Эжен Делакруа, знаменитый художник и график, основал романтическое направление в европейской живописи. Он возглавил французскую романтическую школу и отошел от строгих правил академизма. Долгие годы ему не удавалось получить официальное признание, но к концу жизни его живопись наконец-то была оценена. Молодые французские художники почитали его своим кумиром. Мировая известность пришла к нему с картиной «Свобода, ведущая народ», которая стала одной из самых узнаваемых в истории живописи.
Эжен Делакруа наполнил свои полотна глубокими страстями и тревогой, они очень живописны и красочны. Вместе с летящими конскими гривами, развевающимися флагами, клубами дыма и набухающими от ветра платьями, создается ощущение стремительного движения. Уникальный стиль художника сформировался под воздействием поездки в Северную Африку. Под влиянием виденного — яркого солнца, живописного быта, сильных световых контрастов, необычного вида аборигенов и их одежды, он приобрел собственный, неповторимый стиль. Все его картины свидетельствуют о его умении свободно обращаться с красками, мастерски сочетая чистые цвета. Особое предпочтение художник отдавал сочетанию ярко-зеленого и пылающе-красного.
Детство
Фердинанд Виктор Эжен Делакруа (полное имя художника) появился на свет 26 апреля 1798 года в пригороде Парижа. Официально его отцом считался политический деятель, бывший министр иностранных дел Шарль Делакруа, но есть версия, что Эжен является незаконным сыном Шарля Талейрана, влиятельного министра иностранных дел времен Наполеона, друга семьи. Взрослея, Эжен стал очень похожим на Талейрана как внешне, так и по характеру. Ходили слухи, что отцом будущего художника мог быть сам Наполеон. Мама художника носила имя Виктория, она происходила из семьи краснодеревщиков.
К моменту рождения Эжена в семье уже было трое детей. Старший брат Карл-Анри служил в армии Наполеона, сумел сделать приличную военную карьеру и дослужился до генеральского звания. Генриетта стала женой дипломата Раймонда де Вернинака Сен-Мора. Анри погиб 14 июня 1807 года в сражении при Фридланде.
Шарль Делакруа ушел из жизни в 1805 году, а через девять лет скончалась Виктория, оставившая шестнадцатилетнего Эжена сиротой.
В своем детстве будущий художник был настоящим беспутником. Несколько раз он чудом избежал смерти. Он чуть не угорел, когда надел на свою шею мешок для кормления лошадей, потом прямо над его постелью вспыхнула и загорелась противомоскитная сетка, чуть не утонул во время купания в реке Бордо, едва не отравился краской, которую непреднамеренно проглотил.
Эжена отправили учиться в парижский лицей Людовика Великого, а затем он перешел в руанский лицей Пьера Корнеля. В этих учебных заведениях Делакруа с увлечением изучал живопись и литературу, продемонстрировал высокий уровень знаний и умений, за что был неоднократно награжден.
В 1815 году матери ушла из жизни, и подросток оказался в семье своих бедных родственников, которые взяли его к себе. Эжен понял, что его призвание — в живописи, и он решил продолжить обучение в мастерской Пьера-Нарцисса Герена, где его приняли в ученики. В 1816 году он отправился совершенствовать свое мастерство в Школе изящных искусств.
Для совершенства своего мастерства ученикам требовалось много рисовать на природе, посещать музеи, часто Лувр. Именно здесь молодой Эжен встретился с начинающим, но талантливым художником Теодором Жерико, который оказал огромное влияние на его будущее творчество. Эжен восхищался произведениями таких выдающихся мастеров как Рубенс, Гойя, Тициан, и изучал их полотна на протяжении долгого времени.
Творческая жизнь молодого художника началась с работы над картины «Ладья Данте». Это произведение было вдохновлено работой его друга Жерико, «Плот Медузы». Но критики не оценили творчество художника. В этой ситуации на помощь пришел Талейран, благодаря его посредничеству картина была приобретена государством и размещена в галереях Люксембурга.
