Юрий Николаевич Григорович (1927 г.р.) — выдающийся советский балетмейстер, который создал классические балеты для Большого театра. Его спектакли сразу стали частью культурного наследия России и пользовались огромной популярностью. Его работы были почитаемы и вызывали трепет у зрителей. Репертуар Большого театра включает в себя авторские спектакли Григоровича, его своеобразные трактовки классических балетов и оперных произведений.
Биография, родители, семейные традиции
Юрий Григорович от рождения был окружен миром балета, так как его мама, Клавдия Альфредовна (девичья фамилия — Розай), происходила из балетной семьи. Она сама училась танцевать, но затем вышла замуж за отца Юрия — Николая Евгеньевича Григоровича. Николай служил в одной из административных структур, но был страстным любителем балета, и соотносился с известным писателем Антоном Григоровичем. Отказ жены от карьеры балерины стал залогом их счастливой семейной жизни, несмотря на то, что это решение немного противоречило традициям ее семьи.
Родившийся в 1857 году во Флоренции, отец Клавдии Альфредовны Торквато Альфредо Фортунато Розай был потомком цирковых артистов, переехавших в Россию во времена правления Петра I. Он всегда поддерживал связь со своей исторической родиной и внушал своим детям любовь к искусству. Помимо Клавдии, у него был сын Георгий Розай, который стал известным танцовщиком Императорского Мариинского театра. Георгий выступал в балетах Сергея Дягилева, но умер от туберкулеза в 30-летнем возрасте.
Когда моему сыну исполнилось 8 лет, мама решила не нарушать наши семейные традиции и отвела его в балетное училище (ныне хореографическое училище им. Вагановой). В учебе мальчик попал в класс к педагогам Борису Шаврову и Алексею Писареву, но война прервала его обучение. Юрий Григорович закончил училище в 1946 году и присоединился к труппе Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (позднее Мариинский театр).
Интересный факт! У Григоровича было всего два официальных места работы за всю жизнь – Кировский театр в Ленинграде, где он работал честно 18 лет, и Московский Большой театр, где он занимался постановкой балетов целых 33 года.
Его работа с артистами на танцевальной практике стала основой его творчества.
До 1957 года он солировал на ленинградской сцене, а в 30 лет начал заниматься постановкой спектаклей, объединяя опера и балет. Сначала он поставил цикл «Танцев в опере», а затем заявил о себе двумя крупными работами – «Каменный цветок» Прокофьева (1957 г.) и «Легенда о любви» Меликова (1961 г.). После успешных премьер его пригласили в Новосибирский театр оперы и балета, где он продублировал постановки. Сотрудничая с артистами из Сибири, Григорович поставил «Лебединое озеро» Чайковского (1962 г.) и «Спартак» Хачатуряна в 1977 г. (спектакль был восстановлен в 2011 году и вернулся в репертуар).
Григорович в процессе движения придумывал новые мизансцены и разрабатывал хореографию
Гений и тиран Большого театра
В Москву был приглашен талантливый балетмейстер, который был замечен своими способностями. Вместе с ним в столицу переехал его коллега и единомышленник – Симон Багратович Вирсаладзе (1908-1989), художник-постановщик из Грузии. Они вместе не только поставили великолепные балеты, но и полностью изменили эстетику Большого театра. Григорович использовал различные методы, чтобы достичь своих целей. Он внедрял строгую дисциплину, увольнял непослушных, помогал талантливым танцовщикам, которые делили его видение развития советского балета. При его управлении Большой театр стал образцом стиля, мастерства и изящества.
Интересный факт! Свой первый балет под названием «Аистёнок» Григорович поставил на сцене Дворца культуры им. Горького в Ленинграде, когда ему было всего 21 год, и он еще был танцором.
В Кировском театре произошла настоящая революция под его руководством. Вместо общепринятой хореодрамы, его балетные представления начали танцевать, а не просто изображать действие с небольшими хореографическими движениями. Его основная цель заключалась в возвращении танцу главенствующей роли в балете.
