Эрнст Романов — выдающийся актёр, чей талант и любовь к искусству отмечены званием Народного артиста России. Его значимый вклад в кино и театр был отмечен престижными наградами, в том числе Государственной премией СССР.
Детство
9 апреля 1936 года в маленьком городе Кабаковске, который ныне известен как Серов, расположенный в Свердловской области, в семействе, где главой был директор учебного заведения для обучения ремесленников, а матерью – трудящаяся металлургического предприятия, на свет появился мальчик. Родители дали ему имя в честь известного лидера коммунистического движения Германии – Эрнста Тельмана. Впоследствии, к первенцу в семье присоединились еще два сына.
Во времена после войны, в городе открылся кинотеатр, который стал постоянным местом для юного Эрнста. Он с увлечением и абсолютным участием смотрел фильмы, мечтая однажды стать частью кинематографического мира.
Будущая актерская карьера Эрнста Романова началась еще в четвертом классе, когда он впервые вышел на сцену в школьной постановке. Его интерес к актерству развивался в драматическом кружке, где его талант был высоко оценен преподавателями.
После окончания школы Эрнст поехал в Москву, где его удалось поступить одновременно в два престижных учебных заведения — ГИТИС и Театральное училище имени Бориса Щукина. Он выбрал ГИТИС, так как ему предложили место в общежитии, что было решающим фактором для провинциального парня.
Один из лучших преподавателей на курсе — актер МХАТ Василий Орлов, который получил образование у великого Константина Станиславского. Также среди его однокурсников был известный режиссер Роман Виктюк, что предвещало успешную карьеру Эрнста Романова в мире театра и кино.
Карьера в театре и кино
После окончания учебы в ГИТИСе в 1957 году, Эрнст Иванович Романов был направлен в театр Ростова-на-Дону вместе с другими выпускниками. Прибыв на новое место, труппа столкнулась с огорчительной картиной: здание театра было в запущенном состоянии, а местные жители проявляли мало интереса к театральному искусству, предпочитая футбольные матчи. В своих интервью Эрнст Иванович неоднократно упоминал о том времени, отмечая равнодушие ростовчан к театру, которое вызывало у него и его коллег глубокое разочарование.
В 1969 году Эрнст Иванович перебрался в Ленинград, где его талант был оценен в Театре Ленсовета, а затем в Театре имени А. С. Пушкина. Здесь он создал незабвенные образы Антонио в «Много шума из ничего», Огибалова в «Инее на стогах» и Жуковицкого в «Одни, без ангелов», демонстрируя свое мастерство и глубокое понимание материала.
Несмотря на успех, Эрнст Иванович часто менял театральные коллективы, не находя места, где мог остаться долго. Особенно трудным для него стал период работы в Большом драматическом театре, который актер вспоминал как время психологических испытаний и творческих поисков.
Одним из ярких событий в карьере мастера перевоплощений стало его выступление в роли Фирса в спектакле «Вишневый сад», который состоялся в петербургском театре «Русская антреприза» под руководством Андрея Миронова в январе 2024 года. В этой постановке он вновь продемонстрировал свой талант и способность глубоко понимать и воплощать персонажей на сцене с непревзойденным мастерством, подтвердив свой статус выдающегося артиста.
Карьера Эрнста Ивановича Романова в кинематографе началась в 1957 году с его дебюта в черно-белом фильме «Поединок», где его партнером по съемкам стал Евгений Евстигнеев. Этот период также ознаменовался несколькими незаметными работами, которые, хоть и не принесли молодому актеру популярности, но помогли ему накопить ценный актерский опыт.
В 1972 году житель Свердловской области оживил на экране персонажа Вадика в психологической драме Ильи Авербаха «Монолог», после чего актер выразил свое восхищение режиссером, называя его своим крестным отцом в кинематографе.
Следующим значимым этапом в его карьере стало участие в научно-фантастическом фильме «Крах инженера Гарина», снятом по мотивам произведения Алексея Николаевича Толстого. В этом проекте Романов сотрудничал с Олегом Борисовым и Нонной Терентьевой, продемонстрировав впечатляющее мастерство.
