жизнь в 1794 году, когда он влюбился в женщину, которой преподавал музыку. Дора Хатт была взрослее его на десять лет и была матерью многих детей. Семья Эрнста не одобряла их отношения, и в 1796 году Гофмана отправили в Глогув, утверждая, что это было сделано из добрых побуждений.
В 1801 году он женился на Марианне Текле Михалине Рорер, которую называли Миша. Через четыре года у них родилась дочь по имени Цецилия. Но увы, девочке предстояло прожить всего два года, и родители долго скорбели по её утрате.
В 1810 году, находясь в браке, Гофман вновь влюбился — в свою ученицу, молодую Джулию Марк. Его чувства были настолько сильны, что родители девушки выдали ее замуж, разрушив надежды учителя. Гофман был так отчаян, что даже думал об окончании своей жизни. Этот неудавшийся роман вдохновил его на написание новеллы «Дон Жуан» (1813 год).
К курсу 1819-го года здоровье 40-летнего писателя начало страдать всё чаще. Жизненные обстоятельства не щадили его: он увлекся выпивкой и потерял контроль над количеством алкоголя, заразился сифилисом, что привело к ослаблению конечностей, а через три года наступил паралич до шеи. Несмотря на все страдания, писатель продолжал творить, и поскольку сам не мог писать, диктовал свои последние произведения жене и секретарю.
Гофман медленно приближалась к смерти, но в то же время ему пришлось бороться с несправедливостью суда. Карикатура на комиссара Кампца, изображенная на страницах романа «Повелитель блох» (1822), вызвала много шума. После того, как Кампца был назначен председателем комиссии по политическому инакомыслию с одобрения короля Пруссии Фридриха Вильгельма III, он немедленно ответил Гофману, арестовав его. Сам король приказал дать автору выговор, а «Повелителя блох» подвергли жесткой цензуре.
Эрнст Гофман скончался 25 июня 1822 года от сифилиса в возрасте 46 лет. Автор «Щелкунчика» был похоронен на Иерусалимском кладбище Берлина. Его могила украшена надписью: «Советник суда, превосходный в своём красноречии, поэт, музыкант, художник, преданный своим друзьям».
Интересные сведения
- Молодой Гофман был отчаянным юношей, который влюбился в воспитанницу пансионата и не раз пытался проникнуть в здание ночью. Однако его попытки не увенчались успехом, и тогда он решил смастерить воздушный шар, который взорвался прямо над крышей здания, напугав внутришних жильцов.
- Эрнст был талантливым художником, его таланты не ограничивались только карикатурами. Росписи на стенах залов Варшавского «Музыкального собрания» были сделаны именно его кистью.
- Во время работы в государственной службе в Берлине, молодой человек часто падал в упадничество, начав употреблять алкоголь для расслабления.
- «Рыцарь Глюк»
- «Дон Хуан»
- «Магнетизер»
- «Золотой горшок»
- «Приключение в новогоднюю ночь»
- «Крейслериана»
- «Эликсиры сатаны»
- «Щелкунчик и Король мышей»
- «Ночные этюды»
- «Песочный Человек»
- «Церковь иезуитов в Городе»
- «Майорат»
- «Советник Креспель»
- «Фалунские рудники»
- «Мадемуазель де Скюдери»
- «Счастье игрока»
- «Королевская невеста»
- «Житейские взгляды кота Мурра»
- «Повелитель блох»