Юрий Богатырев – известный советский художник и артист, который родился в марте 1947 года. Он заслужен своими выступлениями в фильмах Никиты Михалкова, в том числе в известном фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих», а также во многих других произведениях.
Юрий Богатырев появился на свет 2 марта 1947 года в Риге, в Прибалтике. Его семья переезжала много раз из-за работы отца-моряка, и в итоге они обосновались сначала в Ленинграде, а потом в Москве.
С самого детства мальчик проявлял необычные таланты, ему не нравились типичные мужские занятия, зато он с удовольствием занимался шитьем платьев для кукол, создавал свои театральные постановки с куклами и увлекался рисованием.
У него было немного ресурсов, но это не мешало настоящему творческому человеку использовать старые занавески и платья для создания настоящих шедевров.
Детство и первые шаги в искусстве
Уже в детстве было заметно, что мальчика больше привлекают гуманитарные предметы, и что у него творческая натура. Он проявил большой интерес к рисованию, что повлияло на выбор его учебного заведения. После окончания школы он пошел учиться в художественно-промышленное училище, где предполагалось, что он станет мастером в создании ковров. Это также включало в себя занятия рисованием, а не только получение технических навыков.
Поездки на пленэры были неотъемлемой частью студенческой жизни. Там они не только рисовали этюды, но и находили новых друзей с неожиданными профессиональными интересами. Вдруг оказалось, что у кого-то из них было увлечение кукольным театром, что возродило воспоминания о детстве и открыло новую сторону их творческой натуры. Вместе они устраивали спектакли, экспериментировали, и для одного молодого человека это стало откровением: актерское искусство было его истинным призванием.
В 1966 году, в возрасте 19 лет, он бросил учебу в художественно-промышленном училище и поступил в театральное училище имени Щукина. В 1971 году его приняли в московский театр «Современник». Он поступил легко, хотя не готовился к поступлению, и решение пришло к нему спонтанно после общения со студентами театрального вуза.
Педагоги вспоминают, что всем было ясно, что на курс попал талантливый и уже сформированный актёр. Руководителем курса был знаменитый артист Юрий Васильевич Катин-Ярцев. Он вспоминал, что когда увидел талантливого студента, то почувствовал беспокойство, потому что было очевидно, что студент слишком беззащитен перед миром, очень мягкий и даже в некоторой степени ранимый, а для таких людей жизнь не легка, ведь они живут не в тепличных условиях.
В то же время внутри Юрия царила огромная грустная ирония, он умел с легкостью подшутить над собой и над другими. Студент отличался не только отличными физическими данными, но и своей невероятной нежностью, что создавало еще больший контраст. У него были широкие плечи и мощные руки, которые студенты шутили называть «вторыми ногами».
В 70-х годах он успел поработать одновременно в театре «Современник» и в МХАТе, так как оба театра считали его достойным для выступления на их сцене. Особенно популярным был спектакль «Тартюф» по Мольеру с его участием.
Всенародная слава с подачи Никиты Михалкова
Никита Михалков был считаем Юрием Богатыревым его «крестным отцом». После съемок в его фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих» актер стал знаменитым. Он также сыграл удачную роль в «Спокойном дне в конце войны», но она не была так популярна, как его роль в фильме Михалкова. Богатырев проявил себя как очень органичный киноактер, очень любимый камерой, мужественный, выразительный, фотогеничный и настоящий герой. В фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих» он смог превратиться в эмблему мужественности, переживая обстрелы, бандитские разборки и предательство со всех сторон. Эта роль стала потрясающе глубокой и идеальной для артиста.
Общение со знаменитым Никитой Михалковым — это настоящее удачное событие, хотя, к сожалению, совместных проектов было немного. Среди других замечательных ролей стоит выделить участие в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» — настоящая классика от Чехова.
Да, именно молодежная аудитория пришлась по душе созданные образы. Поэтому режиссеры, осознавая это, часто приглашали уже утвердившуюся звезду для участия в проектах для детей, телеспектаклях. В 1976 году он сыграл в сериале для молодежи «Два капитана» по повести известного писателя Каверина. Можно сказать, что Юрий Богатырев стал кумиром молодежи и образцом мужественности, но с умением подчеркнуть в своих героях доброту, сострадание, милосердие.
У Никиты Михалкова также были фильмы, закрепившие успех актера на отечественном олимпе, в частности, «Раба любви», «Несколько дней из жизни Обломова», «Родня» и другие.
Эксперты утверждают, что одной из самых культовых ролей стала Филипка в фильме «Объяснение в любви» — это жизненная мелодрама, которая отражает все трудности отечественной истории, разруху, коллективизацию, революцию. Фильм охватывает полувековой период, в нем превосходно передана атмосфера тех времён, и на фоне трагических событий разворачивается любовь двух героев. Но и здесь всё не так просто, ведь журналист, которого сыграл Юрий Богатырев, влюблен в прелестную домохозяйку, которая изменяет мужу из скуки. Это трагическая, философская драма, многие признают ее главной в богатой фильмографии артиста.
Он снялся в фильме «Дон Сезар де Базан» с участием Анны Самохиной — это была его последняя роль за всю его короткую, но яркую жизнь. В этом фильме он играл испанского короля, а также приняли участие Михаил Боярский, Михаил Светин, Игорь Дмитриев. Это тоже является одной из его наиболее захватывающих работ, где артист предстаёт в совершенно новом свете.
