Казимир Малевич – известный художник, который создавал картины в стиле супрематизма. Не многие знают, что этот художественный стиль был разработан им самим. Даже те, кто не интересуется искусством, знают о Казимире Малевиче, авторе знаменитого «Черного квадрата». Но в его творчестве также присутствует много других известных произведений искусства.
Детство и юность
Известный живописец появился на свет в городе Киеве. Одни утверждают, что это произошло в 1878 году, тогда как другие источники утверждают, что он родился годом позже. Отец будущего художника работал на сахарном заводе, который находился за городом, поэтому мальчик провел свое детство в украинских деревнях, наслаждаясь красивыми видами и деревенской жизнью, которые вдохновили его на создание его первых произведений. Позже Малевич вспоминал свое детство, рассказывая, что на заводе работали крестьяне всех возрастов, и мальчик в это время увлекался природой и наблюдал за деревенской жизнью.
Мать будущего великого художника выбрала традиционную для тех времен роль домохозяйки. Женщина воспитывала четырнадцать детей, среди которых наш герой был старшим. В семье говорили в основном на польском языке, но будущий художник и его братья с сестрами владели и русским и украинским языками. Несмотря на то, что в будущем Казимир называл себя поляком, в анкетах он указывал себя как «украинец».
Однажды отец повел будущего художника на ярмарку. Здесь парень впервые увидел картины, это так его поразило, что он решил посвятить свою жизнь живописи. На выставке молодой художник увидел изображение девочки, которая чистила картошку. Этот простой сюжет так запал парню в душу, что он решил попробовать нарисовать что-то подобное. В итоге на день рождения мама подарила ему набор красок.
После возвращения домой Казимир начал заниматься живописью, что не очень понравилось отцу. Отец видел в сыне продолжателя семейного дела, поэтому отправил Казимира в аграрное училище.
Неожиданную поддержку оказала юноше мама, которая всегда поддерживала его интерес к живописи. Позже парень все же поступил в художественную школу, но проучился там всего лишь год.
В шестнадцать лет юный художник создал свой первый художественный шедевр. Он назвал его «Лунная ночь». На холсте изображена одинокая лодка, омываемая светом белой луны. Интересно, что первая картина нашего героя была продана вскоре после создания. Ее купили за 5 рублей.
Судьба первой работы Малевича до сих пор остается загадкой – ее так и не удалось найти.
В 1896 году наше семейство перебралось в Курск. В этом городе Казимир нашел работу чертежника, но все свое свободное время он отдавал живописи. Рисование стало для него отдушиной, где он находил утешение от скучных чертежей и рутины работы. Он даже создал группу творческих людей, которые разделяли его взгляды.
В это время главный герой понял, что ему не хватает академических знаний, поэтому он принял решение переехать в столицу. О своем выборе Малевич рассказывал позже. По его словам, только в Москве он смог бы заработать денег, где жили самые известные художники и природа была прекрасной. Молодой художник собрал небольшую сумму, которая должна была хватить ему на год обучения в столице. Когда деньги закончатся, Казимир планировал вернуться обратно в Курск.
Через два года после переезда в Курск Александр проводит свою первую выставку работ. Этот период он впоследствии описал в своих воспоминаниях, но никаких данных о самой выставке не сохранилось. Вскоре он вступает в брак, но семейная жизнь не приносит ему удовлетворения. Работа, неудачное бракосочетание и скучная жизнь в провинциальном городе стали для художника невыносимыми. Он принимает решение бросить все и отправиться за своей мечтой.
В 1905 году он подает заявление в арт-школу в столице. Однако его не принимают — он проваливает вступительные экзамены. Позже он дважды пытается поступить в эту школу, но оба раза его отказывают.
Наш герой так и не возвратился к своей семье. За 7 рублей он арендовал крошечную комнату, в которой помимо него жило около 30 человек. Деньги быстро иссякли, и через полгода художник вернулся домой.
В 1906 году Казимир снова попытался покорить столицу, стремясь поступить в московское училище второй раз. На этот раз его жена и дети переехали вместе с ним, и квартиру для них сняла мать художника.
В 1907 году Казимир окончательно осел в Москве и начал посещать местную художественную школу, где изучал основы живописи и историю искусства. В течение трех лет он усердно учился, и к 1910 году принял участие в выставке художественного авангардного общества, известного как «Бубновый валет», которое отвергало классическую живопись и противостояло реалистическим традициям. В этой организации Казимир познакомился с известными художниками, и вступление в «живописный авангардный клуб» стало еще одним этапом в его творческих экспериментах.
В начале своего творческого пути наш герой стремился найти свой собственный стиль. Сначала он пытался подражать другим художественным направлениям. Сначала его привлекала иконопись, и в этом жанре он создавал свои первые произведения. Несколько картин художник написал на религиозные темы.
