Карл Мария фон Вебер — биография и творчество композитора

Карл Мария фон Вебер, известный как немецкий композитор, виртуозный пианист, дирижер и музыкальный критик, активно творил в период XVIII-XIX веков, который был отмечен эпохой романтизма.

Детство

Карл Фридрих Эрнст вебер родился в семье Франца Антона де Вебера, театрального капельмейстера и антрепренера, и оперной певицы Женевьевы Вебер из Австрии. Семья проживала в немецком Ойтине, в епископстве Любек. По католическому обряду мальчика назвали Карлом Марией фон Вебер. Позже у них появились еще двое детей, но ни один из них не дожил до взрослого возраста.

Отец Карла, Франц Антон, утверждал, что происходит из старинного южногерманского дворянского рода, который уже вымер. Но историки не подтверждают эту версию, считая, что Вебер-старший просто прибавил аристократическое приставку к своей фамилии, чтобы придать ей благородства. Семья проживала в городе Ойтин, но в 1778 году отец ушел в отставку с поста директора местного музыкального театра. С этого времени Веберы переезжали из места в место, сначала в Гамбург, затем в Вену, Кассель и Марбург. Везде Франц Антон тщетно пытался создать свою труппу, но он неуклонно сталкивался с неудачами.

Поняв, что его таланта на обеспечение достойной жизни не хватит, мужчина решил воспитать своего сына как чудо-дитя. Он с детства учил Карла музыке и вокалу. В четыре года мальчик, который страдал врожденным поражением тазобедренного сустава и едва научился ходить, уже великолепно пел и играл на пианино.

Учеба

Сын Карла поклонился своему отцу и положил много надежд на него. Он уделил ему всеобъемлющее образование. Несмотря на то, что семья часто путешествовала, мальчик регулярно посещал школу. Затем он пошел учиться играть на гобое в Хильдбургаузен, где его учителем был Иоганн Хойскель.

В 12 лет Вебер приехал в Дрезден, чтобы бесплатно учиться у Михаэля Гайдна. После этого Карл планировал получать уроки у его более знаменитого брата, Йозефа, который был известным композитором. Но маэстро отказал ему. И всего через год он переехал в Мюнхен.

К этому времени у молодого человека уже накопилось несколько трагических событий в его биографии. Сначала он потерял свою мать, которая умерла от туберкулеза, а затем умерла его младшая сестра, которой было всего год. В трудный период мальчику помогала его тетя по отцу, по имени Аделаида.

В Мюнхене Вебер продолжил изучать вокал и композицию. Вскоре были опубликованы его первые 6 фуг. В 12 лет он получил первое признание как композитор. Кроме того, он изучил литографию, чтобы иметь возможность самостоятельно записывать и сохранять свои произведения.

Годы творчества

После завершения обучения, Вебер переезжает со своей семьей в Саксонию, в город Фрейберг. Здесь, в 1800 году, Карл представляет свою первую опубликованную оперу под названием «Молчаливая лесная дева». Она была высоко оценена и поставлена сначала во Фрейберге и Хемнице, а затем на сценах всего мира — от Вены и Праги до Санкт-Петербурга. Параллельно с этим Карл работает музыкальным критиком в газетах Лейпцига.

Возвращение в Зальцбург годом позже позволяет Карлу продолжить учебу у Михаэля Гайдна. Под его руководством молодой человек завершает оперу под названием «Петер Шмоль и его соседи».

В 1803 году семья Веберов переезжает в Вену. Там Карл поступает учиться к известному педагогу, аббату Фоглеру, который вырастил множество талантливых музыкантов. Благодаря его рекомендации, Вебер в 1804 году становится директором оперы в Бреслау, всего лишь в 17 лет. Он пытается внести что-то новое в коллектив, и его усилия приносят результаты. Несмотря на некоторые ошибки, Карлу удалось расширить репертуар труппы, увеличить оркестр и привлечь молодых певцов.

После двух лет работы в Бреслау, Вебер не написал ни одной новой композиции. Работа поглощала его полностью, и поэтому молодой композитор решил не продлевать контракт.

В 1807 году он принял предложение о работе личным секретарем у брата короля Фридриха I, герцога Людовика. Молодой человек решился на этот шаг, дав себе перерыв, но позже почувствовал сожаление об этом.

Его наниматель был нечестен в финансовых вопросах, что привело к тому, что Вебер нажился долгами и даже уличился в мошенничестве, продавая поддельные документы о службе от имени герцога. За эти деяния Карл был подвергнут судебному преследованию и вынужден был возместить всю ущерб, который он причинил. В течение многих лет, до 1816 года, Вебер пытался погасить свои обязательства. Кроме того, он потерял свою должность и ушел из Вюртемберга вместе со своим отцом, обделенный и посрамленный.

1810-1826 годы

Карл Вебер получил свой первый успех в 1811 году, когда он проживал в Мюнхене и активно сотрудничал с кларнетистом двора Генрихом Баерманом. Его Концертино ми мажор и 2 концерта, написанные специально для Баермана, стали очень популярными, что позволило композитору отправиться в тур по стране и получить первое признание.

В тот же период времени Вебер поставил свою первую большую оперу под названием «Сильвана», переработав музыку из своего раннего произведения «Молчаливая лесная нимфа» и используя либретто, созданное для него Францем Химером.

Постановка была очень успешна. Позже Карл представил ее в Берлине и затем поставил в Пражской опере, где он получил пост директора в 1813 году. Молодой человек уверенно зарекомендовал себя как талантливый композитор, руководитель и творец, способный достичь успеха. После этого он больше не оставался без работы, так как лучшие театры Европы стояли в очереди, чтобы пригласить его. После Праги он поработал в Берлине, а затем поселился в Дрездене, где создал свои самые знаменитые произведения.

В 1819 году музыкант Карл создал музыкальную композицию под названием «Приглашение на танец», которую сегодня исполняют ведущие пианисты всего мира. Дальнейшим важным шагом в творческом пути композитора стала опера «Стрелок», написанная в 1821 году по либретто Фридриха Кинда. Это произведение считается знаковым в мире музыки, именно оно способствовало зарождению немецкого романтизма. Премьера состоялась в Берлине, но уже в том же году «Стрелок» был поставлен на сценах Вены и Дрездена, произвел фурор в Гамбурге и Мюнхене, а позднее и во всей Германии. Даже в Копенгагене опера получила признание и успех.

В 1823 году Вебер завершил работу над своим огромным новым произведением — оперой «Эврианта». В героико-романтическом стиле она рассказывает историю короля Людовика VI и его придворных, полную драмы и интриг. К сожалению, великолепная и сложная музыкальная композиция не смогла спасти крайне слабое либретто, созданное поэтессой Хельминой фон Чези.

В 1824 году Лондонская опера пригласила Вебера создать специальную постановку по мотивам поэмы Виланда «Оберон». После 2 лет размышлений и подготовки, Карл воплотил задуманное, скорее из-за финансовых соображений, чем по велению души. Изначально выбор стоял между «Фаустом» и «Обероном», и решение в пользу второго произведения принял сам Вебер.

«Оберон» станет его «лебединой песней», заключительной точкой в его карьере. Эта опера в романтическом стиле с устными диалогами была впервые представлена публике в апреле 1826 года, и композитор лично прибыл в Лондон, чтобы дирижировать оркестром.

Зрители были в полном восторге. Композитора и актеров неоднократно вызывали к публике на encore. Перевод либретто оперы на немецкий язык произошел после ее лондонской премьеры. Однако, ее дальнейшая судьба можно считать триумфальной. После премьер в Германии, Ирландии, Австрии и Венгрии, постановка в Нью-Йорке имела шумный успех в 1826 году.

И в Парижской опере ей аплодировали уже в 1830. Однако, интерес к «Оберону» начал угасать с уходом эпохи романтизма. До 1860 года она пользовалась популярностью, а последние известные постановки шли даже до середины XX века.

Личная жизнь

В личной жизни Карла Вебера было много интересных событий. В молодости он имел разнообразные отношения. Однако свою основную любовь он встретил в 24 года, когда юную певицу утвердили на роль в опере «Сильвана». Каролине Брандт было всего 17 лет в то время. Благодаря своему отцу-музыканту, девушка рано погрузилась в мир оперы и даже получила свою первую роль еще в детстве.

Родители не посчитали нужным дать Каролине полноценное образование, и она закончила всего лишь 2 класса школы. Позднее Каролина и ее брат начали работать, чтобы помочь своей семье.

Молодого композитора Карла Вебера удивили не только великолепные вокальные данные девушки. У нее также был неоспоримый талант актрисы. Кроме того, ее грациозная фигура и привлекательная внешность идеально подходили для образа Сильваны, созданного им в опере.

Молодые люди почувствовали симпатию друг к другу сразу же, но их чувства должны были пройти проверку временем. После премьеры оперы «Сильваны» в Праге, Вебер приглашает Каролину к себе. Здесь она уже блестит на сцене чешской оперы, хотя живет очень скромно вместе с матерью, несмотря на предложения богатых поклонников. Вебер часто посещает дом своей примы в Праге, поражаясь теплоте, с которой его всегда принимают.

Влюбленный композитор пишет девушке письма и стихи, просит ее руки у ее родителей. Однако вместо однозначного ответа он получает неопределенный. Каролина не готова оставить оперную карьеру и бросить все, чтобы следовать за Карлом. Ее решимости влияет и то, что Вебер считался человеком с большими долгами и нестабильным финансовым положением.

4 ноября 1817 года в Праге произошла свадьба Карла Вебера и Каролины Брандт, которая кардинально изменила их отношения. Венчание наполнило их счастьем, и Карл забыл о своей прежней расточительности, стараясь обеспечить семью всем необходимым.

После некоторого времени они переехали в Дрезден, где Карл получил должность капельмейстера местного театра. Здесь они купили себе небольшой семейный дом в деревне около Пильницы.

Первенец из детей Веберов, маленькая девочка, родилась в очень тяжелое время для семьи. В месяце марте 1819 года Карл серьезно заболел. От едва переболев, узнал, что их дочь с Каролиной умерла. Все это повлияло на обстановку в семье. Оба очень пострадали от потери и каждый старался выжить как мог.

Карл погрузился в работу, создавая одно после другого свои шедевры. Каролина поддерживала мужа, занималась домашним хозяйством. И в 1822 году супруги снова стали родителями. 22 апреля появился на свет их сын Макс, а затем младший наследник, Александр.

Смерть

Долгое время болезнью легких страдал Карл Вебер. Туберкулез постепенно развивался, и к 1826 году почти унес жизнь композитора. Однако Вебер не мог отказаться от личного участия в постановке своих опер.

В начале 1826 года он объявил семье и друзьям, что собирается в Лондон, несмотря на то, что сырой климат Туманного Альбиона в то время был крайне опасен для человека с легочным заболеванием. Карл предвидел свой скорый конец. Приступы кашля становились все тяжелее и болезненнее. И он принял решение отправиться в путешествие.

Величественный триумф ожидал Вебера в Лондоне. Опера «Оберон» была встречена публикой с ошеломляющим восторгом. Даже вызвали автора на сцену, что в глазах высокомерных англичан являлось высочайшим признанием таланта. Пробыл в Англии 4 месяца, с февраля по июнь, и вот 5.06.1826 года Карл Вебер скончался от туберкулеза легких и отека гортани. Похоронили его здесь же, спустя 16 дней, под звуки «Реквиема» Моцарта, город провожал другого композитора.

Каролина узнала о смерти супруга, когда едва ли не у ворот дома карета с печальным вестником подъезжала. Она упала в обморок от горя, и это напугало четырехлетнего сына.

Прах Вебера перезахоронили в Германии в декабре 1844 года. На церемонии присутствовала Каролина вместе с Максом. Младший их ребенок, Александр, к тому времени уже скончался.

Интересные факты

  • По отцу, сестра Карла Вебера, Констанца, была замужем за композитором Вольфгангом Моцартом.
  • Имя Мария не было дано Вебером при крещении. Он прибавил его позже.
  • Вебер получил образование в области литографии у Алоиса Сенефельдера, изобретателя этой техники печати.
  • Первая опера Вебера, написанная им в 1798 году, была утрачена. Нам известно только ее название – «Сила любви и вина».
  • Карл Вебер был не только виртуозным пианистом, но и отличным гитаристом. Он также написал несколько произведений специально для этого инструмента.
  • Специальная надгробная речь, написанная Рихардом Вагнером для перезахоронения Вебера, продолжателя традиций этого композитора, называется «Грабе Вебера». Она предназначалась для исполнения мужским хором а капелла. Кроме того, Вагнер создал особую музыкальную вариацию для духового оркестра, используя основную тему «Эврианты».
  • Последнюю оперу Вебера завершать уже не ему пришлось. Вдова передала произведение «Три пинты» для завершения работы Феликсу Мендельсону. Однако завершить оперу в итоге пришлось другому немецкому композитору — Густаву Малеру, который также выступил дирижером на её премьере.
  • Карл Мария фон Вебер не только известен как оперный композитор. Его произведения для фортепиано — 2 концерта, 4 сонаты и "Концертштюк фа минор" по-прежнему пользуются популярностью среди музыкантов. Более того, они вдохновляли таких знаменитых композиторов, как Ференц Лист и Фредерик Шопен, в их творчестве.
  • Тема из песни "Приглашение на танец" Карла Марии фон Вебера была использована в качестве основной темы в свинг-композиции Бенни Гудмана для радиопередачи Let’s Dance.
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий