Клавдия Шульженко – известная певица эстрады. В 1971 году ей было присвоено звание Народной артистки СССР. Она также принимала участие в Великой Отечественной войне.
Ее возвышенный, хрустальный и серебряный голос сразу узнавали. Когда она исполняла песню «Синий платочек», даже самые смелые и сильные воины не могли удержать слезы, несмотря на то, что за их спиной были километры пройденных военных дорог.
Эта песня прожила много десятилетий и звучала в разных исполнениях, но такое невероятное и глубокое проникновение в душу удалось достичь только Великой певице Клавдии Шульженко. Ее называли «советская Эдит Пиаф», и это сравнение было вполне справедливым.
Детство
24 марта 1906 года в украинском городе Харькове родилась замечательная певица Клавдия Шульженко. Ее отец, Иван Шульженко, трудился бухгалтером в Главном управлении железной дороги, а мать занималась воспитанием двух детей – Клавдии и ее брата Николая. В 1923 году семья переехала на улицу Владимирскую, где обосновалась в флигеле небольшого дома.
Отец будущей певицы был удивительно музыкальным человеком. У него были духовые инструменты, и он отлично пел сольные партии. В то время любительские постановки и спектакли становились популярными, и семья Шульженко часто выступала перед соседями. Жители окрестных дворов сходились на их самодеятельные спектакли, принося с собой стульчики из дома. Иван пел, дети ставили сценки, а особенно старалась маленькая Клавдия.
Девочка училась в гимназии и больше всего любила литературу. Она обожала читать русскую классику, знала наизусть множество стихов, которые часто декламировала перед друзьями.
Клавдия Шульженко не проявляла особого интереса к музыке, тем не менее ее родители настояли на ее учебе в Харьковской консерватории у известного профессора Чемизова. Всю свою жизнь она мечтала стать актрисой, но послушала мнение профессионала, считавшего, что ее голос был даром природы, и что ей не следовало упускать свой вокальный талант.
Клавдия была в восторге от пения своего отца, его баритон звучал профессионально и прекрасно. Но несмотря на это, с детства она мечтала о сцене. Вместе со своим отцом она часто посещала театр и знала весь репертуар Харьковского драматического театра наизусть. Ей нравилось смотреть немое кино, но настоящая страсть горела у нее к театру. В то время режиссером этого театра был Николай Синельников, и пятнадцатилетняя Клавдия, решившись пригласить свою подругу для поддержки, отправилась к нему на прослушивание, чтобы поступить учиться на актрису.
Когда подруга приготовила несколько музыкальных композиций и короткий этюд для прослушивания, Исаак Дунаевский аккомпанировал им. Синельникову очень понравилась Клавдия, и он пригласил ее в труппу театра. Ее творческая история началась с мелких ролей. Ее первой ролью была умершая Настасья Филипповна из четвертого акта пьесы «Идиот». Кроме того, она пела в хоре. Отец Клавдии был на этом представлении и считал, что его дочь выглядела на сцене очень естественно.
Следующим шагом для девушки стало примерение нескольких ролей, зачастую с выступлениями на сцене. Клавдия также часто выступала в клубах или на сцене других театров после того, как сыграла постановку в своем театре. Это было время, когда Шульженко окончательно решила посвятить свою жизнь театру. В то время у актрисы каждая минута была расписана: утром репетиции в театре Синельникова, затем учеба музыке и пению в консерватории, посещение хореографической студии и занятия танцами, а вечером — участие в постановках.
Именно благодаря Синельникову у нее появилась своеобразная манера исполнения, она пела душевно, ярко, проникновенно. Режиссер часто говорил молодой актрисе, что она должна не просто петь, но и исполнять в этой песне все роли.
Жизненный путь Клавдии Шульженко кардинально изменился в 1924 году, когда в Харькове проходила гастролирующая популярная певица Лидия Липковская. Клавдия решилась навестить ее в гостинице и продемонстрировать свое мастерство в пении. Липковская была впечатлена услышанным и дала начинающей певице ценный совет — включить в свой репертуар лирические композиции, которые помогут раскрыть ее талант в полной мере.
Вскоре Клавдия Шульженко встретила молодого поэта-песенника Павла Германа. После одного из ее выступлений он лично предложил ей исполнять его песни. Клавдия согласилась, и вскоре ее концерты разносились композициями Германа – «Шахта №3», «Записка», «Кирпичики», «Не жалею». Евгений Брейтигам, артист Драмтеатра, написал стихи для «Красный мак», «Папиросница и матрос», «На санках», а музыку сочинил Юлий Мейтус.
Певческая карьера
В 1928 году Шульженко впервые вышла на сцену Мариинского театра, и уже через год ее с радостью приветствовали в Московском мюзик-холле. Выступления молодой талантливой певицы настолько понравились столичной публике, что она уходила со сцены под громкие овации.
Клавдия сотрудничала с Ленинградским мюзик-холлом, выполненные две композиции в спектакле «Условно убитый», музыка к которой написал Шостакович. В 1930-х годах Шульженко выступала также с джаз-оркестром Скоморовского. В то же время в ее исполнении зрители услышали песни «Руки», «Андрюша», «Мама». В те времена ее репертуар был откровенно лирическим, некоторые композиции даже начали запрещать, руководствуясь политическими соображениями.
В 1939 году Шульженко одержала победу на конкурсе артистов эстрады. Ее альбомы были очень популярными, ее фотографию опубликовали на страницах журнала «Советское искусство». Специально для нее был организован джаз-оркестр в Ленинграде.
Во время Великой Отечественной войны певицу застала в Ереване, куда она отправилась на гастроли. Клавдия и ее муж пошли на фронт, их джазовый коллектив теперь считался фронтовым. За годы войны они дали пятьсот концертов, поднимая дух жителей Ленинграда, выступая на Ладоге, которая в те годы называлась «дорогой жизни», и на фронте, часто под обстрелами врага. Двое из их коллег умерли от голода в осажденном Ленинграде.
В 1942 году после выступления Клавдия Шульженко встретила Михаила Максимова, который лично подошел к ней и предложил спеть свою новую песню «Синий платочек», которая стала легендарной. Их исполнение этой песни было таким пронзительным, что она сразу же стала популярной у миллионов советских людей.
В 1943 году Шульженко отправилась на гастроли по Средней Азии и Кавказу в сопровождении джаз-оркестра. Ее сольная карьера началась летом 1945 года. У певицы впечатляющая дискография, включающая почти двадцать альбомов, в том числе записи, сделанные при ее жизни. В ее репертуаре было сотни песен, и она тесно сотрудничала с известными композиторами и певцами. Клавдия Ивановна очень любила несколько своих песен, среди которых «Молчание», «Вальс о вальсе», «Письмо матери», «Друзья-однополчане», «Школьный вальс».
Несмотря на то, что у певицы была огромная армия фанатов, она всегда была верна своему мужу, музыканту и ведущему из Одессы по имени Владимир Коралли (его настоящая фамилия Кемпер). Он был ее первым и единственным мужем, их брак продолжался 25 лет. Они поженились в 1930 году, и через два года у них родился сын Игорь. Сын известной певицы работал в «Мосгазе» в должности главного инженера и скончался в 2020 году. У него была жена, и он подарил Шульженко троих внучек по имени Вера, Елизавета и Наталья.
В 1955 году брак Владимира и Клавдии закончился из-за ревности мужа.
В следующем году в жизни Клавдии произошли перемены. Она познакомилась с кинооператором Георгием Епифановым, который долгие годы любил ее тайно. Молодой человек писал Шульженко письма, но не раскрывал своего имени. К моменту их встречи певице было 50 лет, а Георгию всего 38. Они жили вместе до самой смерти Шульженко.
Смерть
Когда наступила старость, Клавдия Ивановна получила отдельную квартиру в столице, где она жила в одиночестве. Ее пенсия была невелика, но она не хотела менять свои привычки. Она продолжала использовать французскую парфюмерию, не умела экономить и не соглашалась продать свои старинные вещи, хотя большую часть антиквариата она уже давно продала из-за финансовых затруднений.
Певице всегда мечталось побывать во Франции, чтобы почтить память знаменитой Эдит Пиаф, которую многие годы называли ее именем из-за силы и глубины ее таланта. Но этот сон никогда не сбылся, певицу не пускали за границу. Она смогла посетить только Польшу, Германию и Венгрию во время своих концертных туров.
Клавдия была приглашена на съемочную площадку несколько раз, но ей предлагали только эпизодические роли. Ее голос звучит в музыкальном сопровождении комедии «На отдыхе». В 1981 году Шульженко выпустила мемуары под названием «Когда вы спросите меня…».
Звезда советской эстрады принимала у себя в гостях молодых музыкантов, артистов, певцов. Они старались помочь ей с финансами, но Клавдия была непреклонна — она не принимала денег, только подарки. Даже Алла Пугачева использовала хитрость, чтобы заставить гордую и талантливую женщину принять помощь. Перед уходом Алла клала купюру под салфетку на столе, а Шульженко находила ее там с удивлением, думая, что сама засунула ее туда и забыла.
Клавдия Шульженко долго боролась с болезнью и две недели до своей кончины она ушла в кому. Ее сердце остановилось 17 июня 1984 года. Певица была похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве. Ее официальный супруг, Владимир Коралли, ушел из жизни через 11 лет и похоронен рядом с ней.
Интересные факты
Отказавшись от посещения новогодней вечеринки, куда ее пригласил сын Сталина, Шульженко заявила, что не волнует изменение своих планов перед наступлением нового года, и предпочитает провести это время в компании друзей.
Среди советских актрис Клавдия Ивановна стала первой, кто вышел на сцену в брючном костюме. Она увлекалась наряжением, была в восторге от изысканных духов. У нее был французский несессер с дорогой парфюмерией, и она не расставалась с ним даже во время выступлений в блокадном Ленинграде, под непрерывными бомбежками.
Известные песни
- Изумрудный платочек
- А снег упадет
- Андрей
- Осенняя пора
- Сердце тревожное
- Прошлое увлечение
- В поезде
- На небе звезды горят
- В праздничный вечер
- Вальс о вальсе
- Вдвоем
- Веришь — не веришь
- Вишневая шаль
- Возьми гитару
- Встречи
- Где же ты, мой сад?
Фильмография
- 1933 — Кто такой твой друг
- 1936 — Время для отдыха
- 1941 — Дочь одного моряка
- 1942 — Концерт на фронте
- 1954 — Звёзды, которые веселят
- 1962 — Синий огонёк
- 1975 — Сороковые годы военной службы
- 1983 — Я верну ваш портрет
- 1983 — Приглашение от Клавдии Шульженко