Камиль Сен-Санс — биография и произведения композитора

Камиль Сен-Санс, знаменитый композитор романтической эпохи, написал оперы и симфонические поэмы, которые не потеряли своей популярности и по сей день: «Самсон и Далила», «Пляска смерти», «Интродукция и рондо каприччиозо» и многие другие произведения. Его вклад в развитие музыки огромен: наследие композитора стало своего рода образцом для многих талантливых музыкантов.

Ранние годы

Шарль-Камиль Сен-Санс появился на свет в столице Франции 9 декабря 1835 года. Мальчик оказался единственным ребенком в семье, в которой отец занимал высокую должность в управлении внутренними делами Франции. Мать посвятила себя заботе о доме и воспитанию сына. В раннем возрасте Камиль потерял отца и переехал в Корбейль, неподалеку от Парижа. Он был вверен опытной няне с медицинским образованием, которая заботилась о нем с большой любовью и заботой, поэтому отсутствие матери ему не было остро ощутимо.

Камиль Сен-Санс

Когда Камилю привезли в Париж, его воспитанием занялись мать и бабушка, которая первой заметила в внуке музыкальный талант и научила играть на пианино. В возрасте семи лет Сен-Санс уже брал уроки у композитора Камиля Стамати, который быстро развил гибкость кистей и улучшил подвижность пальцев юного ученика. Таким образом, природные способности удачно сочетались с приобретенной техникой игры на инструменте, и еще будучи ребенком, будущий композитор поражал талантом и проявлял определенные успехи.

Уже в пять лет юноша начал давать свои первые концерты. Сначала это были выступления перед небольшой аудиторией, а в 1845 году он уже играл на сцене «Salle Pleyel», исполняя произведения Моцарта и Бетховена. Затем Камиль начал обучение у композитора Пьера Маледана и органиста Александра Пьера Франсуа Боэли, которые готовили его к поступлению в консерваторию. Мечта подростка сбылась, и усилия оправдались: в 1848 году Сен-Санс успешно сдал экзамены и поступил на курс органиста Франсуа Бенуа и Фроманталя Галеви.

Во время учебы Камиль выделялся своими творческими способностями среди своих однокурсников и преуспевал в учебе. Его любимыми предметами были археология и астрономия, и даже став взрослым мужчиной, музыкант сохранял интерес к новым открытиям в этих областях.

Творчество

Сочинения Сен-Санса, такие как «Симфония ля мажор» и хоровая пьеса «Джинны», были приняты обществом с пристрастием и оценены. Эти работы основаны на произведениях Виктора Гюго. Но в жизни этого известного музыканта были и неприятные моменты, например, неудачный выход на сцену во время конкурса «Prix de Rome». Однако белая полоса в его жизни не заставила себя долго ждать, и в итоге он победил в музыкальном конкурсе, организованном столичным обществом «Sainte-Cécile».

Камиль Сен-Санс

В 1853 году Камиль получил должность органиста в церкви Сен-Мерри, расположенной возле столичной ратуши. В храме часто проводились крупные мероприятия, что позволило молодому музыканту заработать неплохие деньги. Однако его беспокоило состояние старого органа, на котором ему приходилось играть продолжительное время.

Имея достаточно свободного времени, Камиль занимался музыкой для удовольствия и написал несколько произведений, которые привлекли внимание таких известных композиторов, как Джоаккино Россини, Гектор Берлиоз и певица Полина Виардо. После того, как он начал работать в имперской церкви Святой Магдалины, его талант был отмечен известным Ференцем Листом, который назвал Сен-Санса великим виртуозом.

В 1850-х годах органист ориентировался на последние музыкальные тенденции, был вдохновлен работами Роберта Шумана и Рихарда Вагнера, но не спешил им подражать, что было необычным для начинающих композиторов. В этот период были написаны «Симфония №1» и «Концерт для фортепиано ре мажор», но они остались малоизвестными.

