Юрий Михайлович Поляков — известный советский писатель, поэт, публицист, а также талантливый драматург и сценарист. Он активно занимается общественной и политической деятельностью, возглавляя издание "Литературная газета" и председательствуя в Национальной Ассоциации Драматургов.
Свыше сорока лет Юрий Михайлович радует своих читателей своими произведениями. В его прозаических текстах, выпущенных в период перестройки, отражены уникальные художественные образы. Он также является ведущим критиком и обличителем "медийцев" 2000-х годов, которые пытались создать негативный образ страны.
Детство и юность
Юрий Поляков появился на свет в Москве 12 ноября 1954 года, в семье обычных трудящихся. Его отец, Михаил Тимофеевич Поляков, трудился на заводе, а мать, Лидия Ильинична, работала технологом на производстве. С самого детства Юрий проявлял интерес к чтению, особенно любил поэзию. Его талант к сочинению стихов проявился еще в молодости, и его учитель по литературе первой заметил его литературные способности. Однако подробности его детства Поляков держит в тайне, поэтому информации о его ранних годах жизни немного.
Юрий Михайлович никогда не сомневался в своем будущем профессии, так как еще с детства ему было ясно, что его путь связан с литературой. Он поступил в Московский педагогический институт имени Н.К.Крупской. С тех пор, как он сел за студенческую скамью, начался его трудовой путь. После окончания института он устроился на работу в московскую школу, где преподавал русский язык и литературу. В возрасте 19 лет он стал студентом Литературной студии Московского городского комитета ВЛКСМ в Москве.
Получив диплом русского филолога, Юрий Михайлович начал работать в школе рабочей молодежи, где преподавал русский язык и литературу. Однако его вызвали на службу в армию. В начале службы он был заряжающим САУ 2С3 "Акация" в группе войск, находящихся в Германии.
После этого он занимал должность редактора в дивизионной газете. Его способность адекватно оценивать обстановку и умение выражать её на бумаге привели к тому, что его назначили на эту должность. Он честно указывал на недостатки в воинской службе и быте солдат, особенно беспокоила его проблема дедовщины. И во время службы у него зародилась идея написания произведения на эту тему.
Литература
После того как Юрий Михайлович посетил семинары советской поэтессы Ларисы Васильевой, он начал оттачивать свои навыки в поэзии. Его учителем по прозе стал Вадим Витальевич Сикорский. Первое стихотворение Полякова было опубликовано в «Московском комсомольце» в 1974 году, когда он был студентом филологического факультета. Через три года в этом же издании был опубликован цикл его стихов.
Вернувшись из армии, Юрий Михайлович устроился в школьный отдел Бауманского комитета комсомола, временно отложив свои творческие мечты. Через год Поляков сменил место работы и был принят на должность корреспондента еженедельной газеты правления и парткома писательской организации Союза Писателей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в Москве «Московский литератор».
Позднее ему будет предложено повышение, и он станет главным редактором. С 1979 года Поляков сотрудничает с общественно-политическим еженедельником «Литературная газета». Во время работы в периодических изданиях Юрий Михайлович издал сборник стихов под названием «Время прибытия», а спустя два года его поклонники смогли ознакомиться с ещё одной книгой стихотворений под названием «Разговор с другом». Однако эти издания не принесли ему огромной популярности, не сделали его знаменитым.
По идее, задумка зародилась в годы военной службы, но только в начале 1980-х начал воплощаться в жизнь. "Сто дней до приказа" — это первая серьезная работа автора, которую он назвал. Основная тема произведения касается проблемы дедовщины. Тем не менее, цензура не дала возможности опубликовать книгу, даже несмотря на ее литературные достоинства.
В 1987 году после инцидента с посадкой немецкого самолёта на Красной площади, Андрей Дмитриевич Дементьев, который занимал должность главного редактора журнала «Юность», решается опубликовать произведение под названием «Сто дней до приказа». Неустойчивая политическая и внутренняя обстановка в стране позволили ему предпринять столь смелый шаг.
Случившийся инцидент с самолётом позволил Дементьеву выступить против атак со стороны цензоров. Он напомнил им, в какой состоянии находятся вооруженные силы страны.
