Юрий Любимов – выдающийся актер, режиссер и педагог, который знаменит своими великолепными постановками спектаклей «Добрый человек из Сезуана» и «Братья Карамазовы».
Лауреата Сталинской премии, Народного артиста РФ Юрия Любимова часто почитали как учредителя, главу российского театра. Его творчество вызывало искреннее восхищение. Вместе с тем, его страшно было раздражать – Любимов был сложным, тяжелым и склонным к конфликтам. После того, как ему лишили гражданства, Любимов режиссировал спектакли в драматических и оперных театрах Ковент-Гарден, Ла Скала, и Гранд-опера. Его талант был безграничен, он легко завоевывал сердца зрителей – и россиян, и иностранцев. Когда маэстро вернулся на родину, он вернулся как настоящий триумфатор и продолжал творить до преклонной старости.
Детство и юность
30 сентября 1917 года в городе Ярославль появился на свет Юрий. Его отец занимался торговлей. В 1922 году семья Любимовых переехала в Москву. В это время в СССР была введена новая экономическая политика. Отец мальчика, убежденный в том, что правительство открывает новые возможности для людей с предпринимательскими способностями, открыл лавку и начал торговать шотландской сельдью. Петр Любимов был образованным человеком и окончил коммерческое училище. Но он даже не представлял, что эпоха НЭПа закончится так быстро и трагично. Мать Юры, окончившая педагогическое училище, тоже работала — она преподавала в начальной школе.
В конце двадцатых годов отец лишен гражданских прав из-за отсутствия официального источника дохода. Лишенец Любимов постоянно подвергается арестам. Чтобы избежать притеснений со стороны властей из-за «опасного» родственника, Петр Захарович решает развестись с женой. Любимовы переживают трудные времена, и только благодаря помощи родственников семья может выживать.
После прохождения 7 классов, Юрий был вынужден уйти из школы из-за своего происхождения, которое помешало ему поступить в старшие классы. Ему пришлось выбрать рабочую специальность. Он пошел учиться в техникум, чтобы стать электромехаником, но его всегда привлекал мир искусства. Он не мог забыть потрясающую игру Константина Станиславского, которую видел в МХАТе еще в детстве. Впечатление об этом выступлении Любимов сохранил в своей памяти навсегда. Юрий поступил в театральную студию, которая работала при 2-м МХАТе. В 1935 году он впервые вышел на театральные подмостки. Ему было всего 18 лет, и этот момент стал началом его творческой карьеры.
Театр
Любимов начал свою театральную карьеру с эпизодической роли в спектакле «Мольба о жизни». После закрытия 2-ого МХАТа, он присоединился к Щукинскому училищу, связанному с театром Вахтангова. В этом театре он принял участие в постановках «Человек с ружьем» и «Много шума из ничего», а также получил второстепенные роли в спектаклях «Путь к победе» и «Принцесса Турандот», проявив свой талант на сцене.
В 1939 году Любимов блеснул своим актерским мастерством в дипломной работе «Мещане» и был принят в труппу театра. Однако вскоре его карьера была прервана, когда его призвали на службу в армию во время войны. Во время войны он служил в эстрадном ансамбле при НКВД, который был создан для поддержания боевого духа у воинов на передовой.
В конце 1946 года талантливый актер получил демобилизацию и вернулся в театр имени Вахтангова, где ему были доверены главные роли. Он успешно исполнил персонажа Кошевого в спектакле «Молодой гвардии», сыграл Криса в «Все мои сыновья» и Шубина в «Накануне». В 50-е годы Любимов занимал ведущие роли в постановках «Идиот», «Чайка», «Маленькие трагедии», «Много шума из ничего».
В 1959 году Любимов начинает свою работу на позиции режиссера в спектакле «Много ли человеку надо». Великолепного актера приглашают преподавать в Щукинском училище. Он собирает актерский состав из студентов и поставил на сцене пьесу «Добрый человек из Сезуана». Революционный спектакль, вероятно, не пережил бы продолжения, если бы не поддержка влиятельных личностей, которая помогла ему закрепиться в репертуаре театра.
По прошествии некоторого времени Любимову предложили возглавить Театр драмы и комедии на Таганке, который находился в состоянии упадка. Однако талантливому режиссеру потребовалось всего лишь два года, чтобы превратить «Таганки» в лидирующий театр. Первой постановкой стала известная пьеса «Добрый человек из Сезуана», за которую Любимов в свое время получил множество критики.
Вначале Таганки привлекали зрителей драмами, но позже репертуар расширился благодаря постановкам классических и современных пьес. Любимов поставил знаменитые спектакли, такие как «Жизнь Галилея» Бертольда Брехта, «Гамлет», «Товарищ, верь…» и «Послушайте!», что сделало его театр известным в Европе. Таганка стала известна как «островок свободы» в СССР. В 1983 году труппа Любимова побывала в Лондоне, и английские театралы были в восторге от постановки «Преступление и наказание».
Для известного режиссера 80-е годы стали периодом ряда трудностей. На тот свет ушел Владимир Высоцкий, главный актер спектакля «Таганки». Его постановку запретила цензура. То же самое произошло и с «Борисом Годуновым», революционная пьеса была запрещена.
В 1984 году Юрий Любимов представляет в Лондоне свою постановку «Преступление и наказание» в театре «Лирика». Тут же приходит известие о лишении его гражданства. Указ был подписан генеральным секретарем ЦК КПСС К. Черненко, возмущенным интервью, которое Любимов дал корреспондентам «Таймс».