В 1824 году художника постиг первый успех — его картина под названием «Резня на Хиосе» была выставлена в салоне. На этом полотне он очень реалистично изобразил ужасную сцену гибели греков в борьбе за независимость, что принесло ему признание властей как одного из ведущих мастеров нового романтического стиля. Государство также приобрело это произведение.
Изображенные страдания вызвали ожесточенные дискуссии в обществе. Многим критикам не нравился отчаянный настрой картины — по мнению художника Антуана-Жана Гроса, она напоминала «резню искусства». Сцена с младенцем, прижатым к мертвой матери, произвела сильное впечатление, но критики признали эту деталь неуместной для искусства.
Позже появилась еще одна картина, изображающая греко-турецкую войну – захватом города Миссолонги турками. Художник назвал ее «Греция на развалинах Миссолонги». Это полотно было более сдержанным как в цветовой гамме, так и по содержанию. На картине изображена женщина в национальном костюме, с легко обнаженной грудью. Ее руки застыли в умоляющем жесте, она словно пытается предотвратить ужасную сцену, а именно, самоубийство греков, решивших ценой своей жизни не сдавать свой город врагу.
Это полотно – настоящий памятник грекам из Миссолонги, борцам за свободу против тирании. Делакруа написал эту картину не только чтобы показать свою симпатию к греческому народу, но и потому, что в то время скончался Джордж Байрон, поэт, вызывающий у художника истинное восхищение.
В 1825 году Делакруа посетил Англию, где встретился с молодыми художниками Ричардом Бонингтоном и Томасом Лоуренсом. Он узнал особенности стиля и цвета, применяемые в английской живописи, и это вдохновило его на создание картин в романтическом стиле.
Живопись романтизма характеризуется передачей сильных чувств и индивидуальностей, полотна наполнены изображением природы и сильных эмоций. Делакруа посвятил практически всю свою жизнь этому стилю. Кроме того, художник иллюстрировал произведения классиков, таких как «Фауст» Гете и Шекспира. После возвращения во Францию он создал такие шедевры, как «Женщина с попугаем» и «Поединок Гяура с Хасаном».
В 1828 году полотно Делакруа «Смерть Сарданапала» было выставлено на Салоне. На нем изображен осажденный король, равнодушно наблюдающий за стражами, которым он отдал приказ об уничтожении наложниц, слуг и животных. Источником вдохновения для этой картины послужило произведение Байрона. Критики опять же не одобрили работу художника, увидев в ней ужасную фантазию похоти и смерти.
Они были возмущены обнаженной женщиной, которая почти уже пронзает себе в горло острым кинжалом. Художник специально поместил ее на передний план картины, чтобы вызвать максимальный эффект. Благодаря этой чувственной красоте и использованию экзотической палитры цветов, художник достиг своей цели, создав шокирующее, но приятное полотно.
Самая известная работа Делакруа, которая принесла ему всемирную известность, была написана в 1830 году. Она названа «Свобода, ведущая народ» и отметила смену художественного жанра для художника. Это уже не был его любимый романтический стиль, полотно было написано в стиле неоклассики.
Художник смог соединить все изображенные на холсте фигуры в одну композицию. Каждый элемент полотна, включая мертвых воинов на переднем плане, он подчеркнул, что дало более четкое выражение символизма женской фигуры с флагом. В его трактовке это выглядело как свобода, братство и равенство.
Художник не намеревался воспевать революцию 1830 года, его целью было передать на холсте дух и волю народа, его желание свободы и независимости.
Интересно, что мальчика с пистолетом считают образом Гавроша из романа «Отверженные» Гюго.
Эту картину снова приобрело правительство Франции, но, посчитав ее опасной, не выставило на публику. Тем не менее, Делакруа продолжал получать заказы от государства на написание фресок и потолочных росписей. После революции 1848 года и свержения Луи Филиппа, «Свободу» выставили в Лувре для всеобщего обозрения.
