Карл Павлович Брюллов был известным русским живописцем, ярким представителем классицизма и романтизма. Он создавал жанровые и исторические произведения и имел уникальное признание в своё время.
Карл Брюллов был единственным художником своего времени, кто был награжден лавровым венком и получил бриллиантовый перстень от императора. Его современники называли его Великим Карлом, и его полотно «Последний день Помпеи» принесло ему звание «первой кисти государства». Брюллов написал около 200 портретов за свою короткую жизнь, участвовал в росписи купола Исаакиевского собора, площадь работы составила 800 квадратных метров.
Детство и юность
Карл Павлович родился в 1799 году в Петербурге, который находится на реке Неве. В его семье художественная профессия передавалась из поколения в поколение: прадед, дед и отец все были художниками. Прадед Георг Брюлло, французского происхождения, приехал в Санкт-Петербург в 1773 году со своими двумя сыновьями, одним из которых был Иван, отец будущего художника Карла Павловича Брюллова.
Главным учителем и наставником Карла, несомненно, оказался его отец. С самого детства мальчику приходилось много тренироваться. Несмотря на слабое здоровье, отец не щадил его. Заданные упражнения нужно было выполнять, иначе мог лишиться обеда. Ребёнок проводил часы за рисованием животных и людей. Все рисунки требовалось делать аккуратно, за промахи отец наказывал его строго. Много позже Карл Павлович вспоминал, что «рисовать аккуратно» он выучил в детстве, выполняя заданные отцом упражнения.
В возрасте десяти лет, без сдачи экзаменов, его принимают в Академию изобразительных искусств. Родительское обучение Карла оказалось очень результативным, ребенок превзошел своих сверстников своим мастерством. Молодой человек часто помогал своим одноклассникам.
Когда преподаватели запрещали товарищам просто копировать рисунки, Карл уже самостоятельно творил. Его первой самостоятельной работой был акварельный рисунок «Талантливый художник». Позже его использовали в качестве образца для натуры, который копировали другие студенты художественной академии. На этой картине изображен молодой человек, удерживающий жезл, и голова жреца Лаокоона. В 1819 году Карл создает свою первую живописную работу «Нарцисс, отражающийся в воде». За это произведение его наградили Малой Золотой медалью.
В 1821 году окончив учебу, Карл Павлович защищает свою дипломную работу под названием «Посещение Авраамом трех ангелов у дуба Мамврийского». Его произведение было оценено на высшем уровне, он был удостоен Большой золотой медали, а Общество, занимающееся поддержкой молодых талантов, выделило ему средства для поездки в Италию.
Поездка в Италию
В грядущем году, путешественники Карл и его брат Александр планируют отправиться в путешествие в Рим. Путь к столице Италии займет у них целый год. Во время своего путешествия они посетят различные города и изучат живопись в Европе.
Весной 1823 года они прибывают в Рим. Там Брюллов начнет работу, занимаясь написанием парадных и камерных портретов. Он будет использовать различные техники, включая рисунок, масляную и акварельную живопись. Кроме того, он начнет экспериментировать с жанровыми картинами.
В 1923 году он написал картину под названием «Итальянское утро» и отправил ее в Италию. Его труд впечатлил Общество меценатов, которые в дальнейшем подарили эту картину императрице Александре Федоровне, жене Николая I. За эту работу Брюллов получил бриллиантовый перстень, который ему вручил сам император. Вместе с наградой ему было дано задание написать парную картину. Так появился еще один его шедевр под названием «Итальянский полдень».
Самойлова просит его создать картину, и Карл напишет одно из самых известных полотен под названием «Всадница». Для этой картины позировали приёмные дочери Юлии — Джованина и Амацилия Пачини.
«Последний день Помпеи»
В 1827 году Карл Павлович начал трудиться над своим самым амбициозным произведением. Он задал себе цель написать поистине грандиозный труд под названием «Последний день Помпеи». Для этого он посетил развалины Помпеи, разрушенные извержением вулкана Везувий, изучил археологические раскопки и нарисовал множество эскизов. Спустя шесть лет труда художнику удалось завершить этот шедевр.
В 1833 году жители Рима, Италия, впервые увидели эту картину, выставленную в мастерской Брюллова. Работа привлекла большое внимание общества: каждый представитель высшего круга, ценящий искусство, приходил посмотреть на нее. Среди посетителей были и известные писатели и композиторы, включая Вальтера Скотта.
Интересно, что художник несколько раз изобразил на картине свою возлюбленную, Юлию Самойлову. Впервые это были две женщины с ребенком и девушка в розовом платье, а за ними — он сам.
Живопись
Этот потрясающий успех воодушевил художника на создание нового произведения. Он выбрал для него историческую тему и назвал картину «Смерть Инессы де Кастро». Холст имел огромные размеры — два на три метра, и стал одной из самых грандиозных работ художника. Парадоксально, но Карл Павлович закончил работу над ней за всего лишь 17 дней. Однако изображенная на ней фаворитка португальского короля, Инесса де Кастро, была встречена довольно холодно. Брюллов получил множество критики, в том числе и отзывы о том, что его произведение — мастерство «исторического анекдота».
В течение целых 12 лет Италия стала убежищем для известного художника. Для Брюллова это был очень продуктивный период. Он создал более 120 портретов итальянской знати, представителей творческой интеллигенции и русской знати, приехавшей отдохнуть в Италию. Там же он также написал несколько автопортретов.
Карл Павлович не торопился выполнять приказ Николая I о возвращении в Россию. В 1835 году он отправился в путешествие в Грецию, познакомился с Малой Азией и посетил Турцию. В эту поездку его пригласил меценат Владимир Орлов-Давыдов. В это время Брюллов в основном работал акварелью и сепией. Он создал целую серию портретов повстанцев, а затем и их лидера Теодора Колокотрони. «Раненый грек», «Бахчисарайский фонтан», «Турок, садящийся на коня», «Турчанка» — всего лишь несколько работ, которые он создал в это время.
Однако из-за заболевания приходится прервать путешествие с Орловым-Давыдовым. В 1835 году Брюллов возвращается в Россию и сразу же отправляется в Москву. Здесь его встречают приёмами и устраивают вечера в его честь. В Москве он знакомится с Александром Пушкиным, который пишет своей жене, что мечтает, чтобы Брюллов посетил их в Петербурге, и называет его великим художником и очень добрым малым, готовым на всё.
В 1836 году Брюллов становится младшим профессором в Академии художеств, ему доверяют руководство классом исторической живописи. Его учениками становятся Павел Чистяков, Павел Федотов, Тарас Шевченко. Стиль, который они приобретут, будет назван «брюлловской школой».
В конце 1830-х и начале 1840-х годов Брюллов активно занимался созданием портретов русской интеллигенции. Он изобразил Ивана Крылова, Алексея Толстого и Василия Жуковского — выдающихся личностей своего времени. Портрет Жуковского был нарисован по его собственной просьбе в 1837 году и участвовал в королевской лотерее.
Деньги, полученные за портрет, в размере 2500 рублей, были направлены на выкуп из крепостничества Тараса Григорьевича Шевченко. Позднее, когда Шевченко стал свободным человеком, он стал учеником Карла Павловича, и поступил в Академию художеств.
В 1840 году император Николай I предложил художнику создать картину с названием «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году». Для этой работы ему была выделена группа историков, которая отправилась в экспедицию к месту событий. Император регулярно интересовался прогрессом работы, но картина так и не была завершена. Под давлением и надзором Брюллов потерял интерес к процессу и не вернулся к недописанному полотну.
Ученик Брюллова, Михаил Железняков, выразит свое мнение:
«К сожалению, государь вызвал Брюллова в Петербург! Вступив в Академию художеств, Брюллов оказался в окружении дворцовых чиновников, в среде, которая не соответствовала его характеру, воспитанию и привычкам… Он чувствовал себя несчастным, когда ему приходилось работать в присутствии царской фамилии».
Известие о том, что Брюллов был призван в Петербург, не принесло ему почетных наград от императора, не заставило его написать хотя бы один портрет царской семьи. Он дарил свои работы великим князьям. Так, Александре Николаевне он подарил рисунок Казанского собора, а картины «Бахчисарайский фонтан» — Марии Николаевне.
Исаакиевской собор
Многих художников привлекает к росписи только что построенный Исаакиевский собор, в числе которых Брюллов. В 1843 году он начал работу над росписью. Площадь сферического плафона, который художник должен был расписать, составляла чуть более 800 квадратных метров.
Во время работы на лесах Брюллов пошутил: «Мне тесно! Я бы сейчас расписал небо!».
Работу осложняла не полностью высохшая штукатурка. Нанесение грунта не всегда проходило гладко, краска часто отслаивалась, и приходилось начинать все заново. В недостроенном соборе были сквозняки, и там было достаточно холодно и влажно. Кроме того, в помещении проводились работы по укладке мрамора, и воздух был насыщен мелкой пыльцой. Брюллов простудился и тяжело заболел.
После завершения работы над росписью купола по его эскизам, Пётр Басин отправился на лечение на остров Мадейра по рекомендации врачей. Это произошло в 1849 году, когда Брюллов решил уехать. Позднее он переехал в Италию, где он провел оставшиеся годы жизни. Анджело Титтони стал его покровителем. Под влиянием Титтони, Карл Павлович написал свои первые реалистичные картины, изображающие современные сюжеты, такие как «Процессия слепых в Барселоне» и серия сепий «Лаццарони на берегу моря».
Отношения великого художника с его покровительницей графиней Юлией Самойловой прочно связаны на протяжении длительного времени. Она была его верным другом, возлюбленной, музой и натурщицей. Их отношения были насыщены разлуками, во время которых Самойлова уезжала в Италию, чтобы насладиться удовольствиями жизни, но затем они снова мирялись и всё начиналось заново.
Однако Карл Павлович влюбляется в молодую девушку по имени Эмили Тим, которая была дочерью рижского бургомистра. На момент их знакомства Эмили было 18 лет. 27 января 1839 года они поженились. Но их счастье было кратким. Через месяц они разошлись навсегда. Молодая жена вернулась в Ригу к своим родственникам, а Брюллов подал на развод. Процесс развода продлился два года, и только в 1841 году художник стал официально свободен. Эмили обвинила Карла Павловича во всем, и петербургское общество встало на её сторону. Клевета, распространенная родственниками его жены, превратила художника в изгоя.
Однако ученые утверждают, что причиной расставания стала связь Эмили с ее близким родственником, которая продолжалась и после развода. Вероятно, Брюллову стали известны эти неприятные факты об измене жены, исследователи предполагают, что он узнал об этом еще до свадьбы, но под давлением родителей будущей супруги он заключил этот брак. Разбитое сердце художника успокоила его давняя подруга Юлия Самойлова. У величайшего художника так и не было ни одного ребенка.
Смерть
Пребывание на острове Мадейра помогло продлить жизнь художнику всего на три года, морской воздух улучшил его состояние. Однако восстановить здоровье ему уже не удалось. 23 июня 1852 года великий художник умер под Римом, в Манциане, где он проходил лечение минеральными водами, ему было 52 года.
После себя он оставил значительное наследие: живопись и множество недоделанных зарисовок и набросков, которые находятся в личных коллекциях и музеях по всему миру. Его похоронили в соответствии с лютеранским обрядом на протестантском кладбище Монте Тестаччо.