Кирилл Серебренников — известный российский режиссер и телеведущий, чей вклад в культуру сегодняшнего дня невозможно переоценить. С 2012 года по 26 февраля 2021 года он занимал пост художественного руководителя знаменитого московского театра «Гоголь-центр», где были поставлены инновационные спектакли, которые вызвали широкий резонанс в обществе. С 1990 года Кирилл активно работает в театре, а с 1998 года также занимается кинематографией. В его репертуаре шесть художественных фильмов, один документальный фильм и четыре сериала, которые получили признание как в России, так и за рубежом.
Серебренников является известной фигурой в российском театре, хотя его работа часто воспринимается как элитарная. Он часто выражает либеральные политические взгляды и критикует существующую власть, что делает его контроверсиальной фигурой в российском обществе. За свой вклад в культуру и искусство Серебренников получил множество престижных наград, таких как премии «ТЭФИ», «Кинотавр», «Золотая маска», «Ника». Он также удостоен звания командора французского Ордена искусств и литературы.
Детство
Кирилл Серебренников был рожден 7 сентября 1969 года в городе Ростове-на-Дону. Его мама, Ирина Александровна Литвин, преподавала русский язык и литературу в школе, а отец, Семен Михайлович Серебренников, был хирургом и доцентом на кафедре урологии Ростовского медицинского университета. Кирилл имеет еврейские предки по отцовской линии и украинские корни по материнской, что делает его национальную принадлежность сложным вопросом.
Сам Серебренников считал своим кинематографическим наследием обучение своего деда в ВГИКе, несмотря на его прошлое как украинского пастуха. Этот путь продолжил Александр Иванович Литвин, который стал режиссером документального жанра на киностудии «Молдова-фильм».
Кирилл в школьные годы имел успехи в учебе, посещая учебное заведение с физико-математическим уклоном и принимая участие в комсомольской деятельности в старших классах. Его первые шаги в театральной режиссуре, включая успешную постановку спектакля на школьной сцене, вызвали восторг у зрителей и поддержку семьи. Затем он воплотил пьесу Евгения Шварца «Тень», которая также вызвала интерес среди одноклассников и педагогов.
После окончания университета Кирилл выбрал театральное искусство в качестве основной сферы своей карьеры, потому что ему нравилось создавать и постановка спектаклей в университетском театре. Он начал свою профессиональную деятельность в области режиссуры в студии «69», где энтузиазм и творческий подход основателей стали отправной точкой его творческого пути в мире театрального искусства. Одновременно он развивал свои навыки, работая в ростовских телевизионных компаниях, где он принимал участие в создании видеоклипов, телеспектаклей и рекламных роликов. Этот опыт помог ему лучше понять тонкости режиссерской работы и расширить свои профессиональные возможности.
В это время Серебренников не только стремился реализовать свой творческий потенциал, но и проводил исследования в области визуального искусства. Эксперименты с формами и содержанием, а также работа в различных жанрах помогли ему развить уникальный стиль, который со временем стал узнаваемым в театральной и кинематографической среде.
Путь Кирилла Серебренникова от студенческих постановок до профессиональной режиссуры был не только его личным вкладом в развитие театрального искусства, но и значительным влиянием на культурную среду Ростова-на-Дону и за его пределами. Его способность объединять теоретические знания с практическими навыками, а также стремление к новаторству и экспериментам сыграли ключевую роль в формировании его как выдающегося режиссера, чье творчество оказывает влияние на развитие современного искусства.
Кирилл Серебренников сделал свои первые шаги в мире театра в далеком 1990 году, когда он приступил к режиссуре спектакля в театральном коллективе «Ангажемент». В течение пяти лет совместной работы с этим театром его постановки вызывали различные отзывы у критиков и зрителей. Например, его постановка «Маленькие трагедии» на сцене Ростовского драматического театра в 1995 году изначально получила резкую критику от местных искусствоведов, которые не нашли в ней достоинств. Однако со временем мнение многих критиков изменилось, и они стали гордиться возможностью сотрудничества с Серебренниковым.
Поняв, что для своего творчества нужны новые горизонты, кинорежиссер принял решение переехать в Москву, где активно работал над телевизионными проектами в течение двух лет. Одним из его значимых достижений стало сотрудничество с Аллой Демидовой над созданием телепрограммы «Темные аллеи» на канале «Культура». Позже он снова появился на экранах с собственной программой «Другое кино» на канале ТВ-3 и в роли ведущего ток-шоу «Детали» на СТС.
