Карл Черни — австрийский музыкант чешского происхождения, который написал множество этюдов и учебных пособий по фортепианной музыке. Он был учеником Людвига Ван Бетховена и учителем Ференца Листа.
Австрийский и чешский композитор Карл Черни внес огромный вклад в музыкальную культуру, объединив в своем творчестве элементы классицизма и романтизма. Его работы открыли новые горизонты для молодых музыкантов следующих поколений.
Каждый начинающий пианист знает имя знаменитого австрийского композитора. Ученики могут быть не знакомы с творчеством других великих музыкантов, но они обязательно играют этюды Черни.
Детство и юность
Известно, что музыкант появился на свет 21 февраля 1791 года в Вене, а его отец Венцель Черни был известным пианистом и училищем. Мать, по преданию, происходила из моравских крестьян. Карл был единственным ребенком в семье, который радовал своих родителей уже в зрелом возрасте.
Ребенок воспитывался в строгости и послушании, не имея ни братьев, ни сестер, и лишившись возможности завести друзей из-за множества уроков и домашних дел. Отец Черни настаивал на строгом воспитании ребенка и не удовлетворении его мимолетных желаний.
Карл проявил свой талант к музыке еще в раннем возрасте. Он быстро освоил игру на фортепиано и уже в девятилетнем возрасте начал сочинять свои собственные музыкальные произведения. Семье пришлось временно покинуть Австрию и переехать в Польшу, но после польского восстания Карл вернулся на родину и прожил там остаток своей жизни.
Жизненные этапы
- В 1794 году семья Черни вернулась в Вену.
- В 1900 году Бетховен пришел в их дом и согласился заниматься с талантливым мальчиком.
- В 1812 году началась концертная деятельность. Карл впервые выступил перед венской публикой, исполнив Пятый концерт своего учителя.
- В 1822 году молодой музыкант стал наставником Ференца Листа. По воспоминаниям Карла, на первых порах ученик был совершенно неуправляемым: крутился на стуле, спорил, недостаточно внимательно слушал учителя. Однако именно Черни удалось разглядеть в юноше гения, который в будущем покорит весь мир.
- В 1828 году Карл встретился с Паганини, и это знакомство вернуло его к жизни после тяжелого периода.
- В 1832 году Черни-старший умер, и после ухода матери и Бетховена он стал главным человеком в жизни Карла.
- В 1837 году Карл поехал в Париж и встретился с Ференцем Листом. Учитель открыто критиковал игру своего талантливого ученика, но Карл принимал это с благодарностью.
- В 1839 году Карл создал первую часть своей работы под названием "Первая фортепианная школа". Это было его главное достижение, которое прославило его во всем мире.
- В 1841 году Черни представил свою Первую симфонию. Раньше он уже сочинял симфонические произведения, но эта стала его первой зрелой работой.
- В 1842 году мастер выпустил вторую часть фортепианной школы, и одновременно начал писать мемуары.
- В 1851 году был опубликован еще один труд композитора под названием «Обзор всей истории музыки». В этой работе Черни показывает не только свой педагогический талант, но и способность к тщательному изучению искусства.
- В 1852 году Карл написал еще одно литературное произведение, посвященное жизни своего уважаемого учителя Бетховена.
- В 1857 году, 15 июля, великий композитор ушел из жизни, находясь в своем родном городе Вене.
Творческое наследие
Черни написал множество произведений, которые вошли в золотой фонд мировой музыки. В свою жизнь композитор был известен больше как автор полезных упражнений для фортепиано. Судьба распорядилась так, что творчество Черни осталось в тени его великого учителя Бетховена и не менее великого ученика Листа.
У Карла был огромный авторитет в педагогической области. Однако из-за своей скромности он никогда не стал знаменитым композитором, хотя его мастерство было безусловно высоким. Многие его современники относились к нему иронично из-за его застенчивости, что было крайне несправедливо.
Карл был известен своей скромностью и застенчивостью, что делало его совершенно отличным от других представителей романтизма. Он избегал конфликтов, не участвовал в шумных вечеринках, предпочитая уединение или путешествия. Возможно, именно по этой причине композитор не смог устроить свою личную жизнь. Даже самые настойчивые биографы не знают, были ли у музыканта романы с женщинами.
Многие из тех, кто окружал Черни, обвиняли его в безразличии и отсутствии человеческих эмоций. На самом деле он был очень преданным другом, который был готов пойти на многое ради своих близких.
Карл работал каждый день по 12 часов, а в старости еще больше. По старости он предпочел уединенную жизнь, окружив себя домашними животными. Автор своих мемуаров жалел, что потратил столько времени на улучшение своих навыков игры на фортепиано. Вместо этого он мог бы создавать новые произведения.
До смерти отца Черни заботился о нем, стараясь, чтобы тот ни в чем не нуждался. Любовь композитора была направлена и на Бетховена, которого он считал своим вторым отцом. У Черни не было детей, зато у него было много учеников, к которым он относился с большой заботой.