Юлий Ким — известный автор песен, поэт, драматург и лауреат нескольких престижных литературных и музыкальных наград. Его неподражаемый талант сделал его одним из самых выдающихся диссидентов периода СССР.
Юлий Ким узнаваем и любим в России как талантливый поэт, бард и драматург. Его жизнь была полна трудностей, когда ему, как борцу за свободу творчества, приходилось противостоять советскому режиму.
И для поклонников киноискусства Ким известен как автор музыкальных шедевров, звучавших в известных фильмах прошлых лет. Юлий Ким удостоен множества престижных литературных и музыкальных наград, включая Государственную премию имени Булата Окуджавы.
Детство и юность
23 декабря 1936 года в московской семье интеллигентов родился поэт и драматург. Отец мальчика был кореей по национальности и занимался журналистикой, а мать работала педагогом и писала стихи для школьного журнала «Колючка». Юлий начал увлекаться поэзией еще в раннем детстве.
Ранняя жизнь Кима была далеко не легкой. В 1937 году родители попали под волну репрессий: отца сначала расстреляли «за связь с японскими шпионами», а затем мать отправили в ссылку с ярлыком «изменницы родины».
Юный поэт был отправлен в детский дом вместе со своей четырехлетней сестрой Алиной, когда ему было всего два года. К счастью, их дедушка взял их к себе в Наро-Фоминске. Таким образом, брат и сестра стали под опеку дедушки и бабушки со стороны матери, а после их воспитанием занялись сестры матери, которая была в ссылке.
Мальчик увидел свою маму впервые в конце войны. В то время Нина Валентиновна не имела права жить в Москве в соответствии с законами времени, поэтому она поселилась в Малоярославце, близ Калуги, с детьми. Жизнь без кормильца была очень тяжелой, и мама решила переехать в Туркмению, где продукты были более доступными.
В 1954 году юноша вернулся в столицу. Здесь он сдал экзамены в педагогический институт и поступил на историко-филологический факультет. После окончания вуза его отправили работать в город Анапка на Камчатке. Через три года он вернулся домой и стал преподавателем в школе-интернате при университете имени Ломоносова.
В середине 60-х годов Ким начал активно заниматься общественной и правозащитной деятельностью, став одним из первых активистов, подписывавших коллективные письма чиновникам с требованиями соблюдения прав человека и прекращения преследования «инакомыслящих». Юлий Черсанович быстро привлек внимание сотрудников спецслужб, которые прозвали его «Гитаристом» в своих отчетах.
В конце 1968 года чрезмерно активного учителя вынудили написать заявление об увольнении: руководство школы не хотело иметь дела с сотрудником, находящимся в напряженных отношениях с властями. К этому времени уже широко распространились диссидентские произведения автора, на московских кухнях с удовольствием распевали его песни «Господа и дамы» и «Адвокатский вальс».
После увольнения Ким смог полностью посвятить себя творческой жизни. За направленность его произведений барда то и дело вызывали на Лубянку, но поэт продолжал свою диссидентскую деятельность.
Поэзия и музыка
Ким начал сочинять собственные мелодии еще в юности, в середине 50-х годов. Он играл на гитаре и сочинял стихи, что принесло ему прозвище «Гитарист» среди жителей Лубянки.
После возвращения из Камчатки в Москву, поэт почувствовал необычный прилив творческой энергии. В начале 1960-х годов он участвовал в концертах, и залы были полны москвичей. В 1963 году бард работал над текстами к фильму «Улица Ньютона, дом 1» и даже сыграл небольшую эпизодическую роль.
Через пять лет диссидент проявил свой талант в театре. Первой крупной работой автора стали вокальные партии для постановки «Как вам это понравится» по комедии Уильяма Шекспира.
Из-за несгибаемого давления со стороны государственных органов количество концертов пришлось уменьшить, но сотрудничество Юлия с театрами и киностудиями стало еще более плодотворным. Великий Черсанович творил пьесы, музыку для театральных постановок и кинофильмов. В 1970-х годах поэт стал известен как автор песен к лентам «Секретный город», «Жук» и «Точка запятая». В 1974 году бард стал членом Московского союза драматургов.
Фанаты Кима уверены, что именно он стал основателем бардовского движения на территории Советского Союза. Его композиции «Нелепо, смешно, безрассудно, волшебно», «Белеет мой парус», «Ходят кони» стали настоящими хитами для многих поколений любителей кино и музыки. Свои произведения поэт создавал в соавторстве с музыкантами Алексеем Рыбниковым, Владимиром Дашкевичем, Геннадием Гладковым.
Песни Юлия Черсановича стали украшением кинолент, ставших частью золотого фонда отечественного кино. Их можно услышать в исполнении Михаила Боярского, Андрея Миронова, Валерия Золотухина и других известных представителей советского кинематографа.
В середине 80-х годов Ким получил главную роль в спектакле «Ной и его сыновья», основанном на его собственной пьесе. Здесь он впервые выступил под своим настоящим именем, отказавшись от использования псевдонима. Также в это время вышел его первый альбом «Рыба-кит», и после этого творчество Кима было разрешено, несмотря на многолетний запрет. Теперь произведения этого поэта-диссидента могли открыто обсуждаться в прессе и исполняться на публике.
Бард выпустил множество альбомов, аудио- и видеозаписей, самыми известными из которых являются «Театр Юлия Кима» и «19 октября». Его песни занимают важное место в истории отечественной бардовской музыки.
Поэт также является автором и соавтором сценариев к театральным постановкам и музыкальным спектаклям, включая «Кто Царевну поцелует?», «Московские кухни» и «Сказка Арденнского леса». Кроме того, Юлий Ким занимался переводами с французского языка, благодаря ему российские зрители смогли увидеть премьеру всемирно известного мюзикла «Нотр-Дам» в начале 2000-х годов.
Геннадий Гладков, композитор, считает, что Юлий Черсанович привлекателен благодаря своей внутренней чистоте, которую он сумел сохранить напрямую из-за всех трудностей в жизни. Сам Черсанович полагает, что его основным оружием все это время была природная ирония.
Произведения диссидента были включены в несколько литературных сборников, которые стали широко публиковаться в период перестройки. После того, как Ким присоединился к редакции журнала «Иерусалимский журнал», его творчество стало популярным среди жителей Израиля.
Весной 2008 года поэт принял участие в событии «Под интегралом» вместе с другими коллегами. Десять лет спустя Юлий Черсанович получил награду «Поэт» на конкурсе, организованном обществом поддержки русских писателей.
В 2016 году была представлена книга «И я там был», включающая воспоминания автора о его родных и любимых местах — Москве, Иерусалиме, Камчатке.
В период пандемии коронавируса, Ким принял участие в онлайн-концерте, организованном клубом бардовской песни «Темза». Также в это время поэт-песенник выступал на одном из ютьюб-каналов Израиля. Во время трансляций автор не только исполнял свои песни, но и делился с аудиторией своей личной жизнью и планами на будущее.
Личная жизнь
Ирина Якир, внучка репрессированного военачальника Ионы Якира, стала первой женой барда. Отец девушки также стал жертвой преследований и даже имел опыт пребывания в лагерях. Вскоре после свадьбы Ирина подарила барду дочь Наталью.
В конце 90-х годов Ирина серьезно заболела, и ее семья приняла решение переехать в Израиль. Она сохранила свое российское гражданство и продолжала жить на двух государствах. К сожалению, лечение не принесло результата, и спустя год супруга барда умерла. Во второй раз поэт вступил в брак с Лидией Луговой.
- «Полет на волшебном ковре»
- «Волшебный сон»
- «Собрание остросюжетных историй»
- «По собственной траектории»
- «Мозаика жизни»
- «Путешествие к маяку»
- «Моя Россия»
- «Однажды в Михайлове»
- «Не уходи, весна»
- «После дождичка в четверг»
- «Сборник из разных трав»
- «О нашей любимой учительнице Нине Всесвятской»
- «Светло, сине, многогранно»
- «И я был там».
Интересные факты
- Обучение поэта-песенника игре на гитаре проходило не в музыкальных учебных заведениях, а было предоставлено тетушкой.
- Известно, что у Кима в роду были священнослужители, и его прадед принимал участие в крещении маршала Советского Союза Георгия Жукова.
- Крещение самого поэта-песенника произошло уже в пожилом возрасте после переезда в Израиль, хотя по его словам, вера пока еще не обрела в нем достаточной силы.