С 1861 года церковный виртуоз стал преподавателем в парижской музыкальной школе Нидермейера. Изучив существующую программу, он понял, что она нуждается в изменениях, и внёс в неё творчество современных композиторов. В этот период у него возникла идея создать музыкальный фарс, который студенты могли бы исполнять. В результате «Карнавал животных» стал одним из самых популярных произведений композитора.

Камиль Сен-Санс

Учительская работа забирала много времени, и Сен-Санс перестал заниматься своими собственными произведениями. Только в 1865 году композиторская и исполнительская деятельность получила новый импульс, когда учитель добровольно отказался от педагогической работы. Творческая биография Сен-Санса полна выдающихся музыкальных шедевров, как например кантата «Лесные брачные торжества Прометея», которая победила в конкурсе «Большой международный праздник» в Париже среди более чем сотни участников.

В 1968 году Сен-Санс представил своё первое оркестровое произведение под названием «Концерт для фортепиано №2 соль минор», которое навсегда вошло в репертуар Парижа до Парижской коммуны. В это время он поехал в Англию и вынужден был давать концерты, чтобы заработать немного денег.

После возвращения в Париж в 1871 году он стал одним из основателей общества, занимающегося «продвижением» новой французской музыки под названием «Ars Gallica». Идеи новаторства настолько захватили Сен-Санса, что он решил попробовать себя в новом для себя жанре «симфоническая поэма» и написал «Прялку Омфалы», наполненную легкостью и изысканностью.

Камиль Сен-Санс

Известной поэмой считается произведение с названием «Пляска смерти», написанное в 1874 году. Первоначально оно задумывалось как вокальная пьеса, сопровождаемая оркестром. Сюжет в основе имеет мифический сюжет: появление старухи с косой перед Хэллоуином сопровождается восстанием мертвецов, что образует основу музыкальных интерпретаций. Композитору удалось искусно заменить строки стихотворения на пронзительные ноты скрипки. Первоначальная реакция зрителей на премьеру была ужасом, и задумка музыканта не была оценена по достоинству. Понимание истинного искусства пришло не сразу: лишь со временем аудитория оценила зловещий танец скелетов под сопровождение ксилофона, воссоздавшего звук грохота костей.

В 1877 году Сен-Санс завоевал жанр оперы, завершив работу над «Серебряным колокольчиком», посвященной его меценату Альберту Либону. Сюжет этой оперы был вдохновлен легендой о Фаусте. Премьера прошла в Париже, и за время существования была исполнена восемнадцать раз. Это произведение так тронуло покровителя, что тот оставил композитору крупное наследство, позволившее Сен-Сансу заниматься творчеством без финансовых забот.

Позже маэстро написал «Реквием» в память о своем друге и благодетеле. После этого была создана еще одна опера, «Самсон и Далила», которая была успешно исполнена в театрах Франции и за рубежом.

Камиль решил убедить всех, что он способен написать великую оперу, несмотря на распространённое мнение о нем, и задумал создать произведение, посвящённое событиям из жизни одного из самых жестоких королей. Своим невероятным усердием и трудолюбием композитор довел музыкальные партии до совершенства и смог передать дух эпохи Возрождения. В этот раз никто не поспорил о таланте автора. Зрители тепло встретили его произведение, и залы на представлениях «Генриха VIII» всегда были полны.

Камиль Сен-Санс

Это произведение принесло Камилю настоящую славу и признание. Его включили в число самых талантливых композиторов Франции. И уже в 1886 году Лондонская филармония предложила автору написать оркестровое произведение — так родилась «Органная симфония №3 до минор». И теперь слушатели Лондона, где прошла премьера, пришли в восторг. Так же высоко симфония была оценена и на родине автора: критики и обыденные слушатели были покорены талантом гениального композитора.

Камиль Сен-Санс

В промежутке между 1890-1900 годами, Камиль совершал гастроли по регионам Франции и в другие страны за её пределами. В 1913 году был проведен хоровой фестиваль, на котором автор создал ораторию под названием «Земля обетованная». Интересно, что на премьерном показе творец исполнительно хотел возглавить хор. Камиль посещал Лондон довольно часто, и в течение 1906-1909 годов он многократно давал концерты в США. Последнее выступление великого композитора состоялось осенью 1921 года.

