Юрий Коваль – известный мастер своего дела, он не только писатель и поэт, но и талантливый художник и скульптор. Он создавал сценарии для анимационных фильмов и детских книг, а также писал и исполнял собственные песни.
Юрий Коваль был известен как автор книг для детей, но на самом деле он был творческой личностью, охватывавшей множество различных областей искусства и образования. Ему казалось, что он разбавляет свой талант различными направлениями, но на самом деле они только обогащали его, придавая вдохновение к творчеству. Его книги давно завоевали популярность не только в России, но и за её пределами. Они переведены на множество европейских языков, а также на японский и китайский. Сюжеты его произведений вдохновляют режиссеров на создание оригинальных фильмов и мультфильмов.
Детство
Юрий Коваль родился в Москве 9 февраля 1938 года. Его отец, Иосиф Коваль, был украинцем из деревни Городковка Киевской губернии и работал сотрудником милиции и писателем. Во время Великой Отечественной войны он возглавлял уголовный розыск в Курске, а после победы стал начальником уголовного розыска в Московской области. Мать писателя, Ольга Колыбина, была родом из села Леплейка Пензенской губернии и имела медицинское образование, работая главным врачом психлечебницы в подмосковном Поливаново. Почти все детство Юрий провел у матери в больнице.
В период военных действий семью Ковалевых эвакуировали в город Саранск, где Ольге было поручено занять пост республиканского министра здравоохранения. Ей была поручена важнейшая миссия — организация работы тыловых госпиталей. Детство будущего писателя пришлось на годы войны, в которые он много страдал от холода и голода, и у него был диагностирован костный туберкулез. Однако Юрий никогда не жаловался на свою жизнь, и смог преодолеть все трудности.
После войны семья поселилась в Москве, в районе Красных ворот, на улице Хоромного тупика. В 1945 году Юрий поступил в 657-ю школу, находившуюся на улице Чаплыгина. Кто знает, как бы сложилась жизнь Коваля, если бы он не встретил в своей жизни таких удивительных людей. Например, педагога по литературе Владимира Протопопова, который позднее станет прототипом главного героя в его произведении «От Красных ворот».
Школьники полагали, что учитель немного странноватый, но удивительно талантливый. Именно благодаря его интуиции удалось обнаружить в тихом и незаметном Юрии Ковале необычно талантливого человека. Именно учитель первым начал развивать его творческие способности, которые до этого были скрыты. Юра и несколько его одноклассников сами сочиняли поэзию, восьмиклассники даже создали свой секретный поэтический союз. Это были шутливые и лирические стихи, которые подростки писали на уроках, вместо того чтобы заниматься алгеброй. Это немного встревожило педагогов и родителей, которые просто не знали, чем занимаются их дети. Но в конце концов они успокоились и решили, что сочинение стихов — это всего лишь невинные шалости детей.
Получив аттестат о среднем образовании, парень сразу решил, что в 1955 году он поступит в Московский государственный педагогический институт имени Ленина. Юрий выбрал для себя специальность русский язык и литература.
В то время в учебном заведении собрались не только талантливые преподаватели, но и студенты, обладающие различными талантами. В студенческой аудитории можно было встретить Юлию Кима, Юрия Визбора, Юрия Ряшенцева, Петра Фоменко, именно они оказали влияние на мировоззрение молодого писателя.
Свои первые произведения – короткие рассказы, Юрий опубликовал в университетской газете «Ленинец». Тогда же он получил свой первый гонорар – пятьдесят рублей. Кроме занятий литературой, Коваль пробует свои силы в области изобразительного искусства. Он посещает занятия у скульпторов-монументалистов Вадима Сидура, Владимира Лемпорта, Николая Силиса, активно интересуется живописью, рисунком, фреской и мозаикой.
Коваль закончил педагогический вуз с двумя дипломами: педагог по русскому языку, литературе и истории, а также учитель рисования.
После окончания вуза он был отправлен работать в деревню Емельяново в Татарской АССР. Там он преподавал не только свой предмет, но и историю, географию, и даже учил учеников петь.
В это же время он начал активно заниматься написанием стихов и рассказов, но многие из них так и не были опубликованы. Он также придумывал диктанты в форме стихов для своих учеников, позже шутя, что немного хулиганил. Он работал в этой школе до 1963 года, после чего вернулся в Москву и опубликовал несколько произведений, связанных с жизнью в Татарии.
Творчество
После того, как Коваль переехал в Москву, он знакомится с Юрием Домбровским. Он решил показать ему один из своих рассказов под названием «Октябрьские зори». Домбровский так восхитился произведением молодого писателя, что сам отнес его в издание «Новый мир», но получил отказ. Ковалю стало ясно, что ему никогда не пробиться в мир литературы для взрослых, и шансов быть опубликованным у него практически нет. Он утверждал, что даже если он напишет великолепно и очень талантливо, его все равно не опубликуют, никогда и ни при каких обстоятельствах.
Однако скоро удача улыбнулась ему благодаря активному участию детского поэта Игоря Холина. Увидев детские стихи Коваля, Холин показал их редактору издания «Огонек», и они были приняты к печати. Таким образом, Юрий непредвиденно обрел своё основное предназначение — творить для детей. В это время он работал как обычный учитель в школе рабочей молодежи. Некоторое время спустя он нашёл место в редакции «Детской литературы», но через шесть месяцев его уволили.
Затем он был принят на работу в редакцию детского журнала «Мурзилка», который воспитал много талантливых писателей для детей. Это был настоящий завод кадров. Писатель отправляется в заграничные командировки и живет вместе с пограничниками. В результате этих поездок были созданы произведения для детей, такие как повести и рассказы «Белая лошадь», «Козырек», «Алый», «Особое задание», «Елец». Наконец-то период неопределенности и страданий остался позади, и наступило время для творчества, создания прозы, которая принесла ему всесоюзную славу. Теперь Юрий Коваль – известный и любимый детский писатель Советского Союза.
В 1970-м году свет увидел сборник его рассказов под названием «Чистый Дор». Герои его историй — обычные жители сельской местности: Мирониха, дядя Зуй и его внучка Нюрка, Шурка Клеткина и многие другие. Он написал множество произведений, которые каждый год включают в учебные программы школ и читают на уроках литературы. В их числе рассказы «Веер», «Нулевой класс», «Заячьи тропы», «Серая ночь», «Колобок». Юрий осознает, что иногда необходимо менять жанр и переключается на написание юмористических детективов.
Эта повесть произвела фурор и завоевала весьма значительное признание, попав на Всесоюзный конкурс лучшей детской книги и заслужив третью премию. Автор, Юрий Коваль, решил продолжить работу в жанре милицейской тематики, написав трилогию, включающую произведения под названиями «Пять похищенных монахов» и «Промах гражданина Лошакова». На основе этой трилогии был снят художественный фильм в 1991 году.
В 1972 году Борис Шергин дал Ковалю рекомендацию, после чего он стал членом Союза писателей СССР. Юрий увидел в Шергине своего духовного наставника и издавал его сказки в журнале «Мурзилка». В конце 80-х годов он также написал сценарии к мультфильмам на основе произведений Шергина.
Юрия всегда манили неизведанные просторы, он просто мечтал о путешествиях. Во время одной из своих поездок по Уралу, писатель оказался на песцовой ферме. Очарованный увиденным, Коваль написал повесть «Недопёсок», основным персонажем которой стал свободолюбивый песец, сумевший выбраться из клетки и отправившийся к Северному полюсу.
