Йозеф Гайдн – известный австрийский композитор, представлявший венскую классическую школу. Он написал мелодии, которые послужили основой для гимнов Германии и Австро-Венгрии.
Мир классической музыки настолько разнообразен, что его нельзя охватить сразу. Он подразделяется на различные стили и эпохи, и центральное место среди них занимает эпоха музыкального классицизма. В этот период искусства связаны три имена, которые известны каждому, вне зависимости от его отношения к классике. Гайдн, Моцарт, Бетховен – их творчество было связано с Веной 18-го века, поэтому их музыка называется венским классицизмом, а они сами считаются венскими классиками.
Самым старшим из них был Йозеф Гайдн, даже Моцарт называл его «папаша Гайдн». Его также называют «отец симфонии». Ранее не было, чтобы кто-то не писал симфонии, но только Гайдн довел их до логического завершения, до классического совершенства. Благодаря ему симфония обрела звучание, которое очаровывает слушателей уже не одно столетие. Гайдн был первым, кто усовершенствовал струнный квартет и клавирную сонату.
Детство
Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в небольшой деревне Рорау, расположенной на границе с Венгрией, в Австрии. Родители мальчика не были связаны с музыкой — отец был каретным мастером, а мать работала кухаркой. Но они оба обожали музыку — отец умел играть на арфе, а мать прекрасно пела. Франц (хотя он сам себя никогда так не называл) вырос в большой семье, где у родителей было аж 17 детей. Они жили скромно, но счастливо, и их дом всегда был открыт для соседей, которые любили собираться, петь, танцевать и слушать отца играющим на арфе.
Маленький Йозеф унаследовал от своего отца талант к музыке. В пять лет у него был красивый голосок и отличное чувство ритма, и он часто подпевал своему отцу. Со временем он научился играть на скрипке и присоединился к церковному хору, где начал активно петь.
Родители решили ратовать за будущее своего сына, понимая, что он очень талантлив. Они отправили его в город, где жил их родственник — Иоганн Матиас Франк, руководитель школы, который не только учил своих учеников учиться математике и грамматике, но и обучал их музыке, игре на скрипке и пению. Именно здесь Йозеф освоил игру на духовых и струнных инструментах, благодаря своему наставнику, до самой его кончины.
Самым трудным периодом в жизни молодого музыканта стал 1749 год. В это время Йозефу пришлось зарабатывать на жизнь самостоятельно: он учил уроки, пел в церковном хоре, играл на струнных инструментах в различных ансамблях. Было немало сложностей, однако Гайдн никогда не терял оптимизма и стремился учиться новому.
Все заработанные деньги молодой человек тратил на оплату занятий у известного композитора Николо Порпоры. Когда у него заканчивались деньги, Йозеф выступал в качестве аккомпаниатора для других учеников композитора. Он был полностью предан музыке, ему нравилось изучать книги по композиции, анализировать клавирные сонаты и сочинять различные жанры музыки. Йозеф мог заниматься без устали до глубокой ночи.
Первую оперу Гайдна под названием «Хромой бес» поставил один из венских театров в 1751 году. Через четыре года композитор стал автором первого струнного квартета, а в 1759 году представил на суд слушателей свою первую симфонию. Именно симфония стала самым важным жанром в его творчестве.
Творчество
В 1761 году жизнь композитора претерпела значительные изменения. 1 мая он заключил сделку с князем Эстергази и в течение следующих тридцати лет работал у него в роли придворного капельмейстера.
Князь Эстергази и его семья посещали Вену только зимой, в остальное время они жили в своих основных резиденциях, расположенных в небольшом городе Айзенштадт. В течение шести лет Йозеф жил на имении и не сожалел о столичной суете.
Соглашение, заключенное Гайдном и Эстергази, содержало одно условие – композитор должен был написать исключительно ту музыку, которая требовалась для его сиятельства. Поэтому в ранних симфониях Йозефа участвует небольшой ансамбль музыкантов, предоставленный ему на распоряжение. Однако, после нескольких лет безупречной службы, князь пошел на уступки и разрешил добавить любые инструменты в оркестр по усмотрению композитора.
Больше всего Гайдн уделял внимания своему любимому жанру – симфонии. В 60-70-х годах XVIII века он написал несколько композиций подряд — №44 (Траурная), №49 (Страсти), №45 (Прощальная).
Они стали отражением эмоциональной реакции на новое литературное течение «Буря и натиск», которое зарождалось в те годы. Интересно, что в это же время Гайдн работал над созданием детских симфоний.
