Юрий Сергеевич Саульский – российский композитор, который создавал музыку для мюзиклов, балетов, мультфильмов и кинолент. Он также выступал в качестве дирижера. Заслуженный артист России.
Детство и юность
Юрий Саульский, несмотря на академическое музыкальное образование, всю свою жизнь проявлял интерес не только к классике. Он участвовал в жюри джазовых фестивалей, руководил оркестром, создавал музыку для театра и кино, а также писал композиции для артистов эстрады. Его известность пришла после исполнения композиции «Черный кот» на слова Михаила Танича. Позже он написал хиты «Я жду весну», «Татьянин день» и «Тополиный пух». Последний был исполнен Вадимом Мулерманом.
В Москве 23-го октября 1928 года появился на свет Юрий Саульский. Еще с малых лет музыка стала его страстью. Не в последнюю очередь это было заслугой его родителей. Отец любил петь под аккомпанемент фортепиано в свободное время, а мама постоянно брала его с собой на выступления, работая в хоре. Юрия в то время, прежде всего, привлекали джазовые мелодии. В доме звучали звуки импровизации от биг-бэнда под управлением Александра Варламова и ансамбля Александра Цфасмана, а также выступления Леонида Утесова и оркестра Рея Нобла. Его судьба была предрешена с самого детства, музыка стала центральной частью его жизни.
Юрий Сергеевич Саульский был зачислен в школу имени Гнесиных в 1938 году. Он обладал уникальным музыкальным талантом и был известен как виртуозный пианист, который обещал большие успехи в будущем. Но один несчастный случай все изменил. Порезанный палец привел к серьезному заражению крови, и, несмотря на усилия врачей, он потерял гибкость, необходимую для игры на фортепиано. Его мечта о музыкальной карьере была разрушена, и он был вынужден забыть о своем таланте. Саульский переключился на виолончель, но учебу в школе Гнесиных он так и не закончил из-за военных событий и объявленного военного положения.
Он и его семья были эвакуированы в Сибирь, где он поступил в военно-музыкальное училище и начал заниматься игрой на валторне. 25 июня 1945 года, во время Парада Победы на Красной площади, Саульский играл в оркестре военного округа Москвы.
В мегаполисе талантливый музыкант решил поступить в Музыкальное училище, чтобы изучать игру на валторне, которое было частью городской консерватории. Этот инструмент увлекал парня, и он самостоятельно начал изучать искусство концертного исполнительства. После нескольких лет обучения он решил перейти на теоретико-композиторский факультет. Вечерами студенты собрали свой джаз-коллектив и выступали на самых разных площадках, включая сцену в «Коктейль-холл», а по утрам ходили на занятия.
В 1946 году в России после Великой Отечественной войны был издан указ, запрещающий игру на определенных музыкальных инструментах. Слово «Джаз» было полностью исключено из русского языка. Джазовые оркестры были переименованы в эстрадные, чтобы избежать расформирования, и их репертуар заменили на более привычную музыку. В истории музыкального искусства этот период получил название «Эпоха разгибания саксофона».
Карьера
Юрий Сергеевич окончил Московскую консерваторию в 1954 году, получив красный диплом. Его преподаватели предсказывали ему карьеру музыковеда-академика, но он выбрал путь джаза, отдав свое сердце этому жанру. Отказавшись от предложенной работы с высокой зарплатой, он согласился стать руководителем оркестра Дмитрия Покраса. Спустя год он уже дирижировал известным в Советском Союзе джазовым оркестром Эдди Рознера, который затем стал знаменитым благодаря участию в фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь».
В 1957 году Юрий Саульский получил приглашение на работу в Центральный дом работников искусств, где стал участником молодежного биг-бэнда. Его авторитет как дирижера только рос с каждым годом, что в итоге принесло ему мировую известность.
В Москве в 1957 году прошел четвертый Всемирный фестиваль студентов и молодежи, где оркестр под руководством Саульского уверенно стал призером, участвуя в программе с джазовыми коллективами. Однако их радость быстро исчезла, когда несколько дней спустя в газете <title>«Советская культура»</title> появилась статья, содержащая критику оркестра. В ней говорилось: <title>«Оркестр ЦДРИ под управлением Юрия Саульского — яркий пример утраты самостоятельности и творческого облика. Их стиль исполнения хаотичный, крикливый, физиологически грубый и рассчитанный на молодежь и «джазовый»
Получив увольнение почти сразу после публикации статьи, мужчина вынужден был зарабатывать с помощью аранжировок. В это трудное время он написал музыку к кинокомедии под названием «Девушка с гитарой», совместно с известным композитором Аркадием Островским. Сюжет киноленты основан на событиях, связанных с Всемирным фестивалем студентов и молодежи, который проходил в Москве. Возможно поэтому в музыкальном сопровождении используются переработанные народные мелодии из таких стран, как Румыния, Польша и Грузия. Также Саульский написал музыку для фильмов «Семь нот», «Звучи, звени над миром эта песня» и «То пришла любовь». Стоит отметить, что эти песни были исполнены звездой советской эстрады Людмилой Гурченко.
В течение четырех лет Юрий Саульский испытывал опалу. В 1961 году он был назначен главным дирижером в мюзик-холле в Москве, что стало неожиданным для всех. Через год его с почестями встретили в Союзе композиторов Советского Союза.
Творческая биография Юрия Саульского приобрела особую отметку в 1963 году, благодаря композиции «Черный кот», слова к которой написал поэт Михаил Танич. За несколько дней мелодия стала популярной в советском мире, принесшей авторам славу и финансовое благосостояние. Через три года композитору была поручена музыка к киноленте «Западня».
Джаз
В 1966 году Юрий Сергеевич создал свой первый вокально-инструментальный коллектив и назвал его «ВИО-66». Для советского слушателя это было что-то новое, потому что помимо музыкантов биг-бэнда в коллективе была и вокальная группа. Следует отметить, что в составе были самые известные джазмены того времени: Алексей Козлов, Валентина Толкунова и Игорь Бриль. Гастрольный тур оказался неудачным, и музыканты были вынуждены адаптироваться к реалиям советского времени, разрабатывая новую концертную программу.
В 1968 году известный спектакль «Глазами клоуна» был показан в Театре Моссовета. Юрий Сергеевич создал три композиции для этого представления, их записали в виде фонограммы в исполнении его ансамбля. Это были «Молитва клоуна», «Вальс клоуна» и «Мари».
В конце 60-х годов руководство страны снова начало относиться негативно к джазовой музыке. Этот период стал для композитора временем творческого кризиса из-за трудностей в совмещении композиторской деятельности и дирижирования. К этому времени он уже был автором хитов, исполняемых на эстраде, и мелодий из кинофильмов. Однако его работа в оркестре все больше начала напоминать административную деятельность. Поэтому в 1970 году Саульский покинул ансамбль и посвятил себя полностью написанию музыки.
В начале нового десятилетия новой проблемой советской идеологии стали пластинки с записями популярных иностранных рок-исполнителей. В это время Юрий Сергеевич стал преданным фанатом групп, таких как «Славяне», «Машина времени» и «Аквариум». Для многих молодых музыкантов, игравших подобную музыку, композитор был шансом попасть на официальную сцену. В 1980 году Саульский организовал фестиваль, на котором стал председателем жюри. Это событие, известное как «Весенние ритмы», проходило в Тбилиси и было призвано предоставить рок-музыкантам и группам возможность выступить на подобной площадке впервые.
Последние годы
В 80-х годах прошлого века Саульский был известен как один из самых востребованных композиторов. Он создавал музыку к стихам таких поэтов, как Михаил Танич, Евгений Евтушенко, Наума Олеева, Игоря Шаферана, Леонида Завальнюка.
Среди наиболее известных хитов в его творчестве были «Осенняя мелодия», «Песня о дельфинах» и «Татьянин день». Композитор продолжал сотрудничать с театрами и кинорежиссерами. К этому моменту в его кинематографическом резюме уже было четырнадцать озвученных фильмов, среди которых «Стакан воды», «Опровержение», «В последнюю очередь» и «Безответная любовь».
Саульский мечтал написать музыку для мюзикла, и его мечта сбылась в 1987 году, когда он стал соавтором других композиторов и создал музыкальное сопровождение к постановке «Остров погибших кораблей».
В начале 90-х годов почти все музыкальные мероприятия собирали под своим крылом композитора. Он был президентом Международного джазового ангажемента и организовывал джаз-фестивали в Москве, Минске, Сочи и Оренбурге.
Новых музыкальных произведений от композитора уже не появлялось, зато он полностью посвятил себя джазу. Кроме этого Юрий Сергеевич работал художественным руководителем в музыкальной школе джаза и эстрады, а также выступал на фестивалях и концертах.
В 2002 году, несмотря на тяжелое заболевание, композитор устроил свой сольный концерт, посвященный открытию звезды на «Красной площади». На сцене прозвучали его самые известные композиции.
28 августа 2003 года был днем ухода из жизни знаменитого советского композитора Юрия Сергеевича Саульского. Его последний покой нашел на Ваганьковском кладбище в столице России, Москве.