Семья

Личная жизнь Камиля Сен-Санса начала складываться только в зрелом возрасте. Вплоть до 40 лет маэстро проживал вместе со своей престарелой матерью, не задумываясь о браке. Однако в 1975 году в его жизни появилась Мари-Лора Трюффо — сестра ученицы композитора. Матерь была крайне недовольна этим союзом и не давала молодым супругам покоя. У них родились двое детей, но оба несчастливо скончались еще в раннем возрасте: старший несчастный случайно выпал из окна, младший не перенес воспаления легких.

Эти грустные события оставили след — супруги переживали горе по-своему, и в конечном итоге расстались. Их разлука произошла внезапно: во время отдыха на курорте во Франции композитор не вернулся в номер, а оставил записку для своей жены, в которой объяснил, что покидает ее навсегда. Многие биографы считают, что причиной разрыва отношений стал несчастный случай, произошедший с их первым ребенком, за которого музыкант винил его мать.

Камиль Сен-Санс

Мари была вынуждена вернуться в родительский дом, а также Камиля, который прожил еще десять лет со своей своенравной матерью, избегая развода. Смерть единственного близкого человека, его матери, привела к серьезной депрессии. Он даже думал о самоубийстве из-за сильных переживаний. Для восстановления сил и здоровья композитор отправился в Алжир, где пробыл несколько лет. В 1900 году автор бессмертных опер и симфоний поселился в Париже, сняв квартиру недалеко от места, где он жил со своей матерью.

Смерть

Зимой 1921 года Сен-Санс снова отправился в Алжир, чтобы отдохнуть от повседневных забот и восстановить внутреннее равновесие. Смерть композитора была такой неожиданностью, что потрясла всех, кто был знаком с органистом лично или хотя бы однажды слушал его глубокие произведения. На последних фотографиях Камиль изображен как абсолютно здоровый и счастливый человек. По информации от врачей, смерть наступила в результате сердечного приступа.

Камиль Сен-Санс

На кладбище Монпарнас в Париже был погребен знаменитый композитор. На прощание с ним собрались горожане, среди которых была и его бывшая супруга.

Интересные сведения

  • С детства Камиль обращал внимание на различные звуки. Мальчика интересовал даже скрип двери, которую он часто открывал, чтобы услышать «забавные» ноты.
  • Однокурсники смеялись над Сен-Сансом, когда он начал учиться играть на органе. Но упорство и трудолюбие, которые проявлял студент, были непоколебимы. В результате чего он получил несколько крупных премий за игру на этом неактуальном для молодых людей музыкальном инструменте.
  • Камиль Сен-Санс также посетил Россию: в 1875 году, приехав в Санкт-Петербург, он познакомился с Н. Рубинштейном и П. Чайковским.
  • Во время франко-прусской войны, молодой Камиль сражался среди других солдат, а спустя годы не стесняясь говорил, что паника, которая овладевала им перед выступлениями, превосходила ту волну, которую он испытывал на поле боя.
  • Жизнь Камиля Сен-Санса была насыщенной и интересной, и его произведения остались в истории как гениальные творения. Во Франции ему был открыт памятник еще при жизни, что заставило музыканта пошутить о том, что его творчество настолько наскучило, что его уже хотят проводить в последний путь. На самом же деле, его популярность была настолько высока, что возведение монумента лишь подчеркнуло его величие на музыкальном поприще.

Избранные произведения

  • Белоснежная принцесса
  • Серебряное кольцо
  • Самсон и Далила
  • Этьен Марсель
  • Генрик VIII
  • Прозерпина
  • Асканио
  • Фринея
  • Фредегонда
  • Варвара
  • Елена
  • Предок
  • Деянира
  • Сцены из Горация
  • Свадьба Прометея
  • Персидская ночь
  • Лира и арфа
  • Ночной покой
  • Ночь
  • Лола
  • Прогулка в аллее
  • «Танец смерти»
  • «Молодость Геракла»
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий