Юрий Григорович – известный российский хореограф и преподаватель искусства танца. Он также является президентом нескольких профессиональных сообществ в России и за рубежом.
За свою долгую карьеру танцовщика и хореографа, Юрий Григорович испытал как поклонение, так и критику со стороны общества. Его называли великим гением и суровым диктатором. Тем не менее, годы работы Юрия Николаевича считаются «золотым веком» в истории Большого театра.
Детство и юность
Юрий, основатель, родился в Санкт-Петербурге 2 января 1927 года. Его страсть к танцу унаследовал от своего дяди по материнской линии, который после окончания балетной школы в Петербурге присоединился к труппе Сергея Дягилева.
Основы своего искусства Григорович освоил в Ленинградской школе балета, где его педагогами были знаменитые танцовщики Алексей Писарев и Борис Шавров. Получив диплом, он присоединился к балетной труппе Мариинского театра (тогда Ленинградского театра оперы и балета) и танцевал в ней до 1961 года, исполняя важные партии в известных балетах. Среди его выдающихся работ того времени были главные роли в балетах «Князь Игорь», «Бахчисарайский фонтан» и «Каменный цветок».
Хореограф-постановщик
Григорович впервые выступил в качестве хореографа в 1948 году на сцене Ленинградского ДК, поставив балеты «Семеро братьев» и «Аистенок». Однако настоящее признание пришло к нему после премьеры спектакля «Каменный цветок» на музыку Прокофьева и балета «Легенда о любви» по произведению Меликова.
В 1961 году Юрий Николаевич был назначен хореографом Ленинградского театра оперы и балета, где он работал три года. После этого он возглавил балетную труппу Большого театра, где проработал почти 30 лет.
В репертуаре Большого театра Григорович представил свои постановки с названиями «Ромео и Джульетта», «Каменный цветок» и «Легенда о любви».
Из постановок Чайковского на музыку «Щелкунчик» стала первой оригинальной работой хореографа. В отличие от его предыдущих работ, которые были предназначены в основном для детей, в этом произведении Григорович вложил философский смысл.
Постановка «Спартак» на музыку А. Хачатуряна имела огромный успех в различных городах мира. В России же эта работа была отмечена высшей государственной наградой — Ленинской премией.
В 70-е годы прошлого века режиссер-хореограф поставил спектакли «Ангара» по произведению Андрея Эшпая, «Иван Грозный» композитора С. Прокофьева, и «Золотой век» музыканта Д. Шостаковича. Под управлением Юрия Григоровича на сцене Большого театра представлены балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Раймонда», «Дон Кихот», «Баядерка», «Жизель» и «Корсар».
В 1991 году режиссер основал труппу «Большой театр – студия Юрия Григоровича», которой руководил в течение трех лет. С 1993 по 1995 годы сотрудничал с Башкирским государственным театром оперы и балета.
С 1996 года Григорович возглавлял театр балета в Краснодаре (балетную труппу ТО «Премьера»). На сцене этого южного города прошли показы спектаклей «Каменный цветок», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Баядерка», «Тщетная предосторожность», «Иван Грозный» и другие.
В конце двадцатого века хореограф вернулся в Москву, чтобы поставить спектакли «Корсар», «Иван Грозный» и «Ромео и Джульетта» в Кремлевском балете. В 2008 году он добавил к своему творческому наследию постановку «Каменный цветок», показанную на сцене театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
В 2000-х Юрий Николаевич возобновил сотрудничество с главным театром страны, занявшись репетициями спектакля «Лебединое озеро» в новой интерпретации. В 2001 году в репертуар театра вернулись балеты «Раймонда», «Легенды о любви», «Щелкунчик», «Золотой век» и «Спартак».
В начале 2008 года администрация Большого театра предложила Григоровичу занять должность постоянного балетмейстера. Через три года в реконструированном здании театра состоялась торжественная премьера «Спящей красавицы» под руководством Юрия Николаевича.
Во время своей работы в Большом театре постановщик испытывал не только радость от успехов, но и горечь неодобрения со стороны окружающих. С годами он научился не обращать внимание на критику, но этому потребовалось много времени. Григоровича неоднократно обвиняли в том, что он не выносит конкуренции и поэтому не дает другим режиссерам шансов на главной сцене страны. Большое волнение вызвало его решение отправить на пенсию лучших балерин труппы, включая Майю Плисецкую. Но не только Плисецкая была отправлена на заслуженный отдых – Юрий Николаевич отправил туда даже свою собственную жену Наталию Бессмертнову. Вся обстановка в театре была очень напряженной, но супруга поддержала мастера и вскоре все улеглось.
В 2012 году новый балет-спектакль под названием «Иван Грозный» в постановке Григоровича получил огромный успех. Через несколько лет в 2016-м маэстро представил новую интерпретацию произведения Шостаковича под названием «Золотой век», и опять же премьера прошла отлично.
В конце того же года в Мариинском театре вышла новая версия балета «Каменный цветок», руководство которым также принадлежало Григоровичу. Премьера была приурочена к двум важным событиям: 125-летию Сергея Прокофьева и 90-летнему юбилею хореографа.
Помимо выступлений на сценах Москвы и Санкт-Петербурга, балетмейстер также сотрудничал с театрами в Минске, Новосибирске, Екатеринбурге, Таллине, Париже, Стокгольме, Вене, Риме и Праге. Его замечательные балеты были экранизированы дважды: в 1976 году вышел фильм «Спартак», а в 1977-м состоялась премьера «Грозного века» по спектаклю «Иван Грозный».
Юрий Николаевич сосредотачивает много усилий на своей педагогической работе. С 1974 года он преподавал в Ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова. На этой должности он работал балетмейстером в течение десяти лет и половины.
В 1988 году Григорович стал заведующим кафедрой и профессором в Московской хореографической академии. С 1975 по 1985 годы он был главой Комитета танца Международного института театра. В настоящее время он является почетным президентом этой организации.
В конце 80-х годов Юрий Николаевич Григорович был избран президентом Ассоциации хореографов, в которую входят выдающиеся художники со всего мира. В 1990-х годах он возглавил фонд под названием «Русский балет» и программу под названием «Benois de la danse», которую поддерживает ЮНЕСКО. Каждый год этот фонд вручает специальные награды художникам театра и балета.
На Международном конкурсе танцовщиков в столице Юрий Николаевич является постоянным председателем судейской коллегии. Кроме того, этого российского маэстро неоднократно приглашали в жюри болгарских, финских, американских и японских конкурсов мастерства в области танца.
В стенах Большого театра балетмейстер встретил свою будущую супругу — танцовщицу Наталию Бессмертнову, которая в то время репетировала роль главной героини балета «Лейли и Меджнун» со своей коллегой Ниной Сорокиной. Тогда еще молодая артистка даже не могла предположить, что станет избранницей «главного».
Между Юрием и Наташей не сразу вспыхнули чувства. Известный Григорович недолго обращал внимание на балерину, но всё изменилось в 1968 году, когда труппа отправилась в гастроли в Америку. По возвращении все уже обсуждали роман талантливого постановщика с перспективной танцовщицей.
Немногие верили, что их отношения перерастут в что-то серьезное. Коллеги скептически относились к перспективам бурного романа. Однако влюбленные сделали сюрприз, объявив о предстоящей свадьбе. Счастливая личная жизнь балетмейстера продолжалась до самой смерти любимой супруги.
Наталия Игоревна стала для маэстро не только женой, но и незаменимой музой. Она была занята в театре не менее мужа, но всегда старалась создать ему удобные условия для творчества.
Награды
В течение многих лет работы в сфере искусства Григорович был неоднократно удостоен самых почетных наград. Среди них:
- звание народного артиста РСФСР, СССР, Узбекской ССР;
- звание заслуженного артиста РСФСР и Казахстана;
- звание народного артиста Башкортостана;
- почетное звание гражданина Кубани;
- почетное звание гражданина Варны.
Помимо высоких званий, Юрий Николаевич имеет в своей коллекции несколько десятков государственных и международных наград, орденов, медалей, нагрудных знаков и различных премий от СССР, России и других стран.