Изначально Казимир пытался писать в жанре импрессионизма, но затем отказался от этой традиции. Следующий этап творчества художника был связан с авангардом. Но даже здесь молодой художник не был удовлетворен результатами своей работы.
После этого будущий мастер кисти взял за основу тему, которая интересовала его с самого детства – крестьянскую жизнь. Молодой художник изображал обычную жизнь городских работников, стремясь передать ее красоту. Казимир создал целый цикл работ, посвященных крестьянству, который можно разделить на несколько периодов. Первый период отражает жизнь крестьян в деревне.
К этому периоду относятся картины "Косарь", "Жница" и другие. Силуэты крестьян искажены, линии очень четкие, но простые. В следующих работах художник использует модный в то время жанр кубофутуризма. Второй период его крестьянского творчества можно назвать "трудовым". Сам художник заявил, что он решил создать серию картин, на которых изображены крестьяне за работой.
Следующий период – "пригородный", в рамках которого Малевич изображал дачников и представителей рабочих профессий. В завершающем периоде этой серии художник создает картины, используя сюжеты из жизни городских жителей – служащих, горничных, полотеров и лакеев.
В 1911 году произведения художника были представлены на выставке в рамках сообщества «Московский салон». Через год Казимир отправился в Мюнхен, чтобы представить свои работы вместе с картины других художников. В это время он присоединился к творческой группе под названием «Ослиный хвост». Члены «хвоста» широко представили творчество известного художника Нико Пиросмани.
Казимир дружил с представителями футуризма из мира литературы. Особенно знаменито его общение с Алексеем Крученых и литератором Велимиром Хлебниковым. Художник также создавал иллюстрации для работ своих друзей, а также занимался подготовкой костюмов и декораций для оперы, написанной Крученым.
Супрематизм
Через несколько лет художника принимают в сообщество молодых художников, увлеченных авангардизмом, в Петербурге. Эта организация была названа «Союз молодежи». В то время у Малевича было очень мало денег, порой он даже не мог позволить себе обычный холст. Однако художник нашел выход — вместо холста он использовал мебель.
Наш герой нашел увлекательное применение обычной стеллажной полке. На этой полке он нарисовал сразу три картины. В «мебельных» произведениях мастера можно увидеть «Станцию без остановки» и «Туалетную шкатулку», в которых прослеживаются идеи кубофутуризма. Еще одно «мебельное» произведение («Корова и скрипка») становится символом протеста против традиционного искусства.
На этой картине мастер изобразил неподходящее — корову как символ обыденного и мирского, и скрипку как символ искусства и красоты. Мастер уделял особое внимание цветовым сочетаниям, придавал линиям четкость и указывал на взаимоотношение основных «героев» работы — коровы и скрипки.
Вскоре начинающего художника попросили выступить декоратором. Казимир начинает заниматься оформлением оперы, которая получила название «Победа над солнцем». Живописец тщательно подбирал декорации и костюмы, продумывал нюансы освещения. Эта работа стала ключевой для творчества самого Малевича.
Декорации представляли собой нагромождение геометрических фигур с очень четкими линиями. Постановка имела большой успех и даже ставилась в театрах в течение двух лет. Мастер утверждал, что при работе ему на ум пришли сюжеты новых картин. Также Казимир начинает понимать, какими должны быть его картины и что он хочет выразить в них.
Именно в то время в воображении живописца зреет замысел создания «Черного квадрата». Фигуру будущего шедевра мастер увидел на одном из задников декораций.
Сразу после выставки наш герой начинает работать над новыми произведениями искусства для следующего мероприятия. Он начинает разрабатывать свой собственный стиль – использует яркие цветные формы на светлом фоне. После того, как стилистические методы были разработаны, Казимир задумался о названии своего нового стиля. В помощи ему пришел Велимир Хлебников.
Приятели решили, что новый стиль будет называться супрематизмом, что означает "превосходство". Малевич видел в этом новом жанре освобождение для творчества. В его планах цвет должен играть главенствующую роль над остальными аспектами искусства. Таким образом, его искусство обладает той же силой, что и природа.
Создание нового стиля позволило художнику привлечь внимание общественности. Казимир долгое время размышлял о особенностях супрематизма. Подробные объяснения он представил в брошюре под названием «От кубизма к супрематизму». Художник утверждал, что происходит переход к совершенно новому реализму в изобразительном искусстве.
Новое направление он назвал беспредметным творчеством, считая, что основное в нем – это цвет, который преобладает над другими аспектами искусства. По мнению живописца, художник должен ориентироваться на свои собственные художественные задумки. Основными фигурами в новом направлении были крест, квадрат и круг. В дальнейшем Малевич будет ориентироваться на эти принципы в своем творчестве.
