Константин Юон — биография и картины художника

Константин Юон – известный художник, который деятельно занимался живописью, созданием портретов, театральным декорированием, а также литературной работой. Он был активным участником кружка «Мир искусства» и одним из создателей общества «Союз русских художников».

Главными темами в его творчестве стали архитектурные пейзажи и декорации для театра. В его работах прослеживается воссоздание величия старинной архитектуры и красоты русских городов, в основном Москвы.

Ранние годы

Константин Юон появился на свет 12 октября 1875 года в Москве, в районе Садового кольца. Его отец, имевший швейцарское происхождение, работал в области страхования. Семья мальчика была большой для того времени: помимо Константина, у родителей было еще 10 детей. Дом Юонов всегда был наполнен гостями, где звучала музыка и проводились любительские представления. Константин разрабатывал декорации и костюмы для представлений, а сюжеты придумывали все члены семьи. Эти радостные годы молодости он описал в своей книге «Москва в моем творчестве».

Искусством мальчик начал заниматься уже в восьми лет. С раннего детства будущий художник восхищался архитектурой древней Москвы и любил посещать различные музеи, включая знаменитую Третьяковскую галерею.

Константин Фёдорович Юон

В первой половине 1890-х годов молодой парень поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где изначально учился на факультете архитектуры, а затем перешел на живописный факультет. Его учителями были Константин Савицкий, Николай Касаткин и Абрам Архипов. Константин Юон совершенствовал свою технику под руководством мастера Валентина Серова.

Во время учебы молодой художник начал продавать свои работы. Полученные деньги он тратил на путешествия по городам России и Европы. В начале 20-го века он продемонстрировал свою картину «У Новодевичьего монастыря весной» на передвижной выставке. Его работа получила признание у публики, и позже ее приобрела Третьяковская галерея.

В 1900 году Юон посетил село Лигачев подмосковья, где встретил свою будущую жену Клавдию. Девушка была из крестьянской семьи, поэтому их брак был неприемлем для отца жениха. На долгое время отец перестал общаться со своим сыном.

Творческий путь

После окончания училища по изобразительному искусству, молодой мастер вместе с коллегой Иваном Дудиным создал собственную студию-мастерскую под названием «Школа рисования и живописи». Это учебное заведение просуществовало до революции и обучило более трех тысяч талантливых художников. Студия стала отправной точкой для работы монументалиста Веры Мухиной, графика Владимира Фаворского, пейзажиста Александра Куприна и других известных личностей в мире искусства.

Также в то время Юон начал сотрудничество с парижским театром, где планировались постановки цикла «Русские сезоны». В 1913 году он создал декорации для оперы «Борис Годунов» композитора Модеста Мусоргского. Главную роль исполнял Федор Шаляпин, который после спектаклей выкупил наиболее понравившиеся эскизы декораций.

«Мне хотелось писать картины, как пишутся песни о жизни, об истории русского народа, о природе, о древних русских городах».

В начале века Константин Федорович много путешествовал по старинным русским городам, раскинувшимся на берегах Волги. Самым посещаемым местом стал Нижний Новгород, который художник считал чудесным историческим городом. В одном из живописных уголков Поволжья автор создал свое знаменитое полотно «Над Волгой».

Константин Фёдорович Юон

В 1915 году художник представил картину под названием «Мартовское солнце», которая стала одной из важнейших работ периода до революции. Эта картина была создана в Лигачево, где Юон провел большую часть своей жизни, наблюдая за изменениями в окружающей природе.

Особая привязанность к провинциальным пейзажам России проявлялась в сердце художника. Героями его произведений становились Углич, Торжок, Ростов и другие города России. После посещения Троице-Сергиевой Лавры мастер создал картины под названиями «Троїцька лавра зимою» и «К Троїці».

Константин Фёдорович Юон

Пейзажист Юон изображал древнюю русскую архитектуру в сочетании с современной реальностью. На его картинах городские архитектурные памятники соседствуют с повседневной жизнью обычных людей. Константин Федорович создавал свои произведения с высокой панорамной точки зрения, чтобы максимально передать простор и красочность пейзажа.

При поддержке Абрама Архипова и Игоря Грабаря художник основал «Союз русских художников», который стал центром притяжения для московских пейзажистов.

Юон посвятил несколько десятков своих работ Москве. Все они отражают памятники архитектуры, церкви, деревянные дома, амбары, заборы и, конечно, местных жителей в их ярких национальных нарядах. Наибольшую любовь автор проявлял к народным праздникам и гуляньям, которые наиболее ярко раскрывали самую суть русского народа.

Французские импрессионисты оказали огромное влияние на художника и его творчество. Вот как Юон отзывался о своих европейских коллегах:

«Я принял то, что, казалось, помогло мне лучше увидеть красоту моего родного живого мира; моя палитра, ранее довольно серая, после знакомства с этими мастерами стала ярче светлее и звучнее».

Любовь мастера к импрессионизму наиболее ярко проявилась в серии пейзажных работ, изображающих ночной и вечерний город, освещенный искусственным светом.

