Караваджо — биография и картины художника

Микеланджело Меризи да Караваджо – известный итальянский мастер, создатель направления «караваджизм», автор работ «Музыкант», «Мальчик-качалка», «Кардшар» и многих других.

Детство

Биография великого художника Микеланджело Меризи да Караваджо остается загадкой во многих отношениях. Дата его рождения — 1571 год, но конкретный день и месяц до сих пор неизвестны. Место его рождения также остается загадкой, считается, что он мог появиться на свет в Милане или в городе Караваджо.

Будущий художник был старшим из четверых детей в крупной семье.

Семья Меризи была достаточно состоятельной и образованной. Отец, Фермо Меризи, был архитектором, а мать, Лючия Аратори, происходила из семьи землевладельцев.

Когда Микеланджело достиг пятилетнего возраста, в городе началась эпидемия чумы, которая в те времена была распространенным явлением.

Каждое проявление чумы сопровождалось массовыми утратами жизни. Эта трагедия не миновала семью Микеланджело, даже несмотря на то, что они уехали из Милана – отец художника умер. Также болезнь забрала его деда, дядю и бабушку.

Вероятно, после смерти кормильца семьи возникли финансовые затруднения. Это все, что известно о детстве художника.

Следующие восемь лет о нем и его семье нет никаких сведений.

Годы ученичества

Интересно, как и когда юный Микеланджело заинтересовался живописью – точно неизвестно. Неясно, нашел ли он сам учителя Симоне Петецерано или его кто-то посоветовал начать (или продолжить?) обучение. Петецерано учился у Тициана и был сторонником позднего маньеризма.

Согласно нормам тех времен, после завершения обучения Микеланджело должен был получить звание художника. Однако никаких данных об этом событии не сохранилось. Неясно, закончил ли он обучение, и какие были его отношения с учителем.

Существуют сведения о том, что первые работы художника были в жанре портрета и жанровых сцен. Но ни одна из работ юного Караваджо не сохранилась до наших дней.

В Риме Караваджо создает свои первые известные работы. Его покровитель Пандольфо Пуччи обеспечивает его кровом, пропитанием и работой – поручает ему выполнять копии с церковных полотен. Именно в то время, согласно обычаям того времени, он принимает имя Караваджо – в честь места, где он родился или вырос.

В 1693 году он становится учеником мастерской Чезари Арпино, который относится к сторонникам натуралистических тенденций в маньеризме. В этой мастерской Караваджо заводит знакомства с многими влиятельными и состоятельными людьми.

Первая известная картина Караваджо датируется 1693 годом – «Мальчик, чистящий фрукты». Через год появляется полотно «Юноша с корзиной фруктов».

Настоящим шедевром является автопортрет художника, созданный в 1593 году и известный как «Маленький больной вакх».

Особое значение в его работах имеют религиозные произведения. Он создал две серии картин, посвященных жизни апостолов. В настоящее время сохранились только две из них: «Мученичество святого Матфея» и «Призвание святого Матфея».

Работы на библейские сюжеты принесли ему популярность не только среди богатых клиентов. В 1597 году он создает полотно «Отдых на пути в Египет». Картина полна поэзии, света, спокойствия и пространства.

Также в этом году Караваджо впервые обратился к женскому образу. «Кающаяся Мария Магдалина» показала художника как искусного психолога. Живопись «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» — еще один великолепный шедевр от Караваджо.

Караваджо с большим усердием работал в Неаполе. Его пензель породил такие произведения, как «Святой Франциск в раздумье», «Бичевание Христа», «Христос у колонны», «Святой Иероним», «Спящий Амур» и другие.

Последней картиной, написанной художником, стала «Мученичество святой Урсулы», созданная за 12 дней до его смерти.

На данный момент известно 21 произведение, авторство которых установлено точно — это работы Караваджо.

Его называют великим мастером кино — такая игра света и тени просто удивительная для того времени.

Особенности творчества

Удивительные работы Караваджо поражают своим реализмом. Особенно удивительно, что художник никогда не использовал эскизы, а сразу приступал к работе непосредственно на холсте.

Его изображения шокировали современников своей реалистичностью. Караваджо не следовал каноническим стандартам в изображении святых, их лица и позы были новаторскими. На его картинах святые переживали физическую боль, радость, изумление. Как искренне удивлен был Фома при воскресении Христа! Он осторожно прикасается к телу Христа, словно боясь поверить в то, что видит.

Кардинально Караваджо выбирает наряды своих героев, соответствующие его времени, и изображает куртизанок в качестве моделей, что вызывает гнев церкви.

Он уделяет пристальное внимание деталям, которые имеют значение, но не являются главными для него. Традиционные сюжеты в его трактовке получают новое толкование.

В зрелом периоде его творчества его работы становятся монументальными, отличаются тщательной композицией, классической линией, более мягкой контрастностью света и тени.

Именно Караваджо впервые начал использовать метод хиароскуро, то есть воплощение света и тени.

После смерти Караваджо появилось множество последователей его стиля. Хотя он никогда не стремился набрать много учеников, создать свою школу или изложить принципы своего творчества в учебных пособиях.

Сразу после ухода мастера его почти забыли, но его принципы работы продолжали существовать. Только через триста лет его снова открыли и оценили его влияние на европейскую живопись.

Исследователи считали, что без него не существовало бы художников такого уровня, как Рембранд, Вермеер, Рибера.

Многие художники, приверженцы караваджизма, просто повторяли внешние эффекты, не задумываясь о смысле. Но среди них были и те, кто стали великими мастерами. Например, О. Джентилески, М. Де ФьорХи, «утрехтские караваджисты» (Д. Бабюрен, Х. Тебрюгген и другие).

Смелый художник, который вызвал традиционный маньеризм и предложил совершенно новый подход к живописи.

Период жизни Риме был очень продуктивным для этого новатора. Картины "Музыканты", "Мальчик, укушенный ящерицей", "Лютнист" сохранились до наших дней и сейчас находятся в самых известных музеях мира.

Караваджо решил поступить в Академию Святого Луки — древнее художественное объединение, преобразованное из гильдии. У него всегда были могущественные покровители, которые рекомендовали его в Академию. Однако президент Федерико Цуккаро отказал ему. Он считал, что успех Караваджо в живописи обусловлен лишь его богатыми покровителями.

Странствия художника

Караваджо всегда был известен своим неспокойным и вспыльчивым характером. С самой юности он славился своей вспыльчивостью, резкостью и скандалами. Эта черта его характера неоднократно играла злую шутку с ним.

В возрасте семнадцати девятнадцати он часто участвовал в драках, сражался на дуэлях и нарушал общественный порядок. После смерти матери в 1590 году он унаследовал небольшое состояние, которое позволило ему несколько лет жить безбедной жизнью. Интересно, что после похорон матери и раздела наследства он никогда больше не посещал родной дом.

Его буйный нрав привел к обвинениям в убийстве в 1591 году. Ссора, произошедшая во время карточной игры, закончилась трагедией, и Караваджо стал главным подозреваемым. Он скрылся от правосудия, покинув Милан и устремившись в Рим.

Опасное приключение не изменило поведение художника – он продолжал вести себя так же безудержно. В Риме его снова втянули в скандал – его обвинили в убийстве. В 1606 году во время игры в мяч был убит Рануччо Томассони. Архивы Ватикана позже раскрыли, что причиной ссоры была женщина, куртизанка Филлиде Меландрони. Она была одной из любовниц художника и спала со многими другими.

Микеланджело ударил ножом в бедро Томассони, задев артерию, и тот умер.

Папа Павел V объявил Караваджо вне закона, поставив под угрозу его жизнь. Теперь каждый мог не только убить его, но и получить вознаграждение за это.

Художник спешит в Неаполь, затем укрывается на Мальте.

На острове он был представлен магистру Алофу де Виньякуру, принят в Мальтийский орден и даже получил несколько прибыльных заказов. Но остров кишел врагами и шпионами художника. Поскольку он происходил не из знатного рода, многие члены Ордена были недовольны его включением в их ряды. Несмотря на это, звание "рыцарь" Караваджо так и не было ему присвоено.

В 1608 году Караваджо снова обвиняют в нападении и увечии. Существует все основания полагать, что обвинение было поставлено. Из всех обвиняемых пострадавший укажет только на живописца как преступника.

Караваджо отправляют в тюрьму, из которой он таинственным образом сбегает. Тюрьма была как каменный мешок, и без поддержки извне сам Микеланджело не смог бы выбраться. Кто же помог ему, остается загадкой.

Рыцари Мальтийского ордена исследуют весь остров, но Караваджо словно исчез.

Художник нашел новое убежище на Сицилии. Он не задержался на острове надолго. Мессина, Палермо, Неаполь…

В Неаполе его жизнь была под угрозой — на него покушались.

Могущественные покровители художника собирались обратиться к папе, чтобы он помиловал Караваджо, но им не удалось — он умер 18 июля 1610 года, а о помиловании объявили только 31 июля.

Долгое время считали, что Караваджо умер от сифилиса. Но современные исследования ученых показали, что причиной стал стафилококк.

Личная жизнь

О малоизвестной частной жизни художника нам известно очень мало. Никаких официально признанных браков или детей у него не было.

Некоторые ученые предполагают, что художник был гомосексуалистом. Для поддержки этой теории они указывают на то, что он чаще всего выбирал молодых, здоровых и привлекательных молодых людей в качестве моделей, даже для создания образов женщин. Однако в его биографии также есть много свидетельств того, что у него были романы с женщинами. Кроме того, работа с мужскими моделями была распространена среди художников XVII века.

Избранные картины

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий