Юлиан Александрович Панич — известный актер кино и театра, а также журналист и кинорежиссер. Его талант был признан и награжден званием Заслуженного деятеля в отрасли искусства в России.
Детство и юность
Родившийся 23 мая 1931 года в городке Зиновьевск, который позднее был переименован в Кировоград, известный актер и режиссер Юлиан Панич, был сыном Александра Николаевича Панича, который многие годы работал санитарным врачом, и мамы, еврейки, которая была простой машинисткой. Всем советским телезрителям он хорошо известен.
В конце 1930-х годов семья проживала в Харькове, но во время войны им пришлось покинуть город и уехать на эвакуацию. Они оказались в Чикментах, где будущий актер присоединился к драматическому кружку, который функционировал в Дворце пионеров. Следует отметить, что в этот же кружок когда-то ходил Леонид Броневой.
В 1946 году, после окончания военных действий на территории Советского Союза, семья переехала в Москву, куда отец был переведен по работе. В 1953 году отца арестовали, и его имя фигурировало в громком так называемом «деле врачей», из-за чего ему грозил реальный срок.
После окончания средней школы Юлиан Александрович поступил в педагогический институт и учился там ровно один год. Затем он решил изменить свое направление и поступил в театральное училище имени Бориса Щукина при театре Вахтангова, где его поддерживали Юрий Яковлев и Ролан Быков. В 1954 году, после окончания курса у известной педагога Анны Алексеевны Орочко, Юлиан получил диплом «актер театра и кино».
Карьера
Панич присоединился к Театру имени Ленинского комсомола после окончания театрального училища. За год своей работы в этом театре он сыграл несколько ролей, включая спектакль по пьесе братьев Тур под названием «Колечко счастья».
С 1955 по 1957 год Панич работал в Театре-студии киноактера в Москве.
С 1957 по 1961 год его пригласили работать в Академический театр драмы имени Александра Сергеевича Пушкина в Ленинграде. Одной из самых значимых ролей актера в этот период была роль матроса Алексея в пьесе под названием «Оптимистическая трагедия» по произведению В. Вишневского, поставленной режиссером Г. Товстоноговым.
С 1961 года по 1965 год Юлиан Панич актерствовал в театре имени Ленинского комсомола в Ленинграде. В этом театре он сыграл роли в спектаклях, таких как "Один год" по Ю.Герману и "Проводы белых ночей" по пьесе Пановой. Он также исполнил образ Меркуцио в спектакле "Ромео и Джульетта" в постановке Евгения Шифферса.
В период с 1965 по 1966 годы он осуществлял свою деятельность в Театре драмы и комедии в Ленинграде на Литейном.
С 1966 по 1969 годы он занимал должность режиссера на ленинградском телевидении, где под его руководством было создано несколько телевизионных картин.
В 1968 году он присоединился к работе студии «Лентелефильм», которую он также помог основать.
С 1969 по 1972 год он работал в качестве режиссера в объединении «Экран», которое было частью Центрального Телевидения Советского Союза.
Кинематограф
Начиная с 1955 года, актер начал сниматься в телевизионных работах. Его дебютом в этой отрасли стала роль в киноленте «Педагогическая поэма», снятой по книге Макаренко. В этом фильме актер исполнил роль Семена Карабанова. Затем последовали другие полнометражные картины, среди которых выделяются «Кровавый рассвет», «300 лет тому…» и «За власть советов».
Через год после этого, в фильмографии актера появилась его первая главная роль в кинематографе. Это был мелодраматический фильм, рассказывающий о выпускниках одной из школ Ленинграда, под названием «Разные судьбы».
В 1957 году в творческой биографии Панича появляется новая главная роль, на этот раз в телевизионной драме «Всего дороже». Главный персонаж по имени Роман Бакланов занимает должность председателя в колхозе. Поддавшись уговорам супруги и других родственников, он прикрывает своего тестя после того, как тот выпивает колхозное сено. Бакланов выписывает фальшивые документы, из-за чего арестовывают не виновного парня, но председатель ничего не исправляет. Однако после того, как мошенники начинают требовать от него участия в махинациях, парень идет к секретарю райкома.
Позже в кинокарьере Юлиана Александровича появились несколько второстепенных ролей. Фанаты с увлечением следили за его выступлением в таких фильмах как «Кочубей», «О моем друге», «Раздумья», «Первороссияне», «Новеллы Красного дома», «Зеленая карета» и многие другие.
В 1967 году Юлиан Панича представился своим поклонникам в новом качестве — в качестве режиссера. Одной из ключевых работ, которая привлекла внимание жителей Ленинграда, стал фильм под названием «Проводы белых ночей», снятый в 1969 году. Основой сюжета фильма послужила одноименная пьеса, написанная Верой Пановой. В главных ролях снялись Юрий Каморный и Галина Никулина.
Сюжет разворачивается во время белых ночей в Ленинграде, где девушка по имени Нина знакомится с журналистом Валерием. Для нее это первая любовь, но для него — лишь эпизод в его жизни. Город на Неве со своими старинными зданиями и атмосферой шестидесятых годов стал основой для лейтмотива и декораций фильма.
После показа фильма Панич рассказывал о том, как он уговаривал своих начальников на экранизацию пьесы, которую он ранее поставил в театре и в которой он участвовал как актер. Во время репетиций в Театре Ленинского комсомола будущий режиссер познакомился с автором пьесы, Верой Федоровной Пановой, которая разрешила экранизацию своего произведения. Фильм получил положительные отзывы от зрителей и критиков, несмотря на то, что из окончательной версии было вырезано несколько сцен.
В 1972 году выдающийся актер и режиссер СССР был вынужден покинуть свою родину. Юлиан Александрович Панич уехал в Израиль, где пробыл всего три недели, после чего отправился в Америку. Некоторое время спустя он переехал в Германию, а затем окончательно осел во Франции.
О причинах своего отъезда мужчина рассказал журналистам спустя несколько лет. "Мы сняли на киностудии Ленинграда фильм, посвященный известной писательнице Ольге Берггольц. Эта поэтесса во время блокады Ленинграда находилась в городе и работала на радио.
Сразу после премьеры фильма нас вызвали в идеологический обком партии и обвинили в желании превратить человека со сложной судьбой в святого. Мы несколько раз переделывали готовый фильм. То же пришлось сделать и с кинолентой об исполнителе Натане Альтмане. После того, как запретили фильм о Лермонтове, мы с моей женой поняли, что остаться в Ленинграде не сможем" — так говорил Панич о событиях, предшествовавших его уходу из страны.
Немедленно после этого Панич с семьей переехал в Москву, где ему было предложено занять место главного режиссера в объединении под названием «Кадр». Предыдущим руководителем был Михаил Калик, который на тот момент также уезжал в Израиль. Перед своим отъездом он узнал, что мама Панича была еврейкой. Через несколько месяцев режиссер получил официальное приглашение.
Конечно же, КГБ сразу проявил интерес к нему и начал контролировать. Постепенно Юлиан Панич стал врагом страны, и в результате через неделю после сборов его буквально «изгнали» из Советского Союза.
Панич, проживающий в Мюнхене, нашел работу в качестве диктора на радио «Свобода». Он с удовольствием читал слушателям «Архипелаг ГУЛаг» Александра Солженицына. Со временем все запрещенные книги из родной страны были озвучены им под псевдонимом Александра Виноградова за пределами Союза. Он стал первым, кто читал в эфире «Чонкина» и «Москва-Петушки». В это время он работал с Сергеем Довлатовым и Виктором Некрасовым.
Александр Галич был главным редактором, отвечавшим за культурную секцию. Панич стал режиссером, а его жена — простым работником. На радиостанции бывший режиссер работал в течение двадцати трех лет, после чего штаб «Свободы» был переведен в Прагу.
В 1980 году Юлиан Панич был приглашен для постановки спектакля «Сирано!» в Нью-Йорке на сцене «Театра офф Бродвей». Он также выступил в роли продюсера и со-режиссера этой постановки.
С 1996 года Юлиан Панич живет в пригороде Парижа и в этом же году ему было присвоено звание «Заслуженный деятель искусства России».
В 90-е годы актер и режиссер основал «Театральный зал «Свободы»» и руководил студией, где было создано тридцать восемь радиоспектаклей, в которых принимали участие многие известные артисты. К своему семидесятилетию режиссер поставил новый спектакль под названием «Шут Балакирев», который был показан на сцене Драматического театра имени Комиссаржевской в Санкт-Петербурге.
В 2013 году Юлиан Александрович получил награду «Фигаро», названную в честь Андрея Миронова.
Личная жизнь
Известно, что у известного актера и режиссера Юлиана Панича была богатая личная жизнь — он вступил в брак дважды. Первая жена Юлиана — Юлия Гендельштейн, дочь известного режиссера Альберта Гендельштейна, который в свое время был женат на дочери народного артиста Леонида Утесова. Кстати, Эдит Утесовой Юлия была падчерицей, и когда она встретила будущего мужа, она училась в Щукинском театральном училище. После развода Юлии с Паничем, она вышла замуж за киносценариста Эфраима Севела и уехала с ним жить в Израиль.