Революция 1917 года вдохновила художника на создание серии акварельных картин, на которых запечатлел события этого периода. Как свидетель исторических перемен, Константин Федорович изобразил моменты последних и решающих боев на улицах Москвы.

Константин Фёдорович Юон

Известной рукой художника была создана акварель «Перед вступлением в Кремль у Никольских ворот», ставшая символом того времени. На этой картине запечатлены трудящиеся и солдаты на транспорте, пробивающиеся через баррикады к Кремлю.

В 1921 году мастер представил широкой публике полотно с названием «Новая планета». В это время Константин Федорович занимался декоративной живописью, и сюжет картины был вдохновлен им же созданным эскизом для занавеса Большого театра. Именно поэтому на холсте можно увидеть преобладание сценической условности. Критики искусства многие годы спорили о том, что изображено на картине: одни считали её символом новой жизни после революции, другие же видели в ней предвестие грядущих потрясений двадцатого века.

Константин Фёдорович Юон

Новые праздники, введенные советским правительством, вызывали особый интерес у художника. Они напоминали ему народные гулянья, которые он так увлеченно изображал в своих произведениях. Юон посетил парад 1922 года, посвященный годовщине Октябрьской революции. Виденные события вдохновили автора на создание холста «Парад Красной армии», завершенного в 1923 году. Картина была написана в необычном для Юона стиле: вместо ярких красок здесь преобладали защитные тона военной формы изображенных солдат.

Константин Фёдорович Юон

Пользуясь уже достигнутой популярностью в мире искусства, Константин Федорович начал преподавать. Он делал лекции в Ленинградском институте живописи, архитектуры и скульптуры, а также в Московском государственном художественном институте имени Сурикова. Кроме того, он писал статьи и эссе о изобразительном искусстве.

До Великой Отечественной войны он занимался созданием мозаик для незавершенного проекта Дворца Советов. Он продолжал работать над декорациями для театра и рисовал пейзажи своего родного города, даже в период военного времени.

Юоновская картина «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года» показывает стройные ряды солдат, марширующих в ненастную, почти зимнюю погоду. О своей работе автор отмечал следующее:

«В моем полотне изображены заснеженные войска Красной армии 7 ноября 1941 года — в тот знаменательный день, когда началась «священная Отечественная война». Жесткий день начала зимы; свинцовые облака, покрывая небо, отступают вместе с маршем военных частей вглубь пространства».

Независимо от занятий Константин Федорович всегда предпочитал пейзажи. После войны он создал картину «Утро индустриальной Москвы», на которой запечатлел возрождающийся вид столицы из окон художника. О своей работе Юон выразил свое мнение следующим образом:

Константин Фёдорович Юон

Зимнее утро и множество дымящих фабричных трубСквозь старые высокие деревья на фоне зимнего восходящего солнца открывается вид на сложный индустриальный пейзаж со множеством дымящих фабричных и заводских труб. Разноцветные дымы смешались со снежным пейзажем и образовали на картине перламутровый колорит.

Много говорят о Константине Юоне, как о человеке, который всю жизнь любил один город и одну женщину. Когда он женился на крестьянке Клавдии Никитиной, его отец осудил его выбор, но зато Константин получил невероятно счастливую личную жизнь. С течением времени душевная красота и доброта Клавдии растрогала сердце строгого отца, который впоследствии стал называть ее любимой невесткой.

Константин Фёдорович Юон

Долгое время отношения между супругами были безупречными, но все изменилось, когда в их жизни произошла трагедия — их семнадцатилетний сын скончался. Это стало огромным испытанием для обоих, однако благодаря взаимоподдержке они смогли преодолеть это горе и возобновить свою жизнь.

Смерть

11 апреля 1958 года в своем родном городе скончался выдающийся русский художник Константин Федорович Юон. На момент своей кончины ему исполнилось 82 года.

Произведения талантливого русского художника бережно хранятся в крупнейших музеях России. Помимо своего художественного наследия, Юон оставил потомкам множество научных работ по педагогике, теории живописи и истории изобразительного искусства.

  • Март. Празднование Троицы
  • Зимняя пейзаж Русского Лигачёво
  • Голубые оттенки кустарника
  • Весенний день под ярким солнцем
  • Путешествие в Сергиевский Посад
  • Весенний вечер в Ростове Великом
  • Волшебство зимы в природе
  • Красота куполов и ласточек
  • Лучи мартовского солнца
  • Открытие новой планеты
  • Троицкие ворота перед вступлением в Кремль в 1917 году
  • Молодёжь Подмосковья
  • Первые женщины-колхозницы в лучах солнца
  • Открытое окно с видом на природу
  • Московский салют
  • Штурм Кремля в 1917 году
  • «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года»
  • «Конец зимы. Полдень»
  • «Утро индустриальной Москвы».

Декорации к спектаклям

  • Литературное произведение «Ревизор» созданное Николаем Гоголем
  • Музыкальное произведение «Борис Годунов» написанное Модестом Мусоргским
  • Драма «Сердце не камень» написанная Александром Островским
  • Опера «Хованщина» сочиненная Модестом Мусоргским
  • Театральная пьеса «Егор Булычов и другие» созданная Максимом Горьким.
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий