Юрий Тавров — талантливый актер, который стал известен благодаря своей роли кузнеца Вакулы в фильме «Ночь перед Рождеством». Его выдающееся исполнение этого персонажа навсегда запомнилось зрителям и вошло в золотой фонд советского кинематографа. Несмотря на успехи в других ролях, Юрий Тавров остается неразрывно связанным с образом из произведений Гоголя.
Ранние годы
Юрий Петрович появился на свет в селе Лучин Житомирской области 2 июля 1938 года. Его родители были рабочими. По завершении Великой Отечественной войны семья переехала в Киев, и мальчик пошел учиться в школу. Юрий обладал умом и талантом, и, получив аттестат (что было редкостью в то время), решил продолжить обучение по определенной профессии.
Для поступления в учреждение, выдающее актеров, режиссеров и сценаристов, нужно было иметь не только талант, но и хорошую внешность. И к счастью, у молодого человека было и то, и другое. Обучаясь и работая на Одесской киностудии, основанной на базе ателье «Мирограф», студенты и преподаватели значительно внесли свой вклад в советский кинематограф.
В период с 1940 по 1950 год студия выпустила фильмы «Тень у пирса», «Таинственный остров», «Сильнее урагана», «Морской ястреб» и «Танкер «Дербент». Юрий любил наблюдать за процессом съемок, работой признанных артистов. В свободное время между учебой он спешил на съемочную площадку.
Многократно студенты актерского факультета были привлечены к работе в массовке, но информации о первых небольших ролях Юрия не сохранилось. Также неизвестно, кем были его однокурсники и друзья.
Карьера
Творческий путь Юрия начался в шестидесятых годах двадцатого века. Тогда он дебютировал в фильме «Вечера на хуторе близ Диканьки», снятом по мотивам повести «Ночь перед Рождеством». По мнению режиссера Александра Роу, родившийся в Житомирской области, идеально подошел для роли Вакулы благодаря своему украинскому происхождению.
Многие кандидаты стремились получить эту роль, но режиссер решил не продолжать пробы и выбрал Таврова. По прибытии на Киностудию имени М. Горького Юрий начал готовиться к своему кинодебюту.
По завершении подготовительного этапа Юрий и его партнеры, в числе которых были Людмила Мызникова, Сергей Мартинсон и Георгий Милляр, отправились в Мурманскую область. К тому времени там уже была воссоздана украинская деревня, наполненная местными особенностями и аутентичными предметами быта.
Вначале съемочная суета пугала молодых актеров, игравших главные роли. Отсутствие опыта создавало трудности, однако более опытные коллеги поддерживали их, и вскоре работа вошла в нужное русло.
Трудности только начались. Дмитрию Суренскому, главному оператору, требовались крупные планы, что представляло собой огромное испытание для неопытного актера. Однако Юрий смог передать мимикой и глазами все, что чувствует Вакула, и великолепно сыграл сцены, полностью погружаясь в работу и представляя этого необычного героя.
Взгляд Вакулы, направленный на его возлюбленную, покорил сердца многих зрительниц, которые так нуждались в черевичках. Ради нее он покинул украинскую деревню и отправился в Санкт-Петербург, доказав серьезность своих чувств.
Эпизод полета на спине черта вызвал особый интерес в фильме: он был осуществлен при помощи комбинированных съемок, в ходе которых произошло множество забавных случаев. Дети и взрослые были заворожены сказочными мотивами и удивлялись всему, что происходило в импровизированной деревне во время съемок.
Съемки были завершены в 1961 году, и фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки» вышел на экраны Советского Союза. Толпы зрителей отправлялись на премьеру и с неописуемым восторгом покидали кировский Дворец культуры. Первая роль в кино принесла актеру настоящую славу. Многочисленные поклонницы восхищались талантом и красотой артиста, а родственники и друзья были приятно удивлены успеху Таврова.
Оценка работы этого актёра, который до этого был неизвестен, была высокой. Не только зрители, но и критики оценили его работу. Однако некоторые критики отметили, что в некоторых сложных сценах актёр был не слишком раскрепощён. Тем не менее, после выхода экранизации Юрий Тавров стал по-настоящему знаменитым.
Получив удачный старт в своей карьере, Тавров столкнулся с равнодушием режиссёров, которые по неизвестным причинам не приглашали его в свои проекты. Он был вынужден довольствоваться эпизодической ролью в фильме «Меж высоких хлебов», где снимались Евгений Леонов и Маргарита Криницына.
В 1973 году вышла еще одна небольшая роль в сериале «Старая крепость», где Юрий исполнил образ рабочего. Затем его фильмографию пополнил фильм «Город у моря», рассказывающий о борьбе с контрреволюционным формированием, включающим в себя грабеж пограничного селения и убийство людей. Следующим опытом стал фильм «Прощайте, фараоны!», снятый по пьесе Алексея Коломиеца, советского писателя и драматурга. После участия в фильмах «Порт» и «Весна двадцать девятого», актер оказался исключен из списков: центральные кинематографические студии перестали приглашать его даже на маленькие роли.
Семейная жизнь
Имея привлекательную внешность, Юрий Тавров привлекал внимание многих женщин, как можно видеть на фотографиях и в фильмах. Однако ни с одной из них у него не сложилась личная жизнь. Ни среди коллег, ни среди других творческих личностей актер не смог найти свою родную душу. У него было несколько браков, но все они окончились разводом.
После первого брака Юрий всё реже появлялся на экранах и в конце концов исчез. Почему он вдруг исчез в тень, коллеги могли только догадываться. В этом браке у него родилась дочь Лада, но даже наличие ребенка не помогло сохранить брак, и вскоре произошёл развод.
Когда актер вступил во второй брак, он столкнулся с проблемой: его подрастающая дочь отказалась общаться с ним, перестала приходить на встречи и не отвечала на его письма. Юрий очень тяжело переживал разлуку с родным человеком и всё чаще утешение искал в алкоголе, появляясь в обществе всё реже.
Постепенное увеличение пристрастия к алкоголю привело к разрыву отношений со второй женой и всеми последующими партнершами. Когда Юрий достиг старости, он остался совершенно один. Он отчетливо понимал, что его никому не нужен, поэтому сам избегал общения с людьми. Даже его друзья в конечном итоге отвернулись от него по разным причинам.
Смерть
Мало кто знает, как сложилась последующая судьба Юрия Таврова. По некоторым данным, ему пришлось заняться строительством, штукатуркой и краской. Поняв, что больше ждать нечего, он забыл о своем прошлом и актерском опыте. С годами он стал опытным строителем и больше не думал о своей прежней судьбе и мечте служить искусству.
С годами здоровье Юрия Таврова все хуже стало. Он не смог или не захотел отказаться от алкоголя. По словам знакомых, он почти потерял зрение и слух из-за болезней. Нет официальной информации о причинах смерти и месте захоронения. Известно только, что он провел свою старость в полном одиночестве.
- Юрий Таров отлично сыграл роль Вакулы, но он не был первым, кто исполнил этого персонажа. Ранее эту роль играли Петр Лопухин и Григорий Большаков. Кроме того, Вакула появился в мультфильме Валентины и Зинаиды Брумберг, выпущенном в начале 1950-х годов.
- Покидая кинематограф, Таров часто с энтузиазмом рассказывал близким о съемках "Вечеров на…", но когда фильм показывали по телевизору, он уединялся в комнате на длительное время. Выходя из нее, он никогда не обсуждал фильм, скрывая свои эмоции. Талантливому человеку пришлось принять свою судьбу, полную признания, популярности, забвения и одиночества.
- Знакомые Юрия согласны в том, что его увлечение алкоголем не лишило его гуманных качеств: он всегда был готов помочь и был душевным человеком, способным сочувствовать, сопереживать и любить.
- В последние годы своей жизни актер жил на скромную пенсию в маленькой одесской квартире. Соседи видели в нем обычного, почти слепого старика и даже не догадывались, что он был известным актером, кумиром для многих. Его единственная дочь так и не наладила отношений с отцом, поэтому никто не навещал старика.