Кира Муратова, известная как советская и украинская кинорежиссёр, сценарист и актриса, была названа народной артисткой Украинской ССР. Она стала известна благодаря своим фильмам, которые затрагивают важные социальные вопросы и рассматривают темы жестокости и морали. Ее работы часто показывают адскую реальность современного общества, способствуя широкому общественному диалогу.
Детство
Кира Муратова, будущая легенда киноиндустрии, появилась на свет в трудные времена в маленьком поселке Сороки, который находился в Бессарабии (которая в то время была частью Румынии, а сегодня является частью Молдовы). Ее отец, Юрий Александрович Коротков, был активным членом Коммунистической партии Румынии и занимал должность секретаря обкома до начала Второй мировой войны, когда в 1941 году погиб в борьбе в партизанском отряде.
Ее мать, Наталья Исааковна, происходила из еврейской семьи и с 1928 года была членом коммунистической партии Румынии. Окончив медицинский вуз, она во время эвакуации в Узбекистан стала ординатором в медицинском учреждении Ташкента. Кира временно проживала в детском учреждении, но затем смогла воссоединиться со своей семьей.
После войны мать с дочерью вернулись на родину, где Наталья Исааковна устроилась на работу в министерство культуры Румынии. В интервью Кира Муратова рассказывала, что ей часто приходилось посещать место работы матери, где для сотрудников была оборудована комната для просмотра зарубежных фильмов. Особенно ярко в памяти у девочки остался специальный пропуск, который выдала ей мать и который позволял посещать любой кинотеатр в Бухаресте. Кира с удовольствием проводила время за просмотром фильмов, а в перерывах наслаждалась выступлениями фокусников и певцов. Она с восторгом вспоминала встречу с известным исполнителем Петром Лещенко, которая произвела на нее неизгладимое впечатление.
После закончила школу, Кира отправилась в Москву, где поступила на филологический факультет МГУ. Но вскоре она поняла, что ее настоящая страсть — кино, и поэтому она решила попробовать свои силы во ВГИКе. Пройдя конкурсный отбор, она стала студенткой режиссерского факультета, где имела возможность учиться у Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
В заключение своего творческого пути Кира Георгиевна Муратова честно призналась, что всегда оставалась верной самой себе, не стремясь к созданию изысканного и дорогостоящего кино. Даже когда ее сценарии сталкивались с отказами в советские времена, ее умение экономно расходовать средства играло важную роль. Основная страсть Муратовой заключалась в способности создавать шедевры кинематографа практически из ничего, и в этом она была непревзойденной.
С 1961 года Кира Георгиевна начала свою режиссерскую деятельность в Одесской киностудии, начиная работать вместе с супругом Александром Муратовым, которого она встретила во время учебы в институте. Вместе они сделали такие фильмы, как «У крутого яра» и «Наш честный хлеб».
Фильм, который стал первым самостоятельным проектом режиссера Ларисы Лукиной, назвался «Короткие встречи» и был выпущен в 1967 году. Этот мелодраматический фильм повествует о сложных отношениях влюбленных и вызвал восторг не только своим сюжетом, но и оригинальным подходом к съемкам.
Когда выбранная актриса для главной женской роли заболела, Лукина сама решила исполнить этот образ. Владимир Высоцкий, которому изначально не предназначалась роль, проявил большой интерес и согласился принять участие в проекте за короткое время до начала съемок. Также в фильме блестяще дебютировала Нина Русланова.
Фильм был показан в ограниченном релизе, и только через два десятилетия его увидели более 4 миллионов россиян. К тому времени Муратова уже успела поработать над другими известными проектами в кинематографе.
Следующий фильм Муратовой, «Долгие проводы», также столкнулся с определенными трудностями: идеи режиссера не были оценены студией, и проект был отложен до перестройки. Из-за прессинга Муратова вынуждена была покинуть Одессу и переехать в Ленинград, где в студии «Ленфильм» она создала драму «Познавая белый свет» (1978), которую считала одной из своих лучших работ.
В период советского Союза Муратова постоянно сталкивалась с цензурой, особенно это затронуло фильм «Среди белых камней», из которого были убраны неприемлемые моменты. В знак протеста режиссер отказалась указывать свое имя в титрах.
В период перестройки она сыграла в фильме «Увлеченья», который принес популярность Ренате Литвиновой и сделал ее музой для режиссера. Работа была отмечена премией «Ника». Литвинова также сыграла важные роли в «Настройщике» и «Три истории», а также написала сценарий к одной из новелл.
Фильм «Вечное возвращение» (2012) был последним проектом Муратовой, символизирующим завершение ее режиссерской карьеры. В этой комедии снялись Олег Табаков, Алла Демидова, Сергей Маковецкий, а Литвинова снова проявила себя великолепно, подтверждая свой статус музы вдохновения для Муратовой.
Личная жизнь
Жизнь Киры Муратовой напоминает сюжет её собственных фильмов — полна светлых моментов, пережитой драмы и неизбежных переломов, изменяющих жизненный путь. Первая глава её биографии была написана в стенах учебного заведения, когда молодое сердце Киры любовалось Александром Муратовым. Этот союз, основанный на общих интересах и творческих стремлениях, открыл перед Муратовой двери в мир кино. Но как в каждой драме, наступил момент расставания, приносящий не только грусть, но и дочь Марианну, чья судьба оборвалась трагически, оставив глубокий след в сердце Киры Георгиевны.
В Петербурге началась новая глава жизни Киры Муратовой, когда она встретила Евгения Голубенко – талантливого художника, чья душа так гармонировала с её собственной. Вместе они создали непреодолимый мост между искусством кино и живописью. Евгений стал не только мужем и спутником жизни для Киры, но и её преданным соратником, вдохновителем и критиком. Их совместные дни были наполнены не только творчеством, но и бесконечной любовью друг к другу, что делало каждый момент их жизни ярким и значимым.
События, связанные с дочерью, заставили Муратову пересмотреть многие аспекты своей жизни и ещё сильнее приблизили её к внукам, Антону и Евгению. Они стали для неё не только внуками, но и учениками, вдохновляясь её творчеством и помогая им в самореализации. Антон последовал путь бабушки, стремясь к актерскому искусству, в то время как Евгений обратил внимание на предпринимательство, открыв в Одессе место для творческих людей под названием «Точка сборки».
Кира Георгиевна Муратова в последние годы своей жизни предпочитала образ уединенной жизни в Одессе, избегая широкой публики и редко давая интервью. Она выбрала спокойную старость, вдали от суеты и внимания прессы. 6 июня 2018 года стало известно о ее уходе из жизни, о чем сообщил продюсер Юрий Минзянов через социальные сети. Долгое заболевание стало причиной ухода из жизни выдающейся кинорежиссерши. Прощание с Кирой Георгиевной прошло на Таировском кладбище, где она была похоронена, оставив свое богатое наследие в истории кинематографа.