А в 1990 году на экраны вышла художественная кинолента, снятая режиссером Хусейном Эркеновым по произведению Полякова. Однако Юрий Михайлович был недоволен фильмом, высказав мнение, что он снят в нереалистичном и сюрреалистическом стиле.
Его вторая повесть с названием «ЧП районного масштаба» была выпущена позже и затем экранизирована. Автор постепенно завоевал свою аудиторию, и его популярность и известность возросли. В 90-х годах он опубликовал несколько социальных романов, которые получили высокие оценки от критиков.
Юрий Михайлович подготовился к защите своей кандидатской диссертации, посвященной творчеству известного советского писателя Георгия Кузьмича Суворова. В 1981 году он успешно защитил свою диссертацию, получив ученую степень и став кандидатом филологических наук, а затем присоединился к Союзу Писателей СССР.
В 2001 году он стал руководителем издания "Литературная газета" и оставался ее главным редактором в течение 22 лет. Благодаря своему социально-политическому очерку "Молчание кремлят" писатель получил заслуженное признание со стороны поклонников его таланта. Он стал известным публицистом, и его смелые очерки в 2000-х годах принесли ему популярность.
Эксперты в области литературы относят творчество Юрия Михайловича к категории гротескного реализма. В 2000-х годах многие произведения Полякова были переведены на иностранные языки и включены в школьную учебную программу. Несколько его стихотворений были обретены музыкальным сопровождением.
В 2010 году Полякова пригласили вести программу «Контекст», которая была показана на телеканале «Россия-Культура». Юрий Михайлович принялся за работу с характерной для него настойчивостью. Его деятельность через два года была отмечена вниманием руководства страны, и он был включен в список доверенных лиц президента страны Путина.
Юрий Поляков предпочитает не выносить на всеобщее обозрение свою личную жизнь. Слухи ходят, что он женат на Наталье Ивановне Поляковой, которая занимается программированием.
Алина, дочь знаменитого филолога, выбрала ту же профессию. Она замужем за Максимом Шелудяковым, а их дети — Эгор и Любовь — уже принесли Юрию Полякову звание деда.
Юрий Поляков сейчас
Интерес к политике не помешал писателю сохранить своё творчество, но он немного изменил направление. Юрий Михайлович стал увлекаться написанием пьес, которые успешно поставлены как на отечественных, так и на зарубежных сценах. Поляков продолжает активную политическую деятельность, входя в состав Совета по культуре и искусству, а также являясь членом президиума Общества русской словесности.
В 2016 году он выпустил книгу из серии «Жизнь замечательных людей», название которой «Последний советский писатель» — это автобиографическое произведение. В 2017 году вышел его сборник стихотворений и рассказов «Перелётная элита».
В 2017 году Юрий Михайлович Поляков принимает участие в литературном фестивале «Волжская волна», который проходит на пароходе, путешествующем по Волге. Фестиваль включает в себя семинары и круглые столы. Осенью того же года он посещает Севастополь, где встречается со своими поклонниками. В результате его посещение Украины запрещается.
В конце 2017 года выходит книга Полякова под названием «По ту сторону вдохновения», которую он описывает как «мемуарную публицистику». В ней он делится секретами успеха своих произведений, обсуждает политическую и культурную жизнь России в 90-х годах. В этой книге он вспоминает о Владиславе Листьеве, рассказывает о своем знакомстве с ним и трагической гибели известного телеведущего.
Произведения
- Прибытие воли
- Осталось сто дней до приказа
- Беседа с приятелем
- Чрезвычайное происшествие местного масштаба
- Между двумя водами
- Любовная история
- Исправление ошибок
- Личный опыт и уроки
- За боем — сражение
- Итог, вывод или определенный результат
- Любовь Кости Гуманкова в Париже
- Городок Дема
- Молочный козленок
- Небеса, куда упали
- Власть порно
- Задумал я побег…
- Возвращение заблудшего мужа
- Человек прямой, или Обмен супругами
- Король грибов
- Для чего вы, хранители культуры?
- Гипсовый сверчок, или Финал фильма
- Гипсовый сверчок. Вторая попытка
- Гипсовый сверчок
- Любовь в эпоху перемен
- По ту сторону вдохновения
- Забавная жизнь, или Интим в Советском Союзе