Одним из ключевых моментов в театральной карьере Серебренникова в Москве стал спектакль под названием «Пластилин», который он поставил в Центре драматургии и режиссуры. Сценарий от Василия Сигарева, ученика известного драматурга Николая Коляды, был режиссером воспринят как вызов традиционным нормам, несмотря на то, что в то время новая русская драма не вызывала у него особого интереса. Спектакль получил волну критики, но впоследствии был признан культовой работой, символизирующей общественный прорыв.
За свои достижения в сфере театрального искусства Серебренников был удостоен высоких наград, таких как «Чайка», «Хрустальная Турандот» и премия имени К. С. Станиславского. В 2008 году он принял приглашение преподавать в Школе-студии МХАТ, где разработал уникальный курс, выпускники которого впоследствии стали частью труппы «Седьмой студии» и затем актеров основного состава «Гоголь-центра».
Сергей Серебренников имел амбициозные планы не только в театре и образовании. Совместно с такими известными художниками, как Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Теодор Курентзис и Роман Должанский, он запустил фестиваль современного искусства под названием «Территория». В 2011 году Кирилл Семенович начал реализацию проекта под названием «Платформа» в Центре современного искусства «Винзавод», предоставляя площадку для инноваций в области театра, танца и музыки.
В сентябре 2019 года он был удостоен награды журнала GQ в номинации «Человек года» за свой вклад в культуру, что подчеркивает важность его работы для современного искусства.
Однако в начале 2020 года мировая пандемия коронавируса повлияла на деятельность Серебренникова, а также на работу многих других людей в сфере культуры и искусства. Несмотря на принудительную изоляцию, Кирилл Семенович не остался бездействующим, находя способы быть полезным и вдохновляющим для своих подписчиков и поклонников. Он создал список из десяти советов о том, как провести время с пользой в условиях карантина, и поделился им со своими подписчиками, демонстрируя тем самым, что даже в самые сложные времена творчество и позитивный настрой могут помочь найти выход из любой ситуации.
В 2012 году руководство Театра имени Н.В. Гоголя перешло к Кириллу Семеновичу, который принял решение о переименовании учреждения в «Гоголь-центр». Через три года он стал официальным художественным лидером театра. Все спектакли, созданные под его руководством, вызывали восхищение и обсуждения среди театрального сообщества.
В последние месяцы 2016 года в «Гоголь-центре» зрители были свидетелями премьеры новой работы Серебренникова, названной «Похороны Сталина». Этот спектакль напомнил о событиях прощания со Сталиным, которые закончились трагедией в виде массовой давки, и одновременно сосредоточил внимание на прощании с великим композитором Сергеем Прокофьевым, чья смерть осталась в тени большого государственного события.
Спектакль «Машина Мюллер», также посвященный политическим репрессиям и тоталитаризму, признан самым ярким и откровенным произведением режиссера на эту тему.
В то время, когда Серебренников был под следствием, его творческая деятельность в «Гоголь-центре» не прекращалась. Он продолжал радовать публику новаторскими постановками, несмотря на сложности.
В феврале 2021 года стало известно, что Кирилл Семенович уходит с поста художественного руководителя театра по истечении срока его контракта. Попытки Ассоциации театральных критиков оказать влияние на решение властей Москвы оставить Серебренникова во главе «Гоголь-центра» через открытое письмо к министру не принесли результата. Позицию художественного руководителя занял известный актер Алексей Агранович, что стал началом новой эры для театра.
Кино
Карьера Кирилла Семеновича в индустрии кино началась в 1998 году, когда он выпустил целых три полнометражных фильма: «Раздетые», «Ласточка» и «Тайны грозы». Его ранний период творчества также отметился многосерийным проектом «Ростов-папа», в котором сыграли известные актеры Наталья Гундарева и Борис Щербаков.
В 2006 году Серебренников радовал зрителей фильмом «Изображая жертву», который получил высокую оценку на фестивалях «Кинотавр» и Festa del Cinema, и был удостоен главных наград. Этот фильм был вдохновлен пьесой братьев Пресняковых.
Кинолента «Юрьев день», выпущенная в 2008 году, была награждена на международных кинофестивалях, несмотря на отсутствие признания на родине и отсутствие местных кинопремий до участия Серебренникова в программе «Закрытый показ».
Фильм «Измена», с участием актеров из Германии, Македонии и России в главных ролях, стал одним из заметных режиссерских проектов Серебренникова. Еще одним успешным проектом был «Ученик» (2016 год), который был удостоен наград на «Кинотавре» и на кинофестивале в Каннах.
Период судебных разбирательств и последующая пандемия вдохновили режиссера на новые творческие замыслы. В это время был создан сценарий к фильму «Петровы в гриппе», который позже был успешно представлен на Каннском кинофестивале. Короткометражка OUT OF THE BOX, снятая в одном кадре и с участием актеров «Гоголь-Центра», стала еще одним значимым проектом в этот период. В ней главные роли исполнили Александр Горчилин и Ян Гэ.
В течение нескольких лет Серебренников зреет идея создания биографического фильма о великом композиторе Петре Чайковском. Планировалось, что к 175-летию со дня рождения музыканта выйдет готовый проект, но съемки начались только летом 2020 года. Изначально предполагалось, что Евгений Миронов сыграет роль композитора в драме под рабочим названием «Жена Чайковского», но в итоге главного героя исполнил Один Байрон, а его супругу сыграла Алена Михайлова.
Уголовное преследование
В мае 2017 года правоохранительные органы провели обыски в доме Кирилла Семеновича и в помещениях «Гоголь-центра» из-за обвинений в хищении средств. По данным следствия, ущерб превысил 200 миллионов рублей. В начале расследования Серебренников оказывал содействие в качестве свидетеля. В процессе расследования у него изъяли заграничный паспорт для проведения экспертиз, что привело к потере возможности участвовать в международных проектах.
В тот же день, 22 августа, Кирилла арестовали в Санкт-Петербурге, где он занимался работой над фильмом, и доставили в Москву. Его обвиняли в мошенничестве крупного размера — он якобы присвоил не менее 68 миллионов рублей, выделенных на проект «Платформа» с 2011 по 2014 год. По версии следствия, в рамках проекта завышались объемы и стоимость мероприятий, заключались несуществующие договоры, а деньги выводились через фирмы-однодневки.
Сам Серебренников настоятельно отрицал все обвинения, считая их абсурдными, и утверждал, что все средства были использованы по назначению. Он подчеркивал свою ориентированность на творчество, а не на коммерческую деятельность.
На следующий день после задержания, Басманный суд Москвы решил поместить режиссера под домашний арест до 19 октября 2017 года. К тому времени уже находились под арестом другие участники дела, включая директора «Гоголь-центра». Одна из фигурантов признала свою вину и свидетельствовала против Серебренникова и других обвиняемых, утверждая, что основная цель «Седьмой студии» была в обналичивании средств. Однако успешный спектакль «Сон в летнюю ночь» служил доказательством работоспособности проекта, несмотря на все обвинения.
Расследование и судебные заседания вызвали большое количество разговоров в обществе и мире искусства, многие увидели политический подтекст в этом деле. Несколько культурных личностей высказались в поддержку режиссера, подчеркнув важность свободы творчества и выразив сомнения в обвинениях. Однако были и те, кто призывал не вмешиваться в ход расследования.
В результате, после нескольких продлений домашнего ареста и многочисленных слушаний, Кирилл Семенович был освобожден под подписку о невыезде в апреле 2019 года. В июне 2020 года Мещанский районный суд признал его виновным, назначив условное наказание, а в марте 2022 года с Кирилла Серебренникова была снята судимость. Решение суда оправдано тем, что режиссер отбыл половину условного срока, выплатил штраф, возместил ущерб и не совершил новых нарушений закона.
Дело вокруг Серебренникова вызвало широкий общественный резонанс и активные дебаты о свободе творчества и ограничениях государственного контроля над культурными проектами, финансируемыми из бюджета. Это событие привлекло внимание не только в России, но и за рубежом, подчеркивая сложность отношений между властью и интеллектуальной элитой в современной России.
Многие международные и российские деятели искусства, а также общественные лидеры, высказали свою поддержку режиссёру, считая его возбужденное дело частью более широкой кампании против неудобных голосов и попыткой ограничить критическое искусство. Петиция в поддержку Серебренникова получила подписи известных мировых и российских культурных деятелей, что свидетельствует о масштабе общественной поддержки и солидарности с режиссёром.
Избавление от судимости у Кирилла Серебренникова стало важным шагом в его жизни и профессиональной карьере, что позволило ему продолжить творческую деятельность без юридических ограничений. Этот эпизод оказал значительное влияние на современное российское искусство, подчеркнув сложность отношений между государством и культурным сообществом, а также важность защиты прав и свобод творческих личностей.
Политические взгляды
Кирилл Серебренников не только знаменитый режиссёр и театральный деятель, но и активный участник общественной жизни, который многократно выступал за свою гражданскую позицию. Его участие в движении «Стратегия-31» и митинге «За честные выборы!» свидетельствует о его глубокой тревоге по поводу состояния демократии и прав человека в России. В период конфликта между Россией и Грузией в 2008 году он выразил свою поддержку грузинскому народу, подчеркнув важность культурных и человеческих связей между народами.
Серебренников активно защищал свободу слова и выступал против репрессий, подписывая открытые письма в защиту правозащитников и политически преследуемых, таких как Светлана Бахмина и участницы группы «Pussy Riot». Его противостояние ужесточению законодательства о митингах, запрету на усыновление детей американцами и ограничениям прав ЛГБТ-сообщества отражает стремление к защите основополагающих прав и свобод.
После приговора и снятия судимости за осуждение вторжения России на Украину в 2022 году, Серебренников принял решение покинуть Россию. Это действие стало символом его несогласия с действиями российской власти и поддержкой Украины.
На международной арене, в том числе на Каннском кинофестивале, Серебренников вступал за мир и диалог, подчеркивая значение культурных связей и искусства в разрешении политических конфликтов. Его позиция по отношению к санкциям против Романа Абрамовича, обоснованная его значимым вкладом в современное искусство, также отражает убеждение в поддержке культурного развития вне зависимости от политической ситуации.
Личная жизнь
Тайны личной жизни Кирилла Семеновича Серебренникова создают загадочность вокруг его личности, вызывая различные предположения. Популярный режиссер предпочитает сохранять свою личную жизнь в тайне, избегая скандалов и сплетен. Вопросы о его семейном положении вызывают большой интерес у фанатов и СМИ. Существуют слухи о том, что Кирилл Семенович состоит в браке с дочерью известного московского театрального режиссера. Однако подтверждения этой информации нет, и ни одной фотографии его супруги в открытом доступе не найдено. Официальные источники утверждают, что Серебренников холост и у него нет детей.
На Пречистенке в Москве живет Серебренников, который также владеет имуществом за рубежом, что свидетельствует о его успехе и статусе в обществе. Кроме творческих достижений, Кирилл Семенович часто становится объектом обсуждения из-за предположений о его сексуальной ориентации. Однако сам режиссер предпочитает не отвечать на подобные вопросы, заявляя в интервью, что как член театрального сообщества поддерживает движения в защиту прав меньшинств.
Помимо своей профессиональной деятельности, Кирилл Семенович известен своими убеждениями и увлечениями. Он выбрал вегетарианство, чтобы выразить свою любовь и уважение к животным. Для него йога — это не только способ сохранить физическую форму, но и метод достижения внутренней гармонии. Шопинг стал его маленькой страстью, позволяющей приносить из каждой поездки что-то новое и оригинальное в гардероб.
В настоящее время
В сентябре 2023 года в Парижской национальной опере состоялся долгожданный дебют Кирилла Серебренникова с постановкой оперы «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера. Новое творческое произведение режиссёра было признано значительным событием в мировом культурном пространстве. Он назвал свою постановку «блокбастером» и отметил её масштабность, в которую вошло большое количество участников, подчеркивая грандиозность и динамичность произведения.
Главной идеей, лежащей в основе интерпретации Серебренникова, стало исследование человеческой природы в её сложности и изменчивости. Режиссёр глубоко погрузился в вечные темы любви и предательства, войны и мира, раскрывая их через призму современности и собственного творческого видения. Это позволило зрителям увидеть классическое произведение Вагнера в новом свете, обогатив его актуальными размышлениями и вопросами.
В то время как работа в опере, Кирилл Серебренников активно готовился к съемкам фильма «Призрак оперы», основанного на романе Гастона Леру. Режиссер поставил перед собой задачу показать более интимную сторону знаменитого литературного произведения, стремясь выйти за пределы оригинального текста и показать зрителям внутренние, личностные аспекты персонажей. Этот проект предвещал новое понимание знакомой истории, демонстрируя уникальное авторское видение и подход к классическому наследию.
Следовательно, работа Кирилла Серебренникова в Парижской национальной опере и над съемками «Призрака оперы» подчеркивает его постоянное стремление к инновациям в искусстве, способность переосмыслить классику и представить ее через призму современной реальности и личного творческого восприятия.
Избранная фильмография
- 1993 — «Замена собак микшированием»
- 2002 — «Дневник убийцы»
- 2004 — «Рагин»
- 2006 — «Изображая жертву»
- 2008 — «Юрьев день»
- 2012 — «Измена»
- 2016 — «Ученик»
- 2016 — «Фонограф»
- 2018 — «Лето»
- 2018 — «После Лета»
- 2021 — «Петровы в гриппе»
- 2022 — «Жена Чайковского»
- 2023 — «Лимонов, баллада об Эдичке»
- 2024 — «Исчезновение»