Он даже не мог предположить, что вполне безобидный сюжет покажется цензорам антисоветской пропагандой, как намек на иудеев, бегущих в Израиль, на землю обетованную. С публикацией повести возникли проблемы, но ее все-таки удалось напечатать. Однако бдительные цензоры «зарубили» другую книгу писателя – «Пять похищенных монахов», и Ковалю пришлось буквально бороться за свои права на заседании коллегии Комитета по печати.
Этот случай не был единственным взаимодействием с кинематографом в творчестве писателя. Писатель Ролан Быков предложил Юрию Ковалю написать сценарий к фильму «Королевская аналостанка», основанному на рассказе Эрнеста Сетона-Томпсона. В 1990 году Юрий использовал этот сценарий в качестве основы для своей новой повести под названием «Шамайка».
Писатель с большим удовольствием наслаждался жизнью в деревне, со всей ее медленной рутиной, уникальным языком и обычаями. Он уезжал в небольшие деревни и проводил там несколько месяцев. Северные реки также были его страстью, и после путешествия по ним, Юрий создал еще одно увлекательное произведение — повесть «Самая легкая лодка в мире». В 1986 году эта повесть была удостоена Почетного диплома Международного совета по литературе для детей и юношества.
Непосредственно перед своей смертью писатель завершил роман «Суер-Выер», самое крупное произведение за всю свою творческую деятельность. В 1996 году, уже после смерти Коваля, ему была присуждена премия «Странник», учрежденная Международным конгрессом писателей-фантастов.
Изучить информацию о жизни автора, его литературными работами и изображениями возможно в интернете без ограничений.
Личная жизнь
Несмотря на то, что писатель пользуется большой популярностью, он предпочитал не выносить свою частную жизнь на публику. В первый раз он совершил бракосочетание со своей первой возлюбленной, Ией Пестовой, от которой у него родилась дочь Юлия. Во второй раз Коваль заключил брак с Натальей Дегтярь. В этом браке у писателя появился сын Алексей.
Творческие таланты отца передались детям. Алексей выбрал себе профессию актера, в то время как Юлия, несмотря на образование в медицинской сфере, предпочитает давать концерты, исполняя песни под гитару.
Смерть
Жизнь Юрия Коваля прекратилась 2 августа 1995 года, когда он ушел из жизни в своем московском доме после тяжелого сердечного приступа.
Лианозовское кладбище стало местом вечного покоя для известного писателя, там, где он похоронил своих родителей.
Романы
- Багряный
- Похождения Василия Куролесова
- Недопес
- Пять украденных монахов
- Промах гражданина Лошакова
- Суэр-Вэр
Рассказы
- Феи бабочки
- Весеннее небо
- Молодой жеребец
- Короли журавли
- Заячьи тропы
- Домик на берегу Вишеры
- Убийца листьев
- Белоснежный покров
- Прозрачный пруд
- Дорога без конца
- Белая скакунья
- Белозубка
- Радостное сердце
- Гроза над полем картофеля
- Дождь
- Елец
- Капитан Клюквин
- Картофельная собака
- «Когда-то я скотину пас…»
- Хитрец Козырёк
- Красный кедр
- Торговец-ловец
- Беспечный лесник
- Наравне с барсуками
- Ножовщик
- Первоклассник
- Октябрьские уже близко
- Специальное поручение
- Жакет с карманами
- Путешествие на границу
- Серая ночь
- Сиротская зима
- Слушай, дерево
- Пятно от солнца
- На изогнутом стволе сосны
- А также чайник
- И четвертый круг
Сказки
- История о том, как несколько блинов
- Рассказ о странной штуке с носом из золота
- Сказка о братьях-колокольчиках
- Легенда о серебряном соколе
- Повесть о степном братце
- Миф о рыжем брате
- Сказание о мальчике по имени Алёша
- История о волке по имени Евстифейка
- Легенда о жене Змея Горыныча
- Сказка о Зелёной Лошади
- Легенда о козле по имени Кузьма Микитич
- История о трех рублях
- Рассказ о тигренке на подсолнухе