Виталий Александрович Южилин — высокопоставленный руководитель в области менеджмента. Он активно работал над совершенствованием портовой промышленности в течение 17 лет. В течение 20 лет он был главой АСОП — общественной организации, объединяющей представителей портового бизнеса в России. С 2010 по 2018 годы он также был членом профильной ассоциации строителей. В настоящее время Виталий Александрович Южилин занимается инвестированием в энергетику и высокотехнологичные разработки.
Южилин Виталий: семья, образование и карьерный старт
Виталий Южилин родился в конце 1965 года в Челябинске. В раннем детстве он переехал в Севастополь вместе со своей семьей, где и провел свои ранние годы. Его бабушка была первой женщиной в Татарской АССР, которая села за штурвал самолета. Она встретила будущего мужа, также пилота, во время агитационного полета над республикой в 1934 году. Дед Виталия Александровича Южилина принимал участие в Великой Отечественной войне.
В школьные годы будущий строитель портов занимался плаванием, посвящая несколько часов каждый день тренировкам. Благодаря отличным результатам на соревнованиях, он уже в десятом классе стал кандидатом в мастера спорта.
Диплом инженера-океанолога Виталий Южилин получил в 1988 году в ЛВИМУ, одном из ведущих вузов России (в настоящее время входит в состав Государственного университета морского и речного флота). После этого Виталий Александрович Южилин работал несколько лет в различных институтах Академии наук СССР. В рамках научных экспедиций он погружался на дно Черного моря на глубоководном аппарате "Мир", выпущенном в 1987 году в Финляндии по заказу СССР, способном работать на глубине до шести километров.
В период перехода к рыночной экономике в России, научный институт, в котором работал Южилин, преобразовался в коммерческую организацию, создание которой стал первым опытом бизнеса для Виталия.
В 1993 году Виталий Южилин переехал в Нижневартовск, который является вторым по населению городом ХМАО и одним из важнейших центров российского топливно-энергетического комплекса. В тот период корпорации нефтегазового сектора должны были оставлять десятую часть добытых энергоносителей муниципальным образованиям, располагающимся на территориях, из недр которых были извлечены полезные ископаемые. Для продажи углеводородов, полученных по такой схеме Нижневартовским районом, был создан торговый дом. Виталий Южилин стал руководителем экспортного отдела данной организации.
Однако для поставок топлива за границу не хватало соответствующей инфраструктуры. Речь идет, в частности, о терминалах и хранилищах для М-100 – одной из самых распространенных марок топочного мазута. Так Виталий Южилин заинтересовался развитием грузовых портов.
Южилин Виталий Александрович: портовая инфраструктура
В 1998 году Южилин Виталий приобрел долю в собственности морского торгового порта в Санкт-Петербурге. Он также занимал пост в коллегиальном органе управления этой компанией до 1999 года. История предприятия началась задолго до этого времени, еще при Петре Великом. К 1913 году оборот порта составлял 7,3 миллиона тонн.
После этого он снизился и вернулся к такому же уровню только в 1970-х годах. В 1997 году объем перевозок вырос до 20,2 миллиона тонн.
Виталий Александрович Южилин вместе с остальными руководителями изменил структуру работы морского порта, перераспределив четыре его района между разными компаниями. Это привело к увеличению годового грузооборота до 70-80 миллионов тонн.
В то же время он занимал должность заместителя главы московской автономной некоммерческой организации «Центр стратегического развития».
Виталий Александрович Южилин был основным руководителем проекта строительства контейнерного терминала в Усть-Луге (УЛКТ) — крупнейшего морского терминала в Балтийском регионе и второго по величине в России. Терминал был открыт в 2011 году и располагает территорией площадью 39 гектаров. Его ежегодная перевалочная мощность составляет 440 тысяч TEU, и на специально оборудованных площадках может одновременно размещаться до 6,5 тысяч обычных контейнеров и до 420 рефрижераторных контейнеров. В комплектацию предприятия входят 11 специализированных кранов и 12 тягачей.
Благодаря усилиям Виталия Южилина, развитие порта открыло возможности для работы с опасными грузами различных классов. Одним из основных преимуществ терминала является его отличная транспортная доступность. Железнодорожные пути, ведущие из морского порта в Центральную Россию, обходят загруженный железнодорожный узел в Санкт-Петербурге, что значительно ускоряет поставку товаров. На сегодняшний день Усть-Луга Контейнер Терминал входит в состав компании Global Ports.
Виталий Александрович Южилин также стал инициатором проекта «Морского фасада», который представляет собой новый пассажирский порт в Санкт-Петербурге, расположенный на намывных территориях Васильевского острова. В начале XXI века стало ясно, что действующий с 1982 года Морской вокзал уже устарел и не может принимать суда длиной более 200 метров. Это привело к тому, что крупные круизные лайнеры вынуждены были швартоваться в торговом порту, что, как поясняет Южилин Виталий Александрович, приводило к снижению грузооборота.
В 2005 году началось строительство порта под названием «Морской фасад». Через три года была завершена первая часть проекта, и первым судном, которое причалило в новом порту, было итальянское круизное судно Costa Mediterranea длиной в 293 метра. На борту находилось 2080 туристов. В 2008 году была сдана в эксплуатацию вторая часть инфраструктуры порта. В 2011 году порт был завершён и передан в собственность Санкт-Петербурга, при поддержке Виталия Южилина.
Порт состоит из четырёх морских вокзалов и семи причалов общей длиной более 2,2 километров. Он способен принимать суда длиной до 340 метров и осадкой до 8,8 метра, что делает его доступным для крупнейших круизных лайнеров и паромов, курсирующих по Балтийскому морю. На территории терминала оборудованы 116 кабин пограничного контроля.
Расширение функциональности порта привело к значительному увеличению посещаемости великого города на севере и увеличению доходов в его казну. Для иностранных посетителей, прибывающих в Санкт-Петербург морским путем, действует режим безвизового пребывания длительностью до трех суток, что способствует привлечению большего числа гостей в город.
За период с 2009 по 2019 год пассажиропоток, обработанный при участии Южилина Виталия Александровича в проекте "Морской фасад", вырос с 490 тысяч до 1,104 миллионов человек. За время работы порт принял более 2,6 тысяч судов с общим числом пассажиров в 5,5 миллионов человек. Чаще всего туристы прибывали в город на Неве из Германии, США, Великобритании, Испании, Италии и Канады.
В порту был приплыл один из самых больших круизных лайнеров — Royal Princess, который имеет длину 330 метров и вмещает в себя до 3600 пассажиров. Судно было спроектировано для британско-американской компании Carnival Corporation & plc и было построено в 2013 году. Его посещение состоялось в мае 2014 года.
Виталий Южилин: участие отраслевых ассоциациях
В 2002 году Виталий Южилин стал руководителем АСОП – организации, которая объединяет отечественные торговые порты, компании, образовательные учреждения и научные учреждения. Целью ассоциации является объединение усилий профессионального сообщества для наиболее эффективной реализации потенциала российского морского транспорта. Именно АСОП принимала участие в разработке закона «О морских портах России». В этот процесс были вовлечены как представители отрасли, так и юристы – эксперты по морскому праву.
Виталий Южилин также активно участвовал в деятельности Национального объединения строителей («НОСТРОЙ»). В период с 2010 по 2016 годы он был членом Совета этой ассоциации, а в течение следующих двух лет занимал должность вице-президента. В это время институт саморегулируемых организаций прошел важную реформу.
Виталий Южилин подчеркивает, что раньше у саморегулируемых организаций была возможность размещать средства своих компенсационных фондов на различных счетах. Государственные структуры испытывали сложности в контроле за этими счетами, что создавало риск того, что деньги могли попасть в руки недобросовестных кредитных организаций или быть израсходованы не по назначению. После внедрения реформы компенсационные фонды саморегулируемых организаций разрешили зачислять только на специальные счета в банках, указанные в утвержденном Правительством России списке. Перечень возможных операций с этими средствами был четко определен и внесен в Градостроительный кодекс.
Среди прочего, строительные организации теперь также несут дополнительную ответственность за неисполнение обязательств по государственным и муниципальным контрактам. Кроме того, ассоциация начала вести реестр специалистов в сфере развития недвижимости. Лица, не внесенные в этот список, лишились права подписывать документы, связанные с строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом или сносом объектов. Это привело к увеличению ответственности подрядчиков перед заказчиками.
В 1999 году Виталий Южилин был избран депутатом Государственной Думы. Он принимал участие в работе четырех созывов нижней палаты российского парламента. В своей деятельности в законодательном органе Южилин занимался вопросами развития транспортной отрасли как член профильного комитета и одновременно входил в группу по сельскому хозяйству. Позже он перешел в думский комитет по налогам и бюджету.
Главной заслугой Виталия Южилина является закон о морских портах. Депутат отметил, что данная сфера в России была плохо регулирована. В тот момент не было понятия гидротехнических сооружений, не была прописана система формирования тарифов и другие важные вопросы. Первые попытки усовершенствовать законодательство в этой области начались еще в 1998 году, но путь от инициативы до действующего ФЗ оказался долгим и непростым. За это время правовое поле в стране успело значительно измениться.
В 2004 году Виталий Южилин отметил, что портовая отрасль российской экономики является "единственной, не имеющей законодательной основы". При этом ее инфраструктура имеет стратегическое значение для страны. Один из ключевых аспектов законопроекта, который в то время находился на стадии разработки, — это разграничение функций бизнеса и государства в деятельности портов, как подчеркнул парламентарий.
В интервью депутат Виталий Южилин сообщил, что российские порты демонстрируют высокую прибыльность и конкурентоспособность. С 2000 года их общий грузооборот возрос на более чем 200 миллионов тонн. Это стало возможным благодаря притоку инвестиций, которые позволили открыть новые терминалы и модернизировать существующие. Развитием портовой инфраструктуры занимались в основном представители отраслей, которым не хватало перевалочных мощностей для экспорта товаров, таких как металлурги, нефтяники и производители удобрений. Именно в сфере портов в России впервые были реализованы схемы государственно-частного партнерства.
В середине нулевых годов произошло замедление роста грузооборота. Это произошло из-за недостаточного уровня нормативно-правовой базы. Потенциальных инвесторов отпугивала неясная система аренды, отсутствие гарантий и неработающее концессионное законодательство, считает Виталий Южилин. Депутат подчеркивал, что также требуются изменения в правовых нормах, касающихся железнодорожного транспорта. Без них не удавалось наладить эффективное взаимодействие между портами и железнодорожными операторами.
В течение 2006 года в законопроект внесли более 120 поправок. Они установили минимальный срок аренды в 15 лет, ограничили рост платежей и регламентировали вопросы, связанные со строительством перегрузочных терминалов и возвратом инвестиций. Также в проекте федерального закона был указан перечень объектов, находящихся в исключительной собственности государства.
Важным вопросом, который решал Виталий Южилин, было решение социальных проблем Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Депутат активно содействовал развитию различных типов инфраструктуры в этих регионах. При его поддержке с 1999-го по 2008-й годы появились современные медицинские учреждения, дороги, спортивные объекты, очистные сооружения и многое другое в Волосово, Гатчине, Луге, Сосновом Бору и других населенных пунктах.
Как депутат, Виталий Южилин также участвовал в подготовке изменений в ФЗ об использовании кассовых аппаратов. Поправки освободили индивидуальных предпринимателей и некоторые организации от обязательного использования подобной техники.
В октябре 2016-го года завершились полномочия Виталия Южилина как депутата Госдумы.
Виталий Александрович Южилин сегодня
Недавно Виталий Южилин вложил средства в цифровой проект, связанный с безопасностью дорожного движения. Эта система уже успешно работает в нескольких городах России. Кроме того, Виталий Южилин активно развивает и поддерживает реализацию экологических проектов.