Эрнст Неизвестный — знаменитый скульптор из Советского Союза, России и США, создатель монументальных скульптур, установленных по всему миру. Главным его произведением считается "Древо жизни", установленное в фойе пешеходного моста "Багратион" в Москве.
Жизнь скульптора Эрнста Неизвестного была непростой. Он пережил войну, преследования со стороны советских властей и вынужденную эмиграцию из Родины. Неизвестный создал монументальные шедевры, которые можно увидеть в разных странах мира: от России и Украины до Соединенных Штатов, Швеции, Ватикана и нескольких африканских стран.
Ранние годы
Родившийся 9 апреля 1925 года в Свердловске, скульптор происходил из семьи с интересной историей. Его отец, Иосиф Неизвестный, посвятил свою жизнь медицине, а мать, поэтесса Белла Дижур, тоже была уважаемым человеком. Однако многие факты из его жизни он долгое время скрывал. Например, он утаивал то, что его дед был купцом, а отец был сторонником белогвардейцев.
Эрнст Иосифович сам вспоминал, что в начале 20-го века люди были вынуждены жить во лжи, и даже переписывать свои родословные. Оказалось, что фамилия его семьи была не Неизвестные, а Неизвестновы – отец изменил две последние буквы, чтобы избежать преследований со стороны большевиков.
В период своего обучения в школе, будущий скульптор активно участвовал в различных конкурсах в области изобразительного искусства. В конце 1930-х годов он был принят в Художественную школу Ленинграда, которая во время Великой Отечественной войны была эвакуирована в Самарканд. Несмотря на проблемы со здоровьем, молодой человек добровольно пошел на фронт.
В одном из боев он получил тяжелое ранение и был считан мертвым. Его тело вместе с другими убитыми солдатами было помещено в подвал для последующего захоронения. Однако через некоторое время молодой человек пришел в себя и дал о себе знать. Несмотря на этот факт, его все равно ошибочно представили к ордену Отечественной войны посмертно.
Ранение значительно подорвало здоровье начинающего скульптора, и несколько месяцев ему не удавалось заниматься своим искусством. После окончания войны Неизвестный преподавал черчение в Свердловском военном училище.
В 1946 году Эрнст начал обучение в Рижской академии художеств, а уже на следующий год подал документы в МГУ имени Ломоносова и Московский художественный институт имени Сурикова. Его скульптуры уже в то время привлекали внимание на студенческих выставках и в городских галереях.
На третьем курсе Неизвестный представил свою работу под названием «Знакомство Ленина и Сталина, посвященное Якову Свердлову», а также создал горельеф для Свердловского музея, названный «Призыв уральских рабочих к вооруженному восстанию Якова Свердлова». Его дипломной работой стала композиция «Строитель Кремля Федор Конь», которую позднее приобрел Русский музей.
Творческий путь
Еще в начале своего творческого пути молодой человек столкнулся с суровой цензурой. Многие из его экспериментальных и неодобренных чиновниками работ приходилось скрывать от посторонних глаз.
Пресса критиковала неизвестного художника, его приглашали на допросы в различные органы и даже избивали на улице. К счастью, среди его коллег было много порядочных людей, которые смогли защитить хорошую репутацию талантливого скульптора. В 1955 году Эрнст Иосифович был принят в члены Московского Союза художников.
К началу 1960-х годов художник завершил цикл работ под названиями «Роботы и полуроботы» и «Война это», а также скульптурами «Усилие» и «Атомный взрыв». Он также занимался живописью и созданием графических изображений. На Всемирном VI фестивале молодежи и студентов в 1957 году в Москве он был удостоен тремя медалями – бронзовой, серебряной и золотой.
В 1962 году в Москве прошла выставка, посвященная юбилею Московского отделения Союза художников. Вместе с известными представителями социалистического реализма на выставке были представлены работы молодых авангардистов, среди которых был и Эрнст Неизвестный.
Однажды выставку посетил Никита Сергеевич Хрущев, генсек, и его реакция на произведения искусства была крайне негативной. Имеются даже исторические видеозаписи, на которых видно, как глава страны выражает свое недовольство скульптурами, применяя самые оскорбительные слова к ним. Неизвестному художнику тоже досталось — его работы были названы главой государства "дегенеративным искусством".
Эрнст Иосифович страстно защищал как свои творения, так и работы молодых коллег. Никита Сергеевич оставался равнодушным к аргументам художника, и его не удалось переубедить. Более того, после выставки наступил конец оттепели, на которую рассчитывали многие представители творческих профессий. Неизвестный был исключен из Союза художников, и при правлении Хрущева ему был закрыт доступ к любым государственным заказам.
Однако, после смерти генсека, было решено поручить создание надгробия его могиле именно скандальному скульптору. Аноним предложил концепцию, которая была одобрена близкими усопшего: это была композиция из светлого и темного мрамора, символизирующая двусмысленность личности деятеля.
Во время правления Брежнева отношение к творцу стало более благосклонным. В 60-х годах Эрнст был назначен на строительство памятника «Монумент Дружбы детей мира» на территории всесоюзной детской здравницы «Артек». Камни для основания 150-метрового рельефа были привезены молодыми отдыхающими со всех уголков мира.
В начале 70-х годов автор победил в конкурсе проектов скульптуры, которую предполагалось разместить на египетской Асуанской плотине. Монумент под названием «Цветок лотоса», созданный советским скульптором, стал самым крупным скульптурным произведением в мире.
Позже Неизвестный принял участие в оформлении стен библиотеки Московского института электротехники. Бюджет был невелик, и говорили, что Эрнст не решится взяться за проект. Однако финансовые трудности не остановили мастера: он решил работать в условиях строгой экономии. Вместо того, чтобы заказать изготовление барельефа на комбинате, он лично воплотил свой уникальный эскиз в жизнь. И снова автор смог произвести фурор: его творение под названием «Становление человека разумного» занимало почти тысячу квадратных метров и стало самым крупным барельефом, изготовленным в закрытом помещении.
Конечной творческой деятельностью Эрнста Иосифовича в Советском Союзе стало создание композиции на фасаде здания Центрального комитета Коммунистической партии в столице Туркменской Советской Социалистической Республики.
Эмиграция
В 1976 году скульптор покинул территорию Советского Союза. Его супруга Дина Мухина решила остаться в стране вместе с дочерью.
Несмотря на то, что в СССР Неизвестный получал все больше государственных заказов, он постоянно ощущал давление со стороны властей. Он участвовал в самых значимых проектах, но был вынужден действовать в рамках, навязанных ему. Сам он сравнивал себя с актером, который всю жизнь мечтал о роли Гамлета, но ее никто не предлагал.
За границей имя советского мастера уже было широко известно. Сначала Неизвестный поселился в Швейцарии, где регулярно проходили его персональные выставки. После года жизни в Цюрихе, творец перебрался в Америку, где стал членом Нью-Йоркской академии науки и искусства.
Один из первых произведений скульптора за границей была голова композитора Дмитрия Шостаковича, созданная по заказу Кеннеди Центра исполнительских искусств в Вашингтоне. В дальнейшем маэстро организовал несколько выставок в знаменитой Галерее Магна в Сан-Франциско. Для этого выставочного центра Эрнст создал несколько скульптур, входящих в цикл "Человек, пробивающийся сквозь стену". В то же время шедевры художника выставлялись в шведском Уоттерсберге. Кроме того, Неизвестный разработал несколько проектов распятий, которые были приобретены Папой Римским Иоанном Павлом II для Музея Ватикана.
Создавая скульптуры, художник продолжал работать с изображениями. В конце 80-х годов он создал серию иллюстраций для произведений Сэмюэла Беккета, Федора Достоевского и Данте Алигьери.
После распада Советского Союза Эрнст Иосифович стал часто посещать свою родину. В середине 90-х годов он создал дизайн статуэтки главной телевизионной премии России — "ТЭФИ". В 1995 году возле Одесского морского вокзала была установлена скульптурная композиция "Золотое дитя" — первый памятник художника, созданный в постсоветский период.
В Элисте прошло открытие памятника «Исход и Возвращение», посвященного калмыкам, которых депортировали в Сибирь. Также в это время в Магадане открыли мемориал «Маска скорби» в память о жертвах сталинских репрессий.
«Древо жизни» — значимый труд автора, над которым он работал почти 50 лет. Официальная презентация главной скульптуры ваятеля состоялась в 2004 году на пешеходном мосту «Багратион» в Москве. Удивительная композиция включает в себя различные религиозные символы, петли Мебиуса и изображения выдающихся личностей.
Эрнст Иосифович имел две бракосочетания. Первой избранницей мастера стала керамистка и художница Дина Мухина, которая даровала супругу дочь по имени Ольга. Семья распалась во время принятия Неизвестным решения об эмиграции.
Во второй раз скульптор вступил в брак в 1995 году. Мастер устроил свою личную жизнь с Анной Грэм – своей переводчицей и личным секретарем. Этот союз продержался до самых последних дней знаменитого ваятеля.
Смерть
В 2007 году Неизвестный представил свое последнее величественное творение – бронзовую скульптуру Сергея Дягилева. Это произведение было установлено в Перми, во дворе родового дома автора.
Поздним вечером Эрнст Иосифович страдал от возрастных недугов, его неспособность к полноценной работе была вызвана наступившей слепотой. Тем не менее, мастер находил возможность делать наброски на бумаге, ему в этом помогал специальный оптический прибор.
9 августа 2016 года произошла потеря великого скульптора. Он был похоронен на небольшом кладбище на острове Шелтер в Соединенных Штатах.
Публикации
- Помимо своего скульптурного наследия, Неизвестный оставил по потомкам несколько литературных произведений:
- «Культура катакомб и официальное искусство»
- «Диалог с Хрущевым»
- «Трагедия и радость русского художника»
- «Перспективы режима».