Юрий Васильев — актер театра и кино в Советском Союзе и России, он сыграл более 30 ролей в кино и 20 спектаклей на театральной сцене. Его творческая деятельность включает участие в спектаклях, опереттах, съемках сериалов и кино. Одной из его наиболее запоминающихся ролей стал персонаж Родиона Рачкова в фильме «Москва слезам не верит». Его актерская игра также была замечена в картинах «Ловец губок» и «Журналист».
Детство, юность
Юрий Васильев появился на свет в столице России, в семье отца-инженера и матери-работницы библиотеки, 12 октября 1939 года. Ещё будучи совсем маленьким, ему пришлось пережить ужасы Великой Отечественной Войны, что сильно повлияло на формирование личности будущей звезды театра и кино.
Воспитание Юрия проходило в кругу интеллигентной семьи, где ценили чтение книг и обсуждение моральных действий. Именно поэтому с самого детства Юрий стремился разгадать внутренний мир других людей.
Выбор профессии
После окончания школы, Юрий поступил в ГИТИС и успешно закончил обучение. Он любил примерять на себя разные образы.
На своем дипломном спектакле Юрий сыграл роль Вершинина из пьесы «Три сестры». Его выступление поразило комиссию, и он сразу же получил приглашение служить в Малом театре. Это произошло в 1961 году.
Юрий Васильев был человеком постоянным, и поэтому проработал в Малом театре почти всю свою жизнь — 38 лет. Для него театр и сцена стали вторым домом, и он никогда об этом не жалел. Он считал, что выбрал нужную и важную профессию по призванию.
Юрий Николаевич, принимавший участие в 20 театральных постановках и 30 кинолентах, играл различные персонажи. Однако, по мнению его супруги, Нелли Корниенко, он так и не смог полностью раскрыть свой талант. Ему мечталось сыграть роль Гаева в пьесе «Вишневый сад» Чехова, но так и не удалось воплотить эту мечту в жизнь.
Юрий Васильев стал известен после своего дебюта в кино. В 1960 году он снялся в фильме «Ловец губок», где после прослушиваний получил главную роль. Его персонаж — бедняк, который, столкнувшись с жадностью и скупостью капиталистов, завершает свою жизнь самоубийством из-за полученных увечий. Этот трагический, но поучительный фильм продолжает смотреть и сегодня с огромным восторгом, несмотря на то, что он был снят в черно-белом формате.
В 1967 году Юрий был занят в фильме «Журналист», где он сыграл главную роль. Его партнершей была Галина Польских. Даже жена Васильева почувствовала некоторую ревность к Юрию. Фильм был наивным и типично советским. Несмотря на талантливую игру актеров, он не покорил зрителя.
После выхода фильма Васильева начали узнавать на улице, поклонницы писали ей письма каждый день. Это очень раздражало беременную жену Юрия Николаевича. Она вспоминает, что в этих письмах были признания в любви и предложения о браке. Слава окружила Васильева, но роли и приглашения на съемки после «Журналиста» не посыпались на голову известного актера.
Он чаще всего участвовал в театральных постановках. С 1960 по 1970 год он исполнил 16 различных ролей. Принимал участие как в классических, так и в современных пьесах. Особенно яркими и запоминающимися для зрителей были его выступления в комедии «Бешеные деньги», драме «Гроза», «Маскарад» и «Ревизор».
Васильев был преданным своей профессии. Он редко отказывался от предложений сыграть роли всех уровней. Поэтому в его резюме значатся роли в пьесах мировой литературы. Среди них «Вечер леди Уиндермер» Оскара Уайльда, «Разбойники» Шиллера, и «Йун Габриель Боркман» Ибсена.
Он также полюбил творчество советских писателей и играл в их произведениях. В том числе в «Крыльях» Корнейчука, «Любви Яровой» Тренева, «Деньгах» Анатолия Сафронова.
В спектакле «Порт-Артур» Степанова сначала он исполнил второстепенную роль, у персонажа даже не было имени. Позже, спустя несколько лет, он вышел на сцену в другом, более значимом образе.
В кино он чаще играл второстепенные роли, но они оставались в памяти зрителей. С 1970 года Юрий Васильев принимал участие в съемках сериалов и фильмов ежегодно. Среди них были такие известные проекты, как «Красавец-мужчина», «Личное счастье», «Первые радости» и многие другие работы.
