Французский композитор по имени Клод Дебюсси создал удивительные оперные и симфонические произведения, которые стали новаторскими в мире музыки. Его вклад в импрессионизм огромен.
Многие называют Клода Дебюсси новатором, который привнес новые оттенки в музыку 20-го века. Он демонстрировал, что каждый звук и аккорд обладает своей уникальной многогранной жизнью, а мелодия может постепенно растворяться в тишине, словно наслаждаясь сама собой.
Музыка Дебюсси напоминает импрессионизм в живописи: она полна воздушной легкости, любви к природе и ярких, непостоянных моментов. Сам композитор считал, что музыка, подобно природе, обладает естественностью, множеством форм и бесконечной изменчивостью.
Детство и юность
22 августа 1862 года в небольшом городке Сен-Жермен-ан-Ле возникло музыкальное чудо – Клод Дебюсси. Его отец был торговцем посудой, но когда Клоду было совсем мало, семья переехала в Париж, где мальчик провел почти все свои детские годы.
Во время Франко-прусской войны мать с мальчиком временно переехали в Канн, где он познакомился с фортепиано. По возвращении в Париж Дебюсси продолжил уроки игры на фортепиано у ученицы польского композитора Ф. Шопена Антуанетты Моте де Флервиль.
Дебюсси поступил в младшее отделение Парижской консерватории, когда ему было десять лет. Сразу же он проявил необычное мышление, что вызвало недовольство у преподавателя гармонии Эмиля Дюрана. Тот был сторонником традиционного подхода к учению гармонии и не одобрял отклонение от правил. Однако занятия у Антуана Мармонтеля (фортепиано) и Сезара Франка (орган) приносили юноше настоящее удовольствие.
Успеваемость Клода была хорошей, но педагоги не видели в нем ничего особенного. Однако в 1877 году он получил вторую премию за отличное исполнение сонаты Шумана, что стало для него первым успехом.
В 1881 году Дебюсси стал домашним пианистом у Надежды фон Мекк, русской меценатки и близкой подруги Петра Чайковского. Вместе с этой дамой он путешествовал по Европе, дважды посетив Россию. В результате этих поездок Клод увлекся музыкой Римского-Корсакова, Бородина и Мусоргского, чье творчество оказало серьезное влияние на его собственный стиль как начинающего композитора.
Музыка
Первое творческое проявление в жизни Клода Дебюсси связано с участием в конкурсах за большую римскую премию, которую он выиграл уже через год благодаря кантате «Блудный сын». Это произведение, написанное под влиянием французской лирической оперы, полно потрясающего драматизма. С 1885 по 1887 годы музыкант прожил в Италии, где впервые познакомился с Палестриной — старинными итальянскими хоровыми пениями 16-го века. Именно здесь он также начал интересоваться творчеством немецкого композитора Рихарда Вагнера.
В период пребывания в Италии, Дебюсси столкнулся с жесткой критикой со стороны официального художественного общества Парижа. Представители старой музыкальной школы обвиняли молодого композитора в стремлении создать нечто непонятное и странное, в излишнем музыкальном колорите, заставившем его забыть о важности точных рисунков и форм. Одним из самых нелепых обвинений было утверждение, что Дебюсси использовал в своих произведениях «закрытые» человеческие голоса и фа-диез мажор, что по мнению критиков было неприемлемо для симфонических сочинений.
Конечно, те произведения, которые Дебюсси прислал во Францию, ещё далеки от зрелости и совершенства, но уже имели в себе черты новаторства. Его музыка была написана в живописном, гармоничном языке и дополнена уникальными оркестровками. В своих письмах Дебюсси писал друзьям о своем желании создавать интересную музыку, а не шаблонные произведения, о своем стремлении к новому. После возвращения в Париж композитор разорвал все связи с академией.
После Рима Клод посетил баварский Байройт, где снова подвергся влиянию музыки Вагнера. В то же время композитор искал свой уникальный стиль, изучая творчество авторов со всего мира, включая русских классиков.
В 1889 году Клод Дебюсси посетил Парижскую Всемирную выставку, где он был поражен экзотическими оркестрами из Аннама и Явы. В этот период композитор еще не имел окончательно сформированного стиля: это произошло только спустя три года.
Музыкант мечтал создать произведение, которое стало бы великим событием в мире искусства. В 1890 году он начал работу над оперой под названием «Родриг и Химена», либретто к которой написал Катюль Мендес. Однако со временем Клод перестал находить вдохновение в этом проекте и через два года бросил его, не закончив.
В те же времена Клод встретил еще одного важного человека — Эрика Сати, который работал аккомпаниатором в «Трактире Клу» на Монмартре. Композитора привлекли необычное мышление, независимость, остроумие и любовь к импровизации Сати. Оказалось, что Сати тоже был поклонником новаторства и даже написал несколько своих произведений в этом стиле. Дружба между двумя композиторами не была легкой: Клод часто ссорился с Эриком из-за его грубого характера и едкого чувства юмора. Однако их общение определило направление французской музыки в начале 20-го века.
Сати, независимый и свободный от официальной академической музыки, оказал огромное влияние на окончательное формирование уникального стиля Дебюсси. Вначале Клоду было непросто отказаться от влияния вагнеровской философии, которой он преклонялся долгие годы. Но после 1891 года Дебюсси перешел от безмерной любви к Вагнеру к полному отрицанию его роли как кумира в искусстве. Эти изменения во мнениях музыканта не были приняты всеми, и это привело к разрыву с многими друзьями.
Оставив «Родрига и Химену» в 1893 году, композитор начал работу над оперой «Пеллеас и Мелесанда» по драме Мориса Метерлинка. Через год он был вдохновлен пасторалью Малларме и начал сочинять симфоническое произведение «Послеполуденный отдых фавна». Это произведение заложило основы нового направления — музыкального импрессионизма.
Свои последние годы жизни Дебюсси провел в борьбе с бедностью и болезнями, однако он не переставал творить даже в самые тяжелые моменты. В начале 20-го века композитор создал ряд своих самых известных произведений для фортепиано, а также публиковал в прессе остроумные рецензии на события мира искусства.
Между 1905 и 1907 годом Дебюсси работал над своим произведением «Образы», а затем создал сюиту «Детский уголок», которую посвятил своей дочери Шушу.
Чтобы обеспечить пропитание для семьи, Клод много выступал с оркестрами, дирижируя своими произведениями на сценах Англии, России и Италии.
Давным-давно Дебюсси мечтал написать музыку для балета, и в 1913 году он начал свой путь в этом направлении. Балет с названием «Игры», к которому композитор написал музыкальное сопровождение, был представлен труппой «Русских сезонов» под руководством Сергея Дягилева. Спектакли получили большой успех на французских и британских сценах.
По своей природе музыкант был довольно скромным, он не стремился к славе и поклонению публики. Дебюсси редко бывал на премьерах своих опер, чтобы не привлекать излишнего внимания к себе. О своем гениальном таланте он говорил, как о даре, данным ему небесами.
В 1899 году композитор обручился с первой супругой Розали. Она была моделью в знаменитом доме мод сестер Калло. Через четыре года Клод начал роман с французской певицей Эммой Бардак, которая была матерью его ученика Рауля. В 1904 году они решили сбежать от своих супругов, переехав из Парижа и поселившись на севере Франции. В это время мастер создавал фортепианную пьесу «Остров радости» и свое крупнейшее симфоническое произведение «Море».
Вскоре после этого Дебюсси узнал, что его бывшая жена покусилась на самоубийство, произошло это прямо на площади. К счастью, ей удалось выжить. В газетах появились неприятные статьи о композиторе, после их публикации многие его друзья прекратили общение с ним, вступив на сторону Розали. Официальный развод произошел в августе 1905 года.
В 1905 году в семье Эммы и Клода появилась на свет дочь по имени Клод-Эмма Дебюсси, которую отец называл «Шушу». Эта маленькая девочка, которой знаменитый композитор посвятил несколько своих музыкальных произведений, ушла из жизни всего год спустя после его ухода.
Болезнь и смерть
Дебюсси вынужден был много выступать в концертах и заниматься дирижированием из-за финансовых трудностей. В последние годы он боролся с раком и проходил реабилитацию после сложной операции. Вопреки смертельной болезни, он пытался сочинять музыку, но сил на это уже не хватало.
25 марта 1918 года Клод Дебюсси ушел из жизни, обнявшись со своей женой. Его временным местом погребения стало кладбище Пер-Лашез в Париже, но годом позже его перевезли на кладбище Пасси. В том же году от дифтерии умерла любимая дочь музыканта. Она была похоронена рядом с отцом, а также рядом с Эммой Бардак, ушедшей из жизни в 1934 году.
Избранные произведения
- История о Пеллеасе и Мелизанде
- Развлекательные игры
- Ящик, полный разнообразных игрушек
- Музыкальная композиция под названием «Триумф Вакха»
- Безграничное море
- Исполнение струнного квартета
- Шесть музыкальных сонат, созданных для различных инструментов
- Остров, наполненный радостью
- Театральные маски
- Место для игр и развлечений детей