Конфуций, знаменитый древний мыслитель Китая, создал свою собственную философскую систему, которая получила название «конфуцианство». Он стал первым профессиональным учителем в своей стране и посвятил всю свою жизнь обучению других людей. Со временем конфуцианство стало официальной идеологией и сохраняло этот статус до начала ХХ века, когда уступило свое место буддизму и даосизму.
Происхождение Конфуция
Будущий философ, который в будущем станет известен как Кун Цю, иногда также называется Кун-цзы или Кун Фу-Цзы, что переводится как «учитель Кун». Он происходил из знатного рода и был членом императорской семьи династии Инь. Его предок Вэй Цзы получил Сунский удел и звание «чжухоу» за свои заслуги перед императором, и этот титул означал принадлежность к высшей аристократии, которая могла передавать свою власть по наследству.
Последователи Вэя Цзы вступили в правление, владея царством Цун. Конфуций мог также быть среди них, если бы его предок в десятом поколении Фу Фухэ не отказался от трона, передав его своему младшему брату Фу Цзи. Однако их потомки долгое время занимали высокие должности, посвящая себя служению дому Сун, и некоторые из них отличились своими знаниями и навыками.
Предок Конфуция в шестом поколении был Чжэн Каофу, который был связан с появлением сборника под названием «Книга песен», известного как «Ши-цзин». В этом литературном произведении были описаны более 40 различных видов птиц, рыб, насекомых, 27 животных и около 50 видов растений. Оно также содержало традиции и правила управления. Конфуций восхищался своим предком, особенно его скромностью и аскетизмом, а его принципы и убеждения оказали влияние на мыслителя. Сын Чжэн Каофу был убит из-за дворцовых интриг, а его внук, Му Цзинфу, смог сбежать из царства Сун и перебраться в другое, Лу, где начал служить династии Чжоу. Он и его потомки управляли небольшим населенным поселением по имени Цзоу.
Шу Лянхэ был известен своим мужеством и силой, но его крепкие качества не получили заслуженного признания из-за бедности его семьи. В ожидании сына, он был одолжен жениться на девушке из знатного рода Ши, но та родила ему только 9 дочерей, что стало для него настоящей трагедией. По традиционным представлениям, мужчина должен был иметь наследника, чтобы приносить жертвенное мясо и вино душам умерших.
Детство и юность
В возрасте 63 лет Шу Лянхэ и его молодая супруга Янь Чжэнцзай наконец осуществили свою давнюю мечту — у них родился сын. Это произошло 27 августа 551 года до н.э. История жизни самого умного человека в Китае полна пропусков из-за недостатка документов, содержащих точные сведения о его жизни. Тем не менее, некоторые факты все-таки дошли до потомков Шу Лянхэ.
По преданию, мальчик появился на свет возле тутового дерева, которое росло на вершине холма. В этот момент из-под земли начал бить источник, в котором его вымыли, а затем вода исчезла. Говорили, что мальчика привел на свет дух холма, поэтому его назвали Цю. Было много фантастических рассказов о его рождении, например, что перед этим люди видели единорога, что было знаком: в мире появится великий мудрец. По легендам и преданиям того времени было много знаков, указывающих на то, что родился не просто ребенок, а великий человек.
Едва исполнился двухлетний возраст мальчика, как его отец скончался, а мать оказалась в трудном положении. Две старшие жены недолюбливали маленького Яня, вымещая на нем свой гнев. Первая супруга так и не смогла родить сына своему мужу, что было очень важно для китайцев, а второй сын родился слабым и болезненным, что вызывало ненависть у обеих женщин. Она решила покинуть негостеприимный дом после смерти мужа, вернулась на родину и поселилась отдельно от родителей. Янь Чжэнцзай и ее сын жили очень скромно. Но, несмотря на бедственное положение, его мать учила сына, что он должен занять достойное место, так как он принадлежит к великому роду. Воздавая почести предкам и молясь, она часто рассказывала о подвигах отца и других членов его семьи.
Парень был здоровым и умным, таким же сильным, как его отец. Ему приходилось много работать, и из-за этого он всегда сочувствовал бедным и считал себя одним из них. Под влиянием слов матери, Кун Цю решил заняться самообразованием. Он предпочитал общение со старцами и мудрецами, чем играть с другими детьми.
Личная жизнь
Приватная жизнь выдающегося мудреца не представляет особого интереса, поскольку он полностью посвятил себя своему обучению. Однако, в соответствии с китайскими традициями, он обязан был позаботиться о продолжении своего рода.
Изображения Конфуция на всю жизнь не сохранились, старейшая из них относится к I веку до нашей эры. Самый распространенный портрет был создан намного позже, в VIII веке. Описывали Конфуция как некрасивого молодого человека: выступающие глаза, слишком большие уши, массивный лоб, верхняя губа чуть приподнята, что позволяло увидеть два крупных передних зуба. Он был очень высоким и крепкого сложения.
Несмотря на это, он вступил в брак в 19-летнем возрасте и вскоре стал отцом. О его жене известно немного. Кикоан Ши была членом семьи Цзи из царства Сун. Жена не интересовалась его делами, и он мог уезжать в дальние странствия без ее согласия. Когда Кун Цю стал отцом, правитель подарил ему карпа, который был символом удачи в Китае. Мальчик получил имя «Ли», что означает «карп». Его также называли Боюй, что переводится как «старшая рыба». Возможно, Конфуций надеялся, что у него будет много детей, но кроме сына у него родилась только дочь. Сын умер в возрасте до 50 лет, а жена ушла из жизни за 6 лет до смерти мудреца.
Однако, в Китае до сих пор проживает огромное количество потомков Конфуция. Часть из них принуждены оставаться в семейной Усадьбе Кун. С XI века до середины ХХ века здесь можно было встретить его прямых потомков, которые занимались проведением церемоний в храме. Последний из них (77-ое поколение) уехал на Тайвань, главный представитель рода также проживает там, уже из 79 поколения. У Конфуция обширное генеалогическое древо, значит, по всему миру должно быть более 3 миллионов человек, связанных с ним родственными узами. В настоящее время в списке потомков более 2 миллионов имен, которые объединены общим семейным именем Кун. Все они почетные люди, быть членом этой семьи – это честь.
Усердие и трудолюбие Кун Цю были оценены. Вскоре он получил важную должность в царстве Лу, став распорядителем амбаров и ответственным за поступление и выдачу зерна, а затем и за скот. В то время ему было около 20 лет.
Когда молодому человеку исполнилось 23 года, его мать умерла. Чтобы почтить память ушедшей, он ушел в отставку на 3 года, посвятив это время чтению и изучению древних трактатов. Молодой ученый жил в непростое время, когда начался упадок империи Чжоу. Каждый день Кун Цю видел междоусобные конфликты, разрушение старых порядков, страдания простых людей и жадность чиновников, которые не откажутся от взяток. Он понимал, что таким образом дальше жить нельзя, и решил, что нужно создать учение, которое поможет построить новое государство.
Конфуций начал разрабатывать свою систему философских идей, основанную на доброте и честности. Он описал идеал праведного человека, который должен проявлять гуманность, чувство долга, уважать традиции, быть благоразумным, добрым и открытым. Философ считал, что отношения в обществе должны быть подобны отношениям в семье, где правитель — как мудрый отец, а народ — как сын, обязанный следовать указаниям своего управляющего.
После окончания периода траура, Конфуций вновь вернулся к своим обязанностям, а в возрасте 44 лет получил важное повышение – стал управлять резиденцией. Выполняя свои обязанности, он следовал своим принципам. Он отлично справлялся со своей работой, выделялся энергичностью и одновременно мудростью. Возможно, он надеялся, что правитель услышит его учение, но, поняв, что этого не произошло, он решил отправиться в путешествие в поисках достойного правителя. В этом ему помогали доносы, так как успехи Конфуция вызывали зависть у некоторых.
Долгие периоды времени он путешествовал по земле, переходя от одного правителя к другому, в окружении большого числа учеников, которые усваивали его учения. Именно таким образом появилась конфуцианство — этическая и философская доктрина, которая продержалась несколько столетий. Сам Конфуций никогда не записывал своих мыслей, это сделали его ученики после смерти философа. Так, например, появилась его книга «Беседы и суждения» (Лунь юй). Количество его последователей постоянно росло и в конечном итоге достигло трех тысяч, но только около 70 из них были ему близки. Однако до нас дошли сведения только о 26 учениках, из которых трое считались его любимыми: Цзэн-цзы и Ю Жо, но особое внимание он уделял Янь Хуэю.
В возрасте около 60 лет Конфуций решил вернуться домой после многих лет изучения и систематизации книг. Его главным произведением считается книга «Весна и осень» или Чуньцю, рассказывающая историю древнекитайского государства Лу за период Чуньцю. Эта книга основана на записях придворных хронистов, и в ней Конфуций анализирует происходившие события, высказывая свои мнения. Он избегал писать о событиях, которые могли бы выставить правителей в негативном свете, а также не фиксировал случаи их убийств.
В 479 году до нашей эры скончался Конфуций в возрасте около 72 лет и был похоронен на семейном кладбище Кунлинь. После его смерти в Цюйфу появился небольшой храм, но когда конфуцианство стало основной идеологией страны, каждый император обязательно посещал это место, чтобы принести жертву и оставить свой след — павильон или беседку. Маленький храм постепенно превратился в огромный комплекс из более чем 500 зданий. С тех пор множество последователей его учения продолжают стремиться сюда, делая это место святым. Сюда приходят также люди, мечтающие получить образование, они пишут свои желания на специальных табличках и зажигают благовония.
В непосредственной близости к городским воротам находится одно из старейших кладбищ семьи в мире, где похоронено более 100 000 человек с фамилией Кун. Его площадь составляет почти 200 га. Там же находится Роща Конфуция, где на деревьях висят таблички с указанием их возраста: красные таблички обозначают самые древние деревья, а зеленые – те, которым менее 300 лет. Могила самого философа расположена в самой глубине Рощи и украшена двумя стелами, установленными в XIII и XV веках, на которых написано о мудрости усопшего. Местоположение останков Конфуция остается неизвестным, так как после вскрытия могилы тело так и не было обнаружено, но китайцы не желают вспоминать об этом. Вокруг могилы всегда цветут свежие цветы.
Наследие
После кончины Конфуция его учение не было забыто, а наоборот, развились множество новых школ. Мэн Кэ, автор «Мэн-цзы», и Сюнь Куан, написавший «Сюнь-цзы», стали его духовными наследниками. На первых порах конфуцианство не выделялось среди других философских течений в Древнем Китае, их было много.
Пришлось пережить тяжелые времена последователям Конфуция, начиная с 213 года до н.э., когда многих ученых-конфуцианцев отстранили от интеллектуальной деятельности, некоторых даже закопали живьем. Множество книг было уничтожено, но оставшиеся были восстановлены позже. Несмотря на борьбу императора Цинь Шихуанди с конфуцианством, оно выдержало и стало официальной идеологией империи во времена династии Хань.
Учение Конфуция не является религией, а скорее философским укладом, который описывает идеал благородного человека и совершенство общества в целом. Оно касается устройства жизни и методов воспитания молодого поколения. Конфуций считал, что необходимо воспитать человека в соответствии с этическими и моральными принципами, только тогда можно ожидать порядка во всем, включая государство. Он отдавал приоритет уважению к старшим, помощи молодым, а также ответственности и точному выполнению инструкций и догм. В настоящее время это не просто учение, а образ жизни, имеющий богатую историю.