Пик славы
Для Юрия, окончание 70-х годов, стало периодом успеха и величия. Изначально он принял участие в оперетте «Летучая мышь», где сыграл роль князя Орловского. Персонаж был ярким и вычурным, а Юрий, в роскошных нарядах, органично вписался на сцене в роли умного, внешне привлекательного князя. Его внешность и интеллектуальный облик не позволяли ему играть роли мальчиков из рабочих семей. Грязные комбинезоны и рабочая одежда просто не шли Васильеву.
Позднее он был приглашен на пробы к фильму «Москва слезам не верит». Его роль в этом фильме великолепного эгоиста и маменькиного сынка Родиона запомнилась зрителям на долгое время. Фильм был удостоен «Оскара» — престижной кинопремии мирового масштаба. В Родине — он получил Государственную награду.
На церемонии «Оскар» отсутствовали все актеры, режиссеры и сценаристы. Железный занавес был опущен перед ними. Премию получил представитель СССР в США.
Юрий Васильев долго размышлял, как сделать своего отрицательного героя более человечным, и ему это удалось. Родион из фильма «Москва слезам не верит» вызывает разнообразные эмоции у зрителей — гнев, злость, осуждение, но в то же время сочувствие и жалость.
Среди известных работ Юрия Николаевича также можно отметить его роль в киноповести «Коней на переправе не меняют», «Нам здесь жить», «Валентин и Валентина», «Мы из джаза» и многих других.
Васильев не прекращал работать до самого конца своей жизни. Последними его произведениями стали «Крик дельфина», «Ничего не случилось», «Оглашению не подлежит», «Только не уходи».
Юрий Васильев был женат только один раз. Он встретил свою будущую жену во время отдыха на морском побережье в Геленджике, куда приехал со своими родителями, чтобы поправить здоровье. Его будущая жена приехала туда вместе с подругой, и они начали роман на курорте, обнаружив у себя общие интересы. Нелли училась в Щепкинском училище, а Юрий в ГИТИСЕ. Оба жили в Москве.
До свадьбы молодые встречались 3 года, а затем они поженились в 1959 году. В момент свадьбы Нелли исполнилось 21 год, а Юрию – 20.
Они работали вместе в одном театре и даже играли в одном фильме под названием «Ловец губок».
В 1967 году Нелли родила своему мужу Юрию Николаевичу дочь по имени Екатерина, которая стала единственным ребенком Васильевых. Однако Екатерина подарила своим родителям внука по имени Николай.
Юрий всегда мечтал о семье и собственном доме, и, благодаря своему труду, смог осуществить все свои желания. Он собственными руками построил небольшой домик в деревне и защищал свою семью от посторонних глаз. Во время интервью он либо не отвечал на личные вопросы, либо уклонялся от них.
Смерть
4 июня 1999 года Юрий Васильев скоропостижно скончался от сердечного приступа и был похоронен на Донском кладбище, рядом с могилой своих родителей.
Утром этого дня все было спокойно и уютно. Юрий Николаевич запланировал много дел, включая поездку на станцию ТО для проверки своей машины. Вечером они с семьей собирались отправиться на дачу. Юрий решил отдохнуть перед обедом и лег в спальне. Его тело нашла жена, находившаяся на кухне вместе с матерью Юрия Николаевича, готовившей обед.
Смерть Васильева наступила внезапно, но безболезненно. Недавно ему было присвоено звание Народного артиста РФ, и уже спустя недель он был унесен слишком рано.
Множество людей собралось на похороны, чтобы проводить известного актера с тяжелым сердцем. Кремация тела делала прощание особенно тяжелым.
Близкие и друзья Васильева рассказывали, что проблемы со здоровьем его давно беспокоили, но он предпочитал молчать и не беспокоить своих близких. Возможно, в жаркий летний день, в результате стресса при прохождении ТО, все это оказало слишком большое влияние на его состояние.
Избранная фильмография
- 1967 — Он был журналистом
- 1979 — Фильм «Москва слезам не верит»
- 1979 — «Необыкновенное лето» вышло
- 1980 — «Коней на переправе не меняют» вышел
- 1983 — «Мы из джаза» вышел
- 1984 — Фильм «Валентин и Валентина»
- 1986 — «Крик дельфина» вышел