Юнна Мориц – талантливая поэтесса, профессиональный переводчик, автор сценариев и увлекательных поэтических книг. В 1987 году ей была вручена престижная награда – орден «Знак Почета», и она также удостоилась множества национальных премий.
Первый свой стих Юнна Мориц сочинила уже в четыре года, и с тех пор не утратила способности видеть мир таким, каким его видят дети. Ее стихи учат людей дружить, возлюбить природу, совершать добрые поступки. Это особенно ценно в наше время, когда герои детской литературы становятся всё более странными и вызывают недоумение у родителей. Трудно даже подсчитать, сколько поколений выросло под звуки ее детских песенок – «Крошка Енот», «Собака бывает кусачей», «Ёжик резиновый», «Большой секрет для маленькой компании», «Земляничный дождик». Волшебный мир поэтессы приковывает к себе внимание – ее поэзию с удовольствием читают дети и взрослые.
Детство
Юнна Мориц происходит из Украины. Её дата рождения — 2 июня 1937 года, место — Киев. Её отец, Пинхус Мориц, был инженером транспортных коммуникаций, а мать закончила гимназию и работала преподавателем французского языка и математики, а затем стала медсестрой.
Детство будущей поэтессы было далеко от счастливого. Четырехчленная семья жила в маленькой комнате, где не хватало места для самого необходимого. Даже кровати не было для Юнны и её сестры, так как просто не было места для неё.
В 1937 году сталинские репрессии достигли своего пика, и семья Мориц не смогла избежать их влияния. Отец был арестован после того, как кто-то дал о нем донесение, и хотя его несколько месяцев допрашивали, ему не удалось доказать свою вину, и его отпустили. Однако арест и допросы серьезно подорвали его здоровье, и его зрение начало ухудшаться драматически.
В начале войны Морицы были эвакуированы на Южный Урал, в Челябинск. Когда Юнне исполнилось 4 года, она порадовала родителей своим первым стихотворением — забавным стишком о ослике, который съел свою таблетку. Когда Киев был освобожден от фашистов, они вернулись в свой родной город, и Юнна пошла в первый класс. Она получила школьный аттестат в 1954 году, и в том же году поступила на заочное отделение филологического факультета Киевского университета. Переезд в Москву и продолжение обучения в Литературном институте стали решающими для неё, поскольку ей дали комнату в общежитии вуза, и после тесноты родительского дома она была в восторге.
Публикация ее поэзии в газете «Советская Украина» уже началась к тому времени, когда она проучилась всего один год, после чего решила продолжить обучение в Москве в Литературном институте.
Поэтесса с талантом была принята на отделение поэзии, и после этого она продолжила свою творческую карьеру. В 1957 году Юнна опубликовала свой первый сборник стихов под названием «Разговор о счастье». Из-за необходимости обеспечивать себя самой, она пошла работать в типографию. Ее взяли на должность корректора, и она работала там ночью. Эта привычка работать, пока остальные отдыхают, сохранилась у нее до сих пор.
Юнна всегда была известна своим активным отношением к жизни, ее интересы охватывали различные области. В результате этого она оказалась на борту ледокола «Седов», который отправился в Арктику. Она увидела множество удивительных вещей и познакомилась с летчиками, моряками и полярниками, работающими в экстремальных условиях Крайнего Севера. Ее впечатлило все, что она увидела настолько, что мгновенно отразила свои чувства в поэзии.
Ее стихи были пронзительными, затрагивали серьезные темы, и в 1957 году она чуть не заплатила за них. Администрация университета решила исключить студентку из учебного заведения как распространителя деструктивных идей. Однако ей все-таки удалось остаться в университете и в 1961 году получить диплом. После экспедиции в Арктику Юнна выразила свои впечатления от поездки в небольшой сборнике прозаических работ под названием «Рассказы о чудесном».
Юнна представляет свою первую книгу с названием «Мыс Желания», описывая Новую Землю, которую она посетила во время учебы в университете. Этот труд был выпущен благодаря поддержке Н.Тихонова, так как сама Мориц была бы не в силах справиться с этим из-за обвинений в антисоветской пропаганде. Несмотря на публикацию, автор оказалась в «черных списках», и ее работы были запрещены в Советском Союзе. Ее стихи просто перестали печатать, и это продолжалось целых десять лет. Но рискнувший заведующий поэтическим отделом журнала «Молодая гвардия» В.Цыбин опубликовал стихотворение Мориц «Кулачный бой» и был уволен буквально на следующий день.