В 1974 году Эрнст Романов присоединился к съемочной группе студии «Ленфильм», что открыло перед ним возможности для множества новых ролей. Одной из ярких работ стало исполнение персонажа главврача санитарного поезда Николая Евгеньевича Белова в драме «На всю оставшуюся жизнь» по мотивам повести Веры Пановой.
Как актер, он часто играл персонажей, чей возраст и опыт превосходили его собственные, например, роль стареющего графа Лудовико в музыкальном фильме «Собака на сене». Эти роли подчеркивали его уникальную способность к трансформации, интеллигентность, выразительный взгляд и благородное поведение, что было характерно для его образов аристократов, профессоров и государственных деятелей. В частности, роль комиссара Константина Федорова в сериале «Государственная граница» стала одной из самых ярких работ актера.
В период кризиса 90-х годов, когда имя Романова начало появляться в прессе все реже, а предложения о съемках прекратились, его карьера пошла на спад. Это вынудило его временно отойти от кинематографической деятельности.
Но с наступлением нового века актер вернулся к съемкам, получая новые предложения от режиссеров. В 1996 году он сыграл скрипача в комедии «Возвращение “Броненосца”», а через три года присоединился к составу детективного сериала «Улицы разбитых фонарей», исполнив роль антиквара Александра Зальцмана, что принесло проекту высокие оценки критиков и награду «ТЭФИ».
В 2011 году Романов принял участие в международном проекте «Распутин», где Григория Распутина сыграл Жерар Депардье, а сам актер отметил изменения в сценарии, внесенные лично Владимиром Путиным.
Последним большим проектом в творческой карьере Романова стала криминальная мелодрама «Замок из песка», где он сыграл роль профессора Дмитрия Ивановского. Сериал был впервые показан в сентябре 2019 года на телеканале «Россия-1», подтверждая неоспоримый талант и мастерство актера.
Личная жизнь
Жизненный путь Эрнста Романова и Лейли Киракосян напоминает захватывающую драму, где переплетаются яркие моменты творческого взлета и тени личных испытаний. Встреча их словно предопределена судьбой, и озарила жизнь обоих новыми красками, вдохновила и дала надежду. Лейли стала неизменным островком уюта и поддержки для Эрнста, оказывая ему надежный тыл на всех этапах жизненного пути.
Для Эрнста служение искусству в Русском драматическом театре Таллина стало не просто профессией, но и основным смыслом его жизни, который он с радостью разделял со своей возлюбленной. Вместе они пережили периоды перемен, испытывая как восхождения, так и падения. Лейли, оставившая сцену ради благополучия семьи, продемонстрировала непоколебимую силу духа, оставаясь верной спутницей и опорой для своего мужа даже в самые тяжелые времена.
Алкоголь стал испытанием для Эрнста, но не смог разрушить тот мир, который они создали, наполненный любовью и взаимопониманием. Вдохновленный примером своей жены, Романов нашел в себе силы, чтобы преодолеть зависимость, вернувшись к полноценной жизни и творчеству.
Их дети, младший Эрнст и Катя, выросли, унаследовав немного души и таланта своих родителей, однако они выбрали собственный путь, отличный от актерского искусства их отца. История первой жены Эрнста, Лилии, и трагедия ее преждевременной смерти, оставившей маленького сына без материнской заботы, стала грустной страницей его жизни. Однако Лейла, заменившая мальчику мать, проявила выдающуюся душевную щедрость и любовь.
Причина смерти
Новость о кончине известного актера Эрнста Ивановича Романова была объявлена пресс-службой театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова. Артист ушел из жизни 25 февраля 2024 года в возрасте 88 лет. Его творчество оставило яркий след в истории российского театра и кинематографа, а его уход оставил глубокую память в сердцах коллег, поклонников и семьи. Причины его кончины пока остаются неизвестными, но служба театра передает глубокие соболезнования вдове, детям и внукам актера. Память о великом артисте навсегда сохранится в истории российской культуры.