Эжен скрытно нарисовал портреты нескольких женщин из Востока, несмотря на сложности в поиске мусульманской модели. Во время пребывания в Танжере он активно трудился над скетчами, изображающими местных жителей, виды города и животных. Позднее эти эскизы послужили основой для его картин «Охота на львов в Марокко», «Арабские лошади, дерущиеся в конюшне», «Марокканец, седлающий коня».
Художника Эжена вдохновляли различные источники, такие как произведения литературных классиков Байрона и Шекспира, а также картины Микеланджело и Рубенса. Однако самое большое вдохновение он получал от музыки, в частности от печальных музыкальных произведений Шопена и творчества Бетховена. Он даже дружил с Шопеном и его избранницей, писательницей Жорж Санд, и создал портреты обоих выдающихся личностей.
Делакруа также не отказывался создавать картины с библейскими сюжетами, такие как «Кающаяся грешница», «Распятие», «Иисус на кресте» и «Христос на Генисаретском озере».
В 1833 году мастер живописи получил свой первый заказ и приступил к украшению общественных зданий в Париже. Он трудился над своими произведениями в библиотеке Люксембургского дворца и Дворце Бурбонов в течение десяти лет. Кисти Делакруа принадлежит большая Пьета, дарованная церкви Святого Причастия в 1843 году. С 1848 по 1850 год художник работал над оформлением потолка в галерее Аполлона в Лувре. В период с 1857 по 1861 годы Эжен творил фрески для часовни ангелов в церкви Сен-Сюльпис в Париже.
Личная жизнь
По официальной информации, Эжен никогда не вступал в брак. Однако его сердце принадлежало Жюльетте де Лавалетт, жене Тони де Форже. Она была родственницей императрицы Жозефины.
Даты начала их отношений остались в тайне, но до наших дней сохранилось письмо влюбленного художника, отправленное 23 ноября 1833 года. В то время Жюльетта ушла от мужа и переехала к матери в Париж. Впоследствии их романтические чувства переросли в дружбу, которая продолжалась до самой смерти Делакруа.
Когда Делакруа посетил дворец Бурбонов, он встретил художницу Мари-Элизабет Блаво-Буланже, с которой он поддерживал отношения. Но подробности этих отношений не сохранились.
Основной причиной холостяцкой жизни Эжена было то, что он не испытывал любви к детям. Для него ребенок всегда ассоциировался с грязными руками, портящими холст, и шумом, мешающим трудиться.
Долгие годы художник проживал в Париже, а только в 1844 году переехал в свой небольшой дом на севере страны. Он наслаждался сельским отдыхом. Начиная с 1834 года, о нем заботилась домработница Жанна-Мари Ле Гийю, оберегая личную жизнь и благополучие художника до его смерти.
Смерть
Долгие годы трудов над творчеством фресок оказались крайне неблагоприятно на здоровье художника. В 1862 году у него было обнаружено тяжелое воспаление горла, которое в итоге привело к его смерти.
1 июня 1863 года Делакруа посетил своего врача в Париже. Через две недели появилось некоторое облегчение, и Эжен вернулся в свой загородный дом. Однако 15 июля его состояние ухудшилось, вызванный врач сообщил, что он бессилен в этой ситуации. Делакруа больше не мог принимать пищу, его единственным кормом стали фрукты.
Художник, ощущавший приближение смерти, заранее позаботился о завещании, оставив подарки всем своим друзьям. Он также уделил особое внимание домработнице, обеспечив ее достаточной суммой денег для безбедной жизни, после чего продал все имущество из своей студии. Кроме того, художник указал, что после его ухода никто не должен создавать никаких изображений, рисунков, фотографий или посмертных масок.
Эжен Делакруа скончался 13 августа 1863 года в Париже. В настоящее время его дом преобразован в музей, а кладбище Пер-Лашез стало местом последнего покоя великого художника.