Юнна Мориц — Кулачный бой
Мне, узкоглазой и ширококостной, Февральским утром в год бы високосный, Когда по небу мечется заря В тулупе красном, речью бы несносной На Лобном месте мне б гневить царя И крикнуть: – Царь! Ты много войска маешь, Но ни черта в стихах не понимаешь, Черства твоя порода и глуха… Опричнина – жестокая затея, Кровопролитье – до-о-о-лгая затея, Опричник зря кровавый бой затеял Со мной на понимание стиха. Вот он впрягает шею, руки, плечи В дилемму – не убить, так искалечить, Но – не читать, не слышать, не видать, Столкнуть с Земли, покончить с днём рожденья, В то солнечное, яркое сплетенье Строфы, – ногой, обутой в хром, поддать! О, как всего, что с лёту не понятно, Боятся те, кто носит крови пятна На рукавах камзола. Вникни, царь. Поэт – это священная корова, И если государство нездорово, Ты песню топором не отрицай! Ведь кто бы смог из преданного войска Смочить траву слюной такого свойства, Чтоб ты глотал метафор молоко, И мозг светлел и улыбалось тело. Я стóю плахи, но не в этом дело, А дело в том, что царство – велико, А в нём одним опричникам легко. А топоры – не лёд, они не тают, И головы, как яблоки, слетают С мертвецким стуком с Лобного крыльца, И мозг чернеет, истуканом – тело… – Ты стоишь плахи! – Царь, не в этом дело. Казни меня, но государство в целом Вполне достойно лучшего конца.
Несмотря на ограничения, поэтесса нашла позитивный момент. В этот период она начала творить для детей, ее произведения печатали в журнале «Огонек» в разделе «Для младших братьев и сестер». Именно тогда из ее пера появились замечательные строки, в которых главными героями стали резиновый ёж, пузатый чайник, бегающий пони, которые полюбили миллионы советских детей. Всего поэтесса создала 8 книг для детей, при этом на вопрос о целевой возрастной группе она всегда отвечала, что от нуля до 500 лет.
В 1970 году Мориц выпускает свою вторую книгу под названием «Лоза». В ней собраны все наблюдения поэтессы о повседневной жизни, воспоминания о войне, и описания городской жизни. Стихи получились резкими и суровыми, однако чувственность и ранимость автора прослеживаются сквозь них.
Расцвет творческой деятельности
За время своего творческого пик Мориц выпустила целых 8 сборников стихов, среди которых особенно выделяются «При свете жизни», «Избранное», «Суровой нитью», «Синий огонь», «Третий глаз». Поэзия Юнны характеризуется точными рифмами, метафорами, отсутствием лишней пафосности. Ее герои – живые, категоричные, безкомпромиссные.
В течение 10 лет после 1990 года Мориц не выпускала ни одной книги, но затем ее поклонники получили возможность насладиться сборниками «Лицо» и «Таким образом», содержащими также авторские рисунки. В 2005 году Юнна выпустила еще одну книгу под названием «По закону – привет почтальону».
Этот сборник представляет собой обращение к тем, кто ценит человеческое достоинство выше всего. Мориц уделяет много времени переводам, особое внимание уделяя своим любимым зарубежным поэтам — Р.Гамзатову, О.Уайльду, К. Кавафису, Ф. Гарсиа Лорке, С.Вельхео.
В 90-е годы поэтесса активно участвовала в политической деятельности, присоединяясь к радикально-демократическим движениям, комментируя текущие события в стране и выступая на радиостанции «Свобода».
За свои творческие достижения поэтесса была удостоена множества престижных наград, включая премии имени Сахарова, «Золотая роза», «Триумф» и награды Международной книжной ярмарки.
Юнна всегда считала, что она не является диссидентом или критиком общественной системы. Она относила себя к категории «чистых поэтов», которые не способны на компромиссы. Она утверждала, что ее учителями были Т.Манн, А.Платонов, Гомер и Пушкин — поэты «серебряного века». В людях она ценила чувство собственного достоинства. Сама поэтесса не привыкла преклоняться, она всегда говорила откровенно и прямо.
В душе Сербии оставшаяся после бомбардировок в 1999 году причинила неизгладимую боль. Юнна выразила свои чувства в новой поэме, названной «Звезда сербости», в которой она написала: «Война уже идет/ Не с сербами, а с нами».
Такую же позицию поэтесса занимает и относительно конфликта с Украиной. Она описывает себя как противоядие «русофобской отравы». В течение последних 10 лет Мориц не посещала родную Украину и понимает, что в ближайшем будущем это не произойдет. По этому поводу она написала стихотворение «Другая Украина», в котором выражается ностальгия по прошлой Украине, так близкой и понятной ее сердцу.
В 2016 году на своей странице в социальной сети Фейсбук Морис выложила свое собственное эссе, в котором она коснулась проблемы убийства российских журналистов на Донбассе и персоны Надежды Савченко, которую обвинили в этом преступлении. После этого ее страница была заблокирована, и не были объявлены причины такого решения.
Вопреки своему почтенному возрасту, поэтесса сохраняет прекрасную форму и обладает нестареющей душой. Она продолжает творить «неклассические» стихи, которым дает оригинальные названия – «Куль минации (мгновеники)», «Листопадло», «Найухоемские сигналы».
Личная жизнь
Личная жизнь поэтессы была также насыщена событиями, как и ее творческая биография. Она вступила в брак трижды. Первый раз Юнна вышла замуж за поэта и переводчика с эстонского языка Леона Тоома. В 1969 году он погиб трагически, выпав из окна. После этого она жила с писателем Ю. Щегловым (Варшавером).
В третий раз Мориц вышла замуж за поэта Юрия Васильева, который печатался под псевдонимом Голицын. В 1971 году она родила своего единственного сына Дмитрия Глинского-Васильева. Он учился на филфаке МГУ, а затем возглавил Русскоязычный общественный совет в Манхеттене и Бронксе.