Официально артист юрился, его избранницей была актриса Надежда Серая, однако по её словам, это не был настоящий брак, а лишь попытка сострадательного и понимающего артиста помочь молодой и талантливой актрисе в регистрации в столице. Это подтверждается тем, что Юрий не рассказал никому о браке, даже родителям, и не начал жить с Надеждой после церемонии.
Родные вспоминали, что многие завидовали артисту. Они несчастно завидовали, испытывая злобную зависть. Они имели причины для этого. Юрий успешно снимался, включая фильмы с такими известными режиссерами, как Никита Михалков. Он был одним из самых высокооплачиваемых актеров того времени, и внешне он казался абсолютно здоровым человеком, который никогда не болел. Он был очень добрым, уязвимым, постоянно одалживал деньги коллегам и знакомым, и они не всегда могли их вернуть, что также раздражало их. Некоторые завидовали тому, что у всенародно любимой звезды не было семьи, он казался им свободным, как птица, в то время как они были связаны детьми и женами.
Только те, кто не знали всего, что происходило в жизни этого удивительного человека, могли бы так думать, ориентируясь исключительно на его внешние атрибуты. Он несколько раз брал деньги в долг, чтобы купить водку своим спившимся друзьям, которые могли прийти к нему ночью, не имея средств на такси. Юрий испытывал трудности в отказе людям и не мог быть грубым, хотя внутри страдал. В конце жизни он начал набирать лишний вес, и это его очень расстраивало.
Было ощущение, что в государстве наступают перемены, которые обещают быть невыгодными для многих деятелей. В основном выживут только те, кто сможет адаптироваться к новым условиям, молодые, сильные и здоровые, и Юрий, в любом случае, не соответствовал этим критериям. Возможно, он чувствовал, что заканчивается определенная эпоха как в стране, так и в своей жизни. Он начал принимать противодепрессанты. Другие источники утверждают, что он употреблял алкоголь, чему способствовала особая театральная атмосфера.
В его личной жизни были прекрасные женщины: Елена Соловей, Анастасия Вертинская, Светлана Крючкова, Ольга Яковлева, которых он искренне восхищался, боготворил их, но это были платонические отношения. Елена Соловей вспоминает, что при всей своей физической мощи Юрий так и остался большим ребенком. Он обижался легко, но вскоре забывал обиду, был бы абсолютно незлопамятным человеком. Строить отношения с противоположным полом ему было тяжело.
Также долгое время актёр придерживался вегетарианской диеты, поскольку считал, что есть мясо неэтично. Сохранились воспоминания Ии Саввиной, которая буквально заставила есть его мясо, которое он должен был поглощать с аппетитом по сценарию фильма, но пытался уговорить режиссёра заменить мясо яблоками.
Женщины, увидев в Юрии такую слабость, подсознательно почувствовали к нему материнские чувства и стремились взять его под свою защиту. Например, Ия Саввина, у которой день рождения совпадал с Юрием, старалась отмечать эти даты вместе, она убеждала артиста изменить рацион и добавить в него мясные блюда.
Что касается его брака с Надеждой, до сих пор неизвестно, был ли он действительно фиктивным, но все произошло, как произошло: молодые никогда не начали жить вместе, постепенно отдалились друг от друга, а после смерти артиста Надежда не претендовала на наследство.
Юрий Богатырев предпочитал держать свою личную жизнь в тайне, проведя на свете всего 41 год. Некоторые близкие люди утверждают, что он был человеком со своеобразными особенностями, которые могли быть связаны с его сексуальной ориентацией. Александр Адабашьян отмечает, что он страдал от своей непохожести на других и реагировал на это очень болезненно. Возможно, это стало одной из причин его депрессии и пристрастия к алкоголю.
Однако остается неизвестным, был ли он гей, скрывающий свою сексуальную ориентацию, или просто был скрытным человеком с неудачной личной жизнью. Александр Адабашьян объясняет, что даже если это и так, то в то время об этом было непринято говорить, в отличие от сегодня, когда многие звезды стараются привлечь внимание общественности своей нетрадиционной сексуальной ориентацией.
Трагическая смерть
Рано ушел из жизни великий человек с неповторимым талантом в возрасте всего 41 года. Несмотря на свое здоровье, у него было слабое сердце, к тому же он принимал антидепрессанты по назначению врача.
Однажды ночью у него начался приступ, и врачи скорой помощи дали укол, не уточнив, принимает ли пациент какие-либо другие лекарства. В результате он скоропостижно скончался 2 февраля 1989 года, за месяц до своего 42-летия. Его похоронили на Ваганьковском кладбище, где его могила и сегодня, спустя десятилетия, ухоженный и всегда украшен цветами от поклонников, не забывающих его творчество.
- 1970 — Однажды в конце войны — немецкий военнослужащий
- 1974 — Чужой среди своих — Шилов
- 1974 — Таня — Андрей Тарасович
- 1975 — Там, за горизонтом — Дмитрий Жерехов
- 1976 — Два капитана — Михаил Ромашов
- 1977 — Объяснение в любви — Филиппок
- 1979 — Несколько дней из жизни И. И. Обломова — Штольц
- 1980 — Мой папа — идеалист — Борис Петров
- 1983 — Карантин — дедушка
- 1984 — Мёртвые души — Манилов
- 1987 — Очи чёрные
- 1988 — Презумпция невиновности
- 1989 — Дон Сезар де Базан