Константин Коровин — биография и картины художника

Константин Коровин – знаменитый русский импрессионист, который также работал в театре и писал статьи. Он написал известную картину «Портрет хористки», которую часто называют «первой ласточкой» русского импрессионизма.

Творчество Коровина тесно связано с импрессионизмом, который стал популярным в конце 19-го века. Его картина «Портрет хористки» часто называется «первой ласточкой» этого необычного для искусства направления. Помимо живописи, Коровин занимался оформлением театральных постановок и участием в международных выставках.

Детство и юность

Художник Константин Коровин появился на свет 23 ноября 1861 года в Москве. Его дед, Михаил Коровин, был извозчиком и пользовался большим уважением в купеческом обществе. Он обеспечил отцу Константина отличное образование, но тот так и не смог стать успешным предпринимателем. После смерти Михаила Емельяновича семье пришлось переехать в скромный дом в Больших Мытищах, так как сохранить состояние не удалось.

Однако маленькому Косте весьма нравилась деревенская жизнь. Здесь он мог полностью насладиться прекрасной русской природой и замечать ее удивительные особенности, которые горожанам были недоступны.

Константин Алексеевич Коровин

Мать была полностью ответственна за воспитание детей. Она была очень образованной женщиной, увлекавшейся рисованием и игрой на арфе. Будущий художник мог проводить часы, наблюдая, как мама расставляет на столе яркие коробочки с красками, смешивает их в блюдце и начинает создавать свои рисунки в альбоме. Для мальчика эти картины были самыми прекрасными в мире. Впрочем, Коровин-старший тоже увлекался изобразительным искусством, хотя ему ближе была графика.

В четырнадцатилетнем возрасте Костя поступил в Московское училище искусств на факультет архитектуры. Проведя там некоторое время, он перевелся на отделение живописи, где в то время преподавал знаменитый русский пейзажист Алексей Саврасов. Студент испытывал огромное уважение и даже некоторый трепет перед своим наставником.

Известный художник учил юного художника передавать чувства через изображение природы. Со временем молодой художник осознал, что пейзаж удачен не только потому, что он красив, а потому, что в нем отражена человеческая душа. В ранних работах Коровина четко прослеживается его влияние Саврасова, это особенно хорошо видно на картинах «Последний снег» и «Ранняя весна».

Константин Алексеевич Коровин

Когда у учителя было обнаружено серьезное заболевание, он должен был покинуть школу. Константин продолжил учебу в Петербургской Академии художеств, однако, не получив поддержки столичных преподавателей, был вынужден бросить и вернуться в свою родную школу. В стенах его университета молодой человек стал учеником Василия Поленова, который руководил классом пейзажистов.

Константин Алексеевич Коровин

Начинающий художник получил от Поленова много информации о новом и популярном направлении — импрессионизме. Увлекшись этим стилем, Коровин создал несколько работ, самой известной из которых стал «Портрет хористки». Преподаватели «старой школы», не одобряли увлечение ученика новыми идеями и пытались убедить его вернуться к более традиционному стилю. В конце концов, молодой человек закончил Школу, но так и не получил звание профессионального художника.

Живопись

Коровин был представлен благотворителю Савве Мамонтову Поленовым, который был известен своей страстью к искусству. В 1884 году молодой художник стал участником его Абрамцевского кружка, в который входило множество талантливых молодых людей. В этом новом коллективе Константин проявил свой талант в качестве театрального декоратора, создав декорации для спектакля «Снегурочка» и оперных постановок «Кармен», «Лакме» и «Аида».

Константин Алексеевич Коровин

В конце 1890-х молодой художник отправился во Францию, чтобы пополнить свой опыт и познакомиться с творчеством современных европейских живописцев. По возвращению в Россию он отправился изучать русский Север вместе с другим художником — Валентином Серовым. Во время своей экспедиции они посетили Мурманск, Новую Землю, побывали на живописном побережье Северной Двины, а затем заехали в Норвегию и Швецию. Полярные края стали для Константина источником вдохновения для создания знаменитых северных полотен: «Мурманский берег», «Архангельский порт на Двине», «Ручей св. Трифона в Печенге», «Пристань на Севере», «Зима в Лапландии».

В начале XX века Константин Алексеевич активно сотрудничал с театрами, создавал декорации для балетов и оперных постановок. Он был приглашен в Мариинский и Большой театры, а затем работал над спектаклями в знаменитой миланской Ла Скала.

Художникову любовь к французской столице идеально отражают его полотна «Париж. Бульвар Капуцинок», «Ночная улица. Париж», «Париж. Утро» и другие произведения. В этой стране он получил большое признание и был награжден званием кавалера Почетного Легиона.

С начала 1910-х годов художник все больше обращался к жанру натюрморта, сохраняя верность импрессионизму. Одной из самых известных работ того периода является картина «Розы и фиалки» с изображением цветов и ночного Парижа на заднем плане.

Начало Первой мировой войны совпало с усугублением состояния здоровья художника. По рекомендации докторов Константин Алексеевич отправился в Севастополь, где продолжил работать над своими произведениями. Здесь было создано знаменитое полотно «Зимний Севастополь», на котором военная обстановка можно угадать лишь по наличию боевого корабля.

Константин Алексеевич Коровин

Коровин несмотря на свою болезнь, оставался в отличном настроении, что позволяло ему продолжать работать неустанно. Однако после наступления революции ситуация изменилась кардинально. Импрессионист стал участником Комиссии художников бывшего Министерства Императорского двора, которое теперь контролировалось большевистскими властями. Живописец также был включен в коллегию театральных художников и Отдел пластических искусств, но ни одна из этих должностей не доставляла ему удовольствия. «Здохнуть от политики!» — такую фразу маэстро направил одному из своих друзей в письме. По первому представившемуся случаю Константин Алексеевич уехал из Москвы – сначала в деревню под Ярославлем, а затем на озеро Удомля, которое находилось в Тверской губернии. Здесь, вдали от городской суеты и политических событий, художник работал над местными пейзажами и вечерними интерьерами.

Личная жизнь

Существовали легенды о жизнелюбии Коровина в обеих столицах. Творческая деятельность художника была невероятно продуктивной, насыщенной и яркой в отличие от его личной жизни. Современники отмечали, что гений работал много, с увлечением и удивительно легко.

Константин Алексеевич Коровин

Художник-пейзажист встретил свою будущую жену, Анну Фидлер, в театре, где она была хористкой. Их роман привел к тому, что артистка забеременела в 16 лет. Их сын умер молодым, так как у родителей не было достаточно средств для его обеспечения. Никто из близких друзей художника не знал об этом браке, он сообщил им о нем только после того, как его избранница забеременела второй раз. Личная жизнь художника была полна тягостей, он оставался с супругой из чувства долга и вины за смерть сына.

Последние годы

В начале 1920-х годов Коровин получил разрешение на выезд за границу. После проведения персональной выставки во Франции, он решил остаться там для восстановления своего здоровья. Возвращение в Советский Союз для него не состоялось: сначала из-за финансовых проблем, а затем из-за тяжелой болезни жены.

Последние 16 лет своей жизни Константин Алексеевич провел в Париже. В это время французская столица претерпела значительные изменения: интерес к импрессионистам уступил место новым направлениям, представленным молодыми художниками. Картины Коровина перестали быть востребованными, их приобретали только старые друзья.

Константин Алексеевич Коровин

Маэстро зарабатывал на жизнь, пишущий статьи для эмигрантской прессы. По достижении семидесяти лет он почти полностью потерял зрение, и, следовательно, нуждался в помощи при диктовке своих рассказов и мемуаров. Этот великий литератор был талантливее многих, что признавали различные известные личности, включая Федора Шаляпина. Однажды знаменитый басист спросил у Коровина:

«Знаешь, Константин, я удивляюсь, как ты это пишешь. Черт тебя знает, кто ты такой? Откуда это взялось?».

11 сентября 1939 года ушел из жизни Константин Алексеевич Коровин, в самом начале Второй Мировой войны. Причиной смерти стал сердечный приступ, который застал художника во время прогулки по парижским улочкам. Великого импрессиониста похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа во французской столице.

Самые известные работы

Известные русские художники оставили свой след в истории мирового искусства. Некоторые из наиболее известных работ русских художников, которые хранятся в музеях России и за ее пределами, включают:

  • «В лодке»
  • «У балкона. Испанки Леонора и Ампара»
  • «Портрет Ф.И.Шаляпина»
  • «Мурман»
  • «Парижское кафе»
  • «Северная идиллия»
  • «Зимой»
  • «Бумажные фонари»
  • «Не плачь, дитя…»
  • «Кафе де ля Пэ»
  • «Руслан и Людмила»
  • «Пристань в Гурзуфе»
  • «Венеция. Мост Риальто»
  • «Портрет артиста Фёдора Шаляпина»
  • «Москворецкий мост»
  • «Геммерфест. Северное сияние».
  • Оцените статью
    Omnici.ru
    Добавить комментарий