Художник приступил к созданию новых произведений, которые должны были быть представлены на следующей выставке. Он также готовил брошюру, где зрители могли узнать об основных идеях нового стиля. На выставке были представлены картины мастера – «Автопортрет в двух измерениях», «Дама» и другие. Однако настоящий ажиотаж вызвала картина «Черный квадрат».
Зрители не могли понять, что пытался выразить автор, каковы его мысли. Но картина соответствовала основному критерию художественного мастерства – вызывала эмоции, чувство сопереживания. Позже это полотно будет переименовано в «Черный квадрат».
Различные лица искусства и обычные люди странно отнеслись к работам нашего героя. Интересно, что позиция художника вызвала отрицательную реакцию. Например, ему было запрещено считать свое направление одним из течений футуризма.
Знаменитый художник того времени, Александр Бенуа, очень красноречиво выразил свое отношение к творчеству нашего героя. По его мнению, черный квадрат в белой рамке — это не просто шуточное изображение или какой-то вызов.
Художник утверждал, что черный квадрат символизирует самоутверждение негативного начала в человеке. Под этим началом скрывается гордыня, надменность, отрицание любви и нежности.
Бенуа убеждал, что именно через этот символ человечество придет к своей гибели. Сам Александр был сторонником традиционализма в искусстве и не мог терпеть новомодные стилистики.
В музее в Амстердаме до сих пор хранится полотно под названием «Супрематизм. Автопортрет в двух измерениях», которое было написано мастером в 1915 году. Хотя здесь использовано мало красок, альтер эго художника передается четкой и красноречивой геометрией. Сложный характер художника отражается в лаконичных и четких линиях.
Сочетание красного и желтого немного смягчает образ и показывает положительные черты нашего героя. Миниатюрное кольцо в центре композиции «подчеркивает» скрытую природу художника, его обособленность и слабую коммуникацию с людьми.
Традиции супрематизма, установленные Малевичем, оказали значительное влияние на отечественных художников. Продолжатели и последователи творческого пути Казимира вступили в круг, основанный самим художником. Группа была названа «Супремус».
В то время Малевич был известен не только среди художников, но и среди общественности. Его смелое искусство нашло отклик у людей с революционными убеждениями. В 1917 году ему предложили возглавить Художественную секцию от совета солдатских депутатов. Затем он организовал творческую группу под названием «Бубновый валет», и стал участником комиссии по охране предметов искусства.
Новая власть ценила художника и считала его творчество символом нового порядка. В то время в стране происходила революция, и Малевич был революционером в области искусства.
В 1918 году Казимир переезжает в Петроград, где занимается созданием декораций для постановок знаменитого режиссера Всеволода Мейерхольда. Спектакль под названием «Мистерия-Буфф» был создан по мотивам произведения Владимира Маяковского. В этот период художника увлекает новое направление в живописи, известное как «белый супрематизм». Одним из наиболее ярких произведений этого времени в биографии художника является картина «Белое на белом». Иногда данную работу называют по-другому – «Белый квадрат».
Год спустя художник возвращается в столицу, где ему доверяют руководство обществом по изучению супрематизма. В 1919 году разразившаяся гражданская война заставляет его спешно отправиться в Витебск, где он начинает управлять мастерской при местной художественной школе. Интересно, что в то время директором этой школы был великий Марк Шагал. Ученики нашего героя стали членами кружка «УНОВИС». Сам Малевич основал это объединение, участники которого стремились к созданию совершенно нового искусства.
В этот период своей жизни художник занимался не только живописью, но и написанием философских работ. Когда авангард «вышел в тираж» и перестал быть популярным в стране Советов, супрематизм начал влиять не только на искусство, но и на дизайн и архитектуру.
В 1922 году художник издал свой философский труд, в котором обсуждал влияние супрематизма и величие этого живописного направления. Вскоре после этого он вернулся в Петроград, где его окружили многочисленные ученики.
Творчество нашего героя привлекло внимание за рубежом. Особенно большой успех картины Малевича имели в Берлине. В Германии художник представил серию своих работ на Первой русской выставке картин.
В 1923 году один мужчина возглавил Музей художественной культуры. Вместе со своими студентами он продолжает изучать супрематизм как жанр. Год спустя он становится директором института художественной культуры. Тем не менее, институт вскоре закрывается из-за публикации критической статьи под названием «Монастырь на госснабжении». Сборники работ Казимира не печатают, а новая власть отвергает революционера в живописи.
Малевич начинает подвергаться гонениям, которые усиливаются к 1927 году. Это связано с поездкой художника в Берлин. Хотя ему предоставили целый зал для его картин в Германии, мастеру пришлось срочно вернуться на родину – поступил официальный запрос из страны Советов.
Художник осознал, что невозможно бороться с новой властью. Он срочно написал завещание, просив оставить свои картины своим друзьям – семье фон Ризен и архитектору Гуго Херингу.
В начале войны пятнадцать картин нашего художника исчезли без следа, остальные полотна находятся в музее Амстердама. Картина "Утро после вьюги в деревне" была продана мастером еще в Германии.
Известность за рубежом живописца возросла, но у властей возросло недовольство. Политики не смогли простить Казимиру за его признание за пределами Родины. Художника арестовали как международного шпиона. Зарубежная пресса возмущена — последовали просьбы о его освобождении, и Малевича выпустили после двух месяцев заключения.
Несмотря на множество трудностей и страхов, художник не сдался. Мастер начинает создавать новые картины, на этот раз критикующие утвердившуюся в России власть. На его полотнах крестьяне изображены без лиц, они похожи на манекены на фоне красивых пейзажей. Таким образом художник видел жизнь простых людей, живущих в деревнях.
Властям все больше не нравились работы нашего героя, что вызывало их недовольство. Новая выставка была сурово осуждена. Малевича обвиняли в антисоветских взглядах и объявили о его аресте. Несмотря на это, через несколько месяцев художника освободили.
Отсидка в тюрьме принесла художнику новые идеи, и он начал работать над новым циклом под названием «крестьянский». Это стало отправной точкой для нового направления в его творчестве, которое он назвал «постсупрематизм». В этот период он изображал на своих картинах плоские торсы, а самой яркой работой этого направления стало полотно под названием «На жатву (Марфа и Ванька)».
В 1931 году он участвовал в оформлении Балтийского дома, а через год стал руководителем отделения Русского музея. Затем его пригласили принять участие в выставке художников СССР, где он создал последнюю, четвертую вариацию «Черного квадрата». Позже эту картину поместили в Эрмитаже.
В течение последних трех лет жизни он занимался написанием реалистических портретов. Его последней незаконченной работой стала картина под названием «Соцгород».
Работы Малевича отличаются тем, что художник искусно накладывал краски друг на друга, создавая эффект «выпуклости» и объемности. Например, чтобы получить красный цвет, он наносил краску поверх черного фона. Благодаря этой технике зритель мог видеть на картине объемные формы, темные оттенки и глубину красного цвета. Этот особенный стиль художника значительно облегчает задачу исследователям, так как зная о его предпочтениях, легко отличить подделку от оригинала.
Личная жизнь
Сразу после переезда семьи в Курск, художник заключил свой первый брак. Там он встретил дочь местного пекаря. Имя первой жены мастера было Казимира. Они поженились, когда ему было только двадцать лет. Вскоре у них родился сын по имени Анатолий, который, к сожалению, скончался от тифа в 15 лет.
Их вторая дочь называлась Галина.
После поездки в Москву семейная жизнь начала распадаться. Жена не понимала, насколько для мужа важна живопись, и считала это простым баловством. Однако вскоре она последовала за мужем в Москву и устроилась фельдшером в местную больницу. Позже женщина нашла новую любовь, бросила детей и уехала. Художник остался с маленькими детьми на руках.
Однако через некоторое время ситуация в личной жизни мужчины начинает улучшаться. Он встретил бывшую коллегу своей жены по имени Софья. Именно она оставила детей бывшему супругу Малевича. Вскоре Казимир и Софья влюбляются друг в друга и вступают в брак. В этом новом браке у художника появляется дочь по имени Уна.
Третий брак был еще более счастливым, ведь молодая супруга поддерживала и во всем поддерживала своего талантливого мужа. Наталья взяла на себя домашние обязанности, пока муж погружался в изучение тонкостей супрематистского направления. Она также заботилась о семье, их счастье продолжалось долго. Но неожиданно Наталья умерла, оставив отца один наедине с маленькой дочерью Уной.
Два года спустя художник вступил в четвертый брак. Его новая жена, Лидия, была значительно моложе его на 23 года.
Болезнь и смерть
В 1933 году случилось то, что никто не ожидал – художника охватил страшный рак. Заболевание продвигалось с ужасающей скоростью, и через два года он уже не мог встать с постели. Последние мгновения жизни были наполнены страданиями – не было денег, ведь он не получал пенсию, и болезнь приносила невыносимые страдания. Наконец, его сердце остановилось.
Предвидя близкую кончину, художник решил спроектировать свой собственный гроб. Он создает дизайн гроба в форме креста, в котором его тело должно было быть помещено с разведенными руками. Это символизировало открытость перед небом.
Ученики выполнили последнее желание своего учителя и изготовили такой гроб. Мужчину нарядили особенно – одели в белую рубашку, красные туфли и черные брюки. Так Малевич использовал свое собственное тело в качестве своей последней картины.
Картины
Известные произведения
- Квадрат цвета чёрный
- На белом фоне
- Круг цвета чёрный
- Квадрат цвета красный
- Конница скачет красная
- Композиция супрематическая