Юрий Павлович Казаков – это писатель, прозаик, драматург и сценарист, представитель советской короткой прозы.
Его литературная карьера началась в период, который позже назвали «оттепелью», когда он стал одним из «шестидесятников». Его жизненные убеждения были традиционными, он был заинтересован в прошлом, а современность считал «сомнительной новью». Его часто обвиняли в идеализации прошлого и преклонении перед эмигрантами, такими как Бунин. Он чувствовал себя в родстве с Лермонтовым и Толстым, очень любил произведения Чехова и Пришвина, заимствуя у них мастерство слова и духовную проблематику. Дмитрий Быков отзывался о нем как о грубияне, который часто употребляет ругательства.
Детство и юность
Юрий Павлович появился на свет в 1927 году, 8 августа, в столице нашей Родины — Москве. Его семья обитала в скромной комнатке, размером не более 15 квадратных метров, расположенной в коммунальной квартире, по адресу дом №30 на Арбате.
Родители Юрия переехали в Москву из Смоленщины и были потомками крестьян. Семейная легенда гласила, что его прапрабабушку привлек в свой дом прислугой князь Мещерский, после чего искусил девушку. Если этот рассказ верен, то Юрий Казаков имеет связь с Николаем Карамзиным.
Павел Гаврилович, отец прозаика, начал свою карьеру в Москве, работая учеником наборщика, а затем сменил профессию и стал плотником. Он был спокойным и умелым мужчиной, но у него была вредная привычка пить алкоголь.
В 30-е годы его выслали из Москвы на три года. Он осел в Вятской губернии из-за пьяного разговора о бунте, который произошел в Тамбовщине. После войны он жил в небольшом поселке Сольга в Архангельской области, рядом с железнодорожной станцией. Он редко посещал свою жену и сына, оставшихся в Москве.
Мать писателя называлась Устинья Андреевна, до революции она работала няней в зажиточных семьях, затем на заводе, выполняла функции подсобной. Позже женщина пошла учиться на медсестру. В семье она была главной. Устина Андреевна приютила свою племянницу, лишившуюся родителей, и все они жили в комнате на Арбате.
С самого детства Юра увлекался музыкой. Он без усилий мог сыграть на балалайке услышанную по радио песню, а также освоил баян. Устинья Андреевна гордилась своим сыном и поддерживала это увлечение. Однако к его пристрастию к чтению она относилась настороженно, а сочинительство считала пустой тратой времени. Юрий любил читать и проводил много времени в библиотеках и читальных залах. Особую любовь ребенок питал к книгам о охоте, и когда он вырос, охота стала его единственным увлечением и страстью.
В период тяжелых военных времен Устинья Андреевна и Юра брались за любую работу: очищали ото льда Крымский мост, выгружали картофель и капусту с барж. Как и многие дети Москвы, Юра тушил «зажигалки» на крышах. Однако бомба, которая взорвалась неподалеку, повлекла за собой контузию ребенка, и с тех пор он заикался. Однако Игорь Кузьмичев, в своей документальной повести «Жизнь Юрия Казакова», описал другие события, которые, по его мнению, стали причиной заикания Казакова. Он утверждает, что в шестилетнем возрасте, когда они провожали отца в ссылку, Юра испугался злой собаки.
Марина Литвинова утверждала, что Юрий Павлович даже не закончил школу, а аттестат приобрёл на рынке в Мытищах. После окончания музыкального училища он присоединяется к оркестру Театра имени Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко в качестве контрабасиста. Он работал в джазовых коллективах и газетах, но вскоре осознал, что музыка — не его призвание. В 1952 году он подает заявление на увольнение из театра и на следующий год поступает в Литературный институт имени Горького, прошедший конкурс среди 100 человек на одно место.
Творчество
Среди первых работ Казакова, сохранившихся в архиве, можно назвать стихи, прозу и короткие зарисовки для издания «Советский спорт». Однако первой опубликованной работой стала небольшая пьеса под названием «Новый станок», которая увидела свет в сборнике в 1952 году. В дальнейшем писатель занимался в основном написанием рассказов и коротких повестей.
Новеллы «Тихое утро» и «Арктур — гончий пес» стали одними из наиболее известных произведений, которые покорили сердца читателей. В частности, в 1955 году по новелле «Арктур — гончий пес» был снят телеспектакль, вызвавший большой интерес как у читателей, так и у критиков.
Искателем ответов на свои вопросы Юрий Павлович много путешествует по стране, особенно его привлекает Русский Север. Он находит вдохновение для новых произведений, наблюдая за первобытным и уникальным образом жизни там. Жизнь в диком лесу побудила писателя написать северные рассказы, среди которых «Никишкины рассказы», «Поморка», «Манька», наполненные ощущением безысходности, которое целиком пронизывает эти произведения.
В период с 1960 года по 1972 год Александр Казаков трудился над циклом произведений под названием «Северный дневник», где он раскрывал исторические образы жителей Севера. Путешествуя по Кольскому полуострову, Карелии, вдоль берегов Ледовитого океана, Мурманска и Соловков, писатель проникался окружающими пейзажами и жизнью обычных рыбаков и охотников, после чего запечатлевал свои впечатления в дневнике. В 1961 году он написал повесть о драматической судьбе поморов под названием «Нестор и Кир», а в 1966 году описал Соловецкий монастырь, превращенный в концлагерь в 1920-е годы, в произведении под названием «Соловецкие мечтания». Одним из последних произведений этого цикла стала повесть «Мальчик из снежной ямы», рассказывающая о жизни ненецкого художника-самородка Тыко Вылки, над которой он работал в период с 1972 по 1976 год.
В своём литературном жанре Юрий Павлович достигает высот. Премия, которую присуждал журнал «Новый мир» лучшим писателям за их рассказы, носит имя Юрия Казакова. В 1964 году он принимает участие в создании совместного детективного произведения «Смеётся тот, кто смеётся».
В 1967 году Казаков отправляется во Францию, чтобы исследовать жизнь своего любимого писателя Ивана Бунина. Однако написание крупного произведения оказалось для него непосильной задачей, и эта идея осталась нереализованной.
Личная жизнь
Во время учёбы в институте, Юрий завязал роман с Тамарой Жирмунской, но в 1963 году она выбрала сценариста и режиссёра Павла Сиркеса. Затем у Юрия начался роман с Мариной Литвиновой, который продолжался пять лет. Она вдохновляла писателя, и его чувства к ней нашли отражение в его творчестве. Он посвятил ей рассказы «Двое в декабре» и «Розовые туфли».
Они путешествовали по Северу, вместе придумывали сюжеты рассказов, но в конце концов расстались. Через шесть месяцев он снова встретился с Мариной и предложил ей стать его женой, иначе он женится на другой девушке. Литвинова согласилась, но только при условии, что он избавится от алкоголизма.
Во времена, когда они вместе ездили, она обратила внимание, что Козаков любит выпить. Мать Юрия рассердилась на такие слова, и даже использовала старинное заклинание, завязав тряпку на дверной ручке, чтобы отпугнуть неприятную невестку.
Юрий Павлович вступил в брак с Тамарой Михайловной Судник. В 1967 году у них родился сын по имени Алексей. Рождение ребёнка вдохновило Юрия Павловича на написание рассказов под названиями «Свечечка» и «Во сне ты горько плакал».
Однако семейная жизнь принесла проблемы. Алексей оказался слабым и болезненным. Денег не хватало на лекарства, продукты и выпивку. В итоге Тамара забрала ребёнка и ушла. Позже она передала Алешу прабабушке, проживавшей в Минске.
В начале осени 1969 года Юрию Павловичу случился сердечный приступ и микроинфаркт. Его здоровье серьезно пошатнулось из-за разрыва семьи. Он пытался вернуться к Тамаре несколько раз, но семья так и не смогла быть воссоединена.
Некоторые его коллеги описывали Казакова как «наглого, скучного, скупого и самовлюблённого жлоба», эти слова принадлежат Станиславу Рассадину. Однако стоит помнить, что судить о Казакове по мнению меньшинства не совсем справедливо. Юрий Павлович помог многим людям, спасая жизнь Евгению Евтушенко, который планировал совершить самоубийство после скандала с Никитой Хрущёвым. Также он поддерживал Андрея Вознесенского и Юрия Трифонова.
Последние годы и смерть
Юрий Казаков провел последние годы своей жизни в уединении, находясь в своём доме в Абрамцеве. Он завершил перевод трёхтомной эпопеи Нурпеисова «Кровь и пот», над которым работал с 1964 года. Также он писал рассказы для детей в журнал «Мурзилка» и выпустил несколько книг для маленьких читателей: «Тропики на печке», «Красная птица», «Как я строил дом».
В 1981 году он принял участие в съемках фильма «Великий самоед», основанного на его повести «Мальчик из снежной ямы». Режиссером этого фильма был Аркадий Кордон. Премьера фильма состоялась в 1982 году.
29 ноября 1982 года Юрия Павловича больше не было с нами. Он ушел из жизни на 65-м году, находясь в московской больнице. Причиной его смерти стали диабетический криз и инсульт, которые, по предположению, могли быть вызваны алкоголизмом. Его похоронили на Ваганьковском кладбище.
В 1999 году Аркадий Кордон снял биографический фильм с названием «Послушай, не идет ли дождь…», где главную роль писателя исполнил Алексей Петренко.
Произведения
- Рассвет
- Небо разноцветное
- Игрушечный мишка
- Арктический волк
- Ручная птица
- Настана на перроне
- Собака убегает
- Аромат свежего хлеба
- Путешествие по дороге
- Ночлежка
- Слёзы и рыдания
- Проклятый северный угол
- Двое в одиноком декабре
- Осень в лесах из дубов
- Дневник северного путешественника
- Ты горько плакал во сне
- Рога оленя
- Поезжай со мной в Лопшеньгу
- Две ночи подряд
- Снова вспомни о Ленинграде
- Долгие крики и вопли