Вскоре имя Гайдна стало известно не только в Австрии, но и за ее пределами, и парижское концертное общество даже заказало у него шесть симфоний. После выполнения этого заказа, композитор принялся за работу над музыкальным заказом из Испании. Не прошло и много времени, как произведения Гайдна уже издавались в Лондоне и Неаполе.
Йозеф Гайдн не только проявил свой талант как великий композитор, но также был известен своим умением налаживать настоящие дружеские отношения. Такая тесная дружба связывала его с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Они никогда не конкурировали друг с другом, не завидовали своему успеху, а наоборот радовались друг за друга. Вольфганг всегда говорил, что именно Гайдн научил его методике создания струнных квартетов. В знак благодарности ученик посвятил своему учителю два произведения. В свою очередь, Гайдн видел в Моцарте величайшего композитора своего времени.
Жизнь композитора изменилась после того, как ему исполнилось 50 лет. Он наконец получил свободу от обязательств перед князем Эстергази, несмотря на то, что его всё еще считали придворным капельмейстером. Потомки знатного рода распустили капеллу, и Гайдн вернулся в Вену.
Личная жизнь
Граф Морцин пригласил Гайдна на работу в Вене из-за его популярности. Именно для его капеллы композитор написал свои первые пять симфоний. Йозеф отработал у графа менее двух лет, но этого достаточно было, чтобы улучшить свое финансовое положение и устроить свою личную жизнь.
Возраст Гайдна на момент влюбления в младшую дочь придворного парикмахера – 28 лет. Однако девушка, совершенно неожиданно для всех, решила постригаться в монашестве. Это решение любимой по-настоящему шокировало Йозефа, и в порыве разочарования или даже злости, он поспешил сделать предложение руки и сердца родной сестре этой девушки – Марии Келлер, которая была старше его на четыре года.
Семейный быт не приносил счастья композитору. Жена музыканта была ссорливой и расточительной. Она не ценила таланта мужа и даже использовала его рукописи для выпечки. Несмотря на отсутствие понимания и детей, супруги прожили вместе сорок лет в браке.
Из-за отсутствия любви и семьи, Иосиф посвятил свою жизнь своему делу — созданию симфоний. Он написал сотни музыкальных произведений, а театр князя Эстергази поставил девяносто его опер.
Однако в судьбе музыкального гения произошло позднее влечение, которое он обрел именно в этом театре. Ее звали Луиджа Польцелли, она была молодой неаполитанской певицей, которая смогла очаровать пожилого композитора. Йозеф сильно влюбился в девушку, приложил много усилий, чтобы продлить с ней контракт, специально написал для нее упрощенные вокальные партии, с учетом ее возможностей.
Но и эти отношения не принесли Гайдну счастья. Надменность и корыстолюбие девушки были видны, как говорится, невооруженным глазом. Поэтому, когда композитор овдовел, он так и не сделал предложение Луиджи. В конце своей жизни, когда Йозеф составлял последнюю версию своего завещания, он оставил ей сумму, в два раза меньше первоначальной.
Фестиваль Генделя, прошедший в Вестминстерском соборе, произвел большое впечатление на Гайдна и серьезно заинтересовал его хоровой музыкой. В результате он написал шесть месс и две оратории – «Сотворение мира» и «Времена года». Это стало последними его работами в этом жанре.
Смерть великого композитора наступила 31 мая 1809 года в оккупированной наполеоновскими войсками Вене. По приказу Наполеона у дома Гайдна был выставлен почетный караул. Йозефа Гайдна похоронили 1 июня, и его музыка осталась жить в сердцах людей.
В 1820 году по приказу князя Эстергази, останки Гайдна должны были быть перезахоронены на территории церкви Эйзенштадта. Интересно, что при вскрытии гроба, вместо черепа был обнаружен лишь парик композитора. Оказалось, что сам череп был похищен с целью изучения его особенностей и для предотвращения разрушения. Только 5 июня 1954 года, спустя более ста лет, череп и останки были воссоединены.
Избранные произведения
- «Легенда о Асмодее, хромом демоне»
- «Ацис и Галатея: романтическая опера»
- «Мечта маркизы: опера в стиле каприччо»
- «La canterina: итальянская оперетта»
- «Аптекарь: комическая опера»
- «Лунный мир: опера-феерия»
- «Армида: художественная опера»
- «Времена года: музыкальная сюита»
- «Прощальная симфония: музыкальная поэма»
- 52 музыкальных сонаты