Возвратиться в СССР было невозможно, поэтому Израиль предоставил режиссеру гражданство. В течение семи лет Юрий Любимов работал за границей, перемещаясь из Австрии в Англию, Америку, Италию, Швецию. Американские и европейские театральные деятели приветствовали такое положение, но Любимов мечтал вернуться на Родину.
Когда началась перестройка, Любимов вернулся в Москву. Ему восстановили гражданство, он снова стал главой театра «Таганка», получил звание Народного артиста России. Однако его методы управления не понравились далеко не всем актерам, и под руководством Николая Губенко оппозиционеры подняли восстание.
80-летие Любимова в 1997 году не помешало ему быть полным творческих сил. Театр «Таганки» представляет «Братьев Карамазовых», а через пять лет он поставил спектакль «Фауст». Труппа, возглавляемая легендарным режиссером, гастролирует по всей стране и за рубежом. В это время театр переживает новую волну скандалов, связанных с приходом нового администратора — Каталин Кунц, жены Любимова, возвращающейся в Москву.
Труппа была недовольна новым администратором из-за ее неосторожного высказывания. В одном из интервью она заявила, что без Любимова театр «Таганка» очень быстро начал напоминать помойную яму. Это сильно обидело людей, которые приложили много усилий для возвращения Любимова на родину.
В 2010 году Юрий Любимов объявил о своем уходе из-за бюрократии, но скандал был заглушен, и он остался на своей должности. В 2011 году произошел новый скандал, связанный с актерами «Таганки», гастролирующими в Чехии, которые потребовали у Любимова свои деньги. Когда Любимов отказал, они потребовали увольнения Кунца, но и этот запрос остался без ответа.
Несмотря на скандалы, Любимов продолжал трудиться, и на премьере «Бесы» в 2012 году он получил стоячие овации. На момент премьеры ему было уже 94 года, но он продолжал работать до самой смерти, поставив еще две работы — оперу «Князь Игорь» и оперу-буфф «Школу жен».
Юрий Любимов обладал невероятным успехом среди женщин. Он был очарователен, обладал великолепной харизмой и притягательной внешностью. Его цыганские корни объясняли его бешеную энергетику, а также его темперамент. Еще во время учебы в институте Юрий влюбился в свою однокашницу. Она отвечала ему взаимностью, однако их отношения были недолгими.
Первый раз Юрий поженился после Великой Отечественной войны, его женой стала балерина Ольга Ковалева. У них родился сын Никита (1949 год). Мальчик подрос и поступил в духовную семинарию. Однако этот брак тоже не длился, так как Ольга вышла замуж за другого известного дирижера, Юрия Силантьева.
В 50-е годы Любимов начал встречаться со звездой советского кино Людмилой Целиковской. Эта женщина была необыкновенной красоты, но среди всех своих поклонников выбрала именно Любимова. Их гражданский брак продолжался целых 15 лет. Причиной для разрыва отношений стало знакомство Юрия с венгерской переводчицей Каталин Кунц.
Любимов был старше своей избранницы на 28 лет, но они создали очень крепкую связь. В 1979 году у пары появился сын Петр, когда Юрию было уже 63 года. Его жена Каталин была удивительной личностью – она закончила филологический факультет МГУ и факультет журналистики Будапештского университета, в совершенстве владела шестью языками. Умная женщина, осознавая масштаб личности Любимова, осознанно отказалась от строительства карьеры. Она стала его музой, добрым помощником, надеждой и опорой.
Здоровье у Любимова было поистине могучим, однако время показало свою силу. В 2012 году знаменитый режиссер начал испытывать острые боли в сердце, и прошел курс интенсивной терапии. Несмотря на усилия врачей, его состояние только ухудшалось, и он впал в кому. Через сутки он вышел из коматозного состояния, но здоровье его было подорвано. Через два года Юрий Любимов скончался от недостаточности сердца. Его похоронили на Донском кладбище, рядом с могилами своих родителей.
Избранная фильмография
- 1941 Графиня де Монсоро
- 1943 Таинственная гостиница
- 1946 Пани или пропал
- 1948 Отец Горио
- 1949 Крестьянская дочь
- 1951 Встреча в большом городе
- 1958 Чернов
- 1963 Дон Кихот
- 1959 — Роман «Много ли человеку надо»
- 2012 — Роман «Бесы»
Театральные роли
- 1936 — «Принцесса Турандот»
- 1947 — «Молодая гвардия»
- 1950 — «Миссурийский вальс»
- 1951 — «Сирано де Бержерак»
- 1954 — «Чайка»
- 1957 — «Две сестры»
- 1959 — «Маленькие трагедии»
- 1962 — «История одной семьи»
- 1969 — «Мать»
- 1977 — «Мастер и Маргарита»
- 1981 — «Три сестры»
- 1982 — «Борис Годунов»
- 1988 — «Добрый человек из Сезуана»
- 1993 — «Живаго»
- 1997 — «Братья Карамазовы»
- 1998 — «Шарашка»
- 2002 — «Фауст»
- 2007 — «Горе от ума»
- 2009 — «Арабески»
- 2011 — «Маска и Душа»
- 2014 — «Школа жён»
- Страница Юрия Любимова на сайте театра Вахтангова
- Последнее интервью Юрия Любимова: «Я радуюсь. Проснулся — уже хорошо»
- Страница в Википедии