Первым спектаклем, поставленным в Москве, стал «Щелкунчик» Чайковского. Он полностью обновил хореографию и для исполнения детских сцен привлек артистов кордебалета вместо студентов хореографического училища. Заменяя детей взрослыми артистами, режиссер добился более глубокого и осмысленного исполнения.
Юбилей великого маэстро был отмечен этим революционным балетом («Щелкунчик», 2017 г.).
Следующим выдающимся произведением стал «Спартак» Хачатуряна. Декорации и костюмы для спектакля создал Симон Вирсаладзе, который активно сотрудничал с Григоровичем в поиске творческих идей и всегда находил подходящее решение в оформлении. Большая разница в возрасте позволяла Юрию Николаевичу считать своего партнера своим учителем.
С течением времени Григорович стал абсолютно бесконтрольным в Большом театре. Он увольнял танцоров, достигших пенсионного возраста, не учитывая их заслуг и наград. В результате постоянного обновления труппы, в свое время его жертвами стали Майя Плисецкая, Владимир Васильев и даже его собственная жена Наталья Бессмертнова. Юрий Николаевич был преследуем великой целью — возродить прежнюю славу русского балета, которая к тому времени слегка поблекла. Самым последним мировым сенсацией были гастроли «Русских балетов» Сергея Дягилева.
Интересный факт! В 1995 году Юрий Григорович сам написал заявление об отставке министру культуры. Он заявил, что лучше он сам уйдет с поста художественного руководителя Большого театра, чем его «выгонят» с помощью интриг и клеветы.
После увольнения балетмейстер продолжил работать с молодыми постановщиками, начал преподавать в Высшем учебном заведении танцев и прославился своим преподавательским искусством. Одним из главных достижений его карьеры стал Краснодарский театр оперы и балета. Он вложил в коллектив огромное количество труда и энергии, передавая свой опыт. В настоящее время артисты из Краснодара успешно соперничают с артистами из столицы и Северной столицы. Григорович смог поднять провинциальный театр на мировой уровень.
Также он уделял внимание и артистам балета Мариинского театра, часто посещая их и проводя мастер-классы.
Внезапно Москва снова обратила на него внимание, и его пригласили в Большой театр. К тому времени его жена ушла из жизни, а Симоны Вирсаладзе уже не было рядом. Григорович вернулся в столицу. В 2022 году ему исполнилось 95 лет. Он все еще активен профессионально, хоть и не так активно, как прежде, но всегда готов помочь с консультациями и практическими занятиями.
Любимые женщины великого балетмейстера
Фактическое количество женщин, с которыми связан великий балетмейстер, остается тайной. Однако, основываясь на его напряженном графике работы, можно предположить, что личная жизнь Юрия Григоровича развивалась систематично. У него просто не было бы времени на бесконечные романы, поэтому будем руководствоваться реальными данными. В его жизни было два важных романа.
Самую романтичную балерину середины 20-го века – Аллу Яковлевну Шелест (1927-1998) — стали первой фактической женой. Ее сравнивали с великой Анной Павловой за грациозность, хрупкость и великолепное исполнение своих сценических персонажей. Их отношения были важными годами в развитии Григоровича, как танцовщика и балетмейстера. В 1957 году она стала его ассистентом при подготовке спектакля «Каменный цветок» по Прокофьеву. После того, как Григорович уехал в Москву, она осталась в Ленинграде. Позднее, получив приглашение от Куйбышевского театра оперы и балета, уехала в нынешнюю Самару, где занималась постановками балетных спектаклей до выхода на пенсию. Официально вышла замуж за хореографа Рафаила Вагабова.
Ослепительная Алла Шелест
Григорович сделал исключительную балерину Наталью Бессмертнову (1941-2008) своей музой и официальной женой. Разница в возрасте не имела значения для этой пары. Они не только создали семью, но и стали единомышленниками. Наталья Игоревна завершила свою карьеру балерины в 1988 году из-за выхода на пенсию. Однако она продолжала выступать по контракту с Большим театром до 1993 года, играя ключевые роли в балетах своего мужа и танцуя на ведущих театральных сценах мира.