Когда Костя ассоциировали с собой как «сын Райкина», он испытывал сильные муки. Эти слова до сих пор не дают ему покоя, ведь он всегда хотел быть самим собой, доказать, что он отдельный Райкин, обладающий уникальным талантом, своим театром, своим внешним видом, отличным от отца. И со временем ему это удалось, все уже давно поняли, что он эксклюзивный, особенный. Он уже давно не тот пылкий юноша с горящими глазами, но когда его называют Костей, то он не в обиде. Если так зовут, значит считают своим, вызывающим доверие, которое он заслужил.
Имя Константина Райкина неотъемлемо связано с миром театра и кино, а еще он известный режиссер, и вот уже несколько десятилетий занимает должность руководителя театра «Сатирикон».
Детство и юность
Константин Райкин появился на свет 8 июля 1950 года в Ленинграде. Его отца знать не нужно, ведь имя известного комика Аркадия Райкина широко известно. Мама Руфь Иоффе тоже была актрисой. У момента рождения Кости в семье уже была двенадцатилетняя дочь Екатерина. У них была очень счастливая, дружная и веселая семья. Родители часто гастролировали, особенно в столице. В местной гостинице «Москва» для них выделялся отдельный номер, где Костю забирала бабушка. В остальное время воспитанием мальчика занималась безграмотная татарка.
Из-за того, что родители Кости постоянно работали в разных местах, он часто пропускал занятия в школе. Тем не менее, его успеваемость никак не страдала от этого. Кроме школы, он посещал математическую школу и уделял много времени спортивной гимнастике. Иногда на тренировках он получал серьезные травмы — как-то раз он упал со брусьев и сломал себе нос.
Особый интерес у Кости вызывали биология и зоология. В свободное время он зарабатывал на жизнь, ухаживая за животными в зоопарке. Он мечтал поступить на биологический факультет ЛГУ и совсем не думал о сцене и актерской карьере.
Костя решил испытать свою удачу во время приемной кампании и отправился в столицу. Перед приемной комиссией Щукинского училища он произвел фурор: читал стихи, танцевал и показывал различных животных. Преподаватели были поражены таким талантом, и его имя попало в третий тур собеседования.
Костя легко справился с общеобразовательными предметами и пошел учиться в мастерскую Катина-Ярцева. Родители в это время были в гастролях в Чехословакии и ничего не знали о его решении. По возвращении они удивились переменам в судьбе своего сына. Аркадий Райкин всегда утверждал, что знал, что Костя выберет этот путь.
Театр
После окончания университета Константин Райкин начал работать в театре «Современник», где его пригласила Галина Волчек. Именно здесь началась его карьера в театре.
Он выступал на сцене в течение десяти лет, а когда Театр миниатюр переехал в Москву под руководством его отца, Константин занимался переводом и вместе с отцом преобразовал театр в «Сатирикон». Они работали вместе над постановками, а в 1985 году Константин стал автором передачи «Давай, артист!». В 1988 году его назначили художественным руководителем театра «Сатирикон», где он работает по сей день.
После приобретения большего опыта, артист решил передавать свои знания молодым талантам и начал преподавать актерское мастерство в Школе-студии МХАТ в 2001 году. В 2012 году он основал свою собственную театральную школу под названием «Высшая школа сценических искусств», где помимо актеров также обучаются звукорежиссеры, дизайнеры и светотехники.
Константин Райкин дебютировал в кинематографе, будучи студентом. В то время ему было всего девятнадцать лет, когда он был приглашен сыграть роль в фильме «Завтра, третьего апреля…». Позже последовали такие картины, как «Клоун», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Одним из его серьезных работ стал фильм «Командир счастливой щуки».
Первую большую известность артист получил после выхода на экраны фильма «Много шума из ничего». Вскоре появилась еще одна интересная лента под названием «Свой среди чужих, чужой среди своих», в которой Костя исполнил роль татарина Каюна. В этом фильме он стал почти единственным актером, отказавшимся от услуг каскадеров. Все трюки Райкин исполнил сам.
Бешеная популярность пришла к актеру в 1976 году, когда был выпущен фильм «Труффальдино из Бергамо». Комедия получилась легкой и веселой, и сопровождалась музыкой, исполненной Михаилом Боярским.
А вот с трудными танцевальными номерами Райкин справился сам. Скоро фильмография актера пополнилась другими музыкальными лентами — «Остров погибших кораблей» и «Руанская дева по прозвищу Пышка».
Когда кинематографисты осознали, что перед ними настоящий комедийный талант, Райкин решил попробовать свои силы в серьезном кино. В это время ему предложили сыграть в фильме «Тень, или Может быть, все обойдется», где он воплотился в двух ролях – Ученого и его Тени. После этого Райкина пригласили сыграть в драме «Русский регтайм», в которой он сыграл роль бандита Махмуда.
В 2002 году Райкин был предложен сыграть роль Эркюля Пуаро в фильме «Неудача Пуаро», и он согласился. В последующие годы актер перестал сниматься в игровом кино, в основном уделяя свое внимание телеспектаклям. С 2006 года Константин попробовал себя в качестве режиссера, работая над документальными проектами. Он начал создавать фильмы о выдающихся личностях, оставивших свой след в истории страны.
Первая жена Константина Райкина была актриса Елена Курицина, которая училась у Олега Табакова. Их брак продержался всего три года, после чего они решили разойтись. Этот развод был очень тяжелым, сопровождался многочисленными скандалами и разделом имущества.
Причиной разрыва стала Алагез Салахова, которую Константин встретил после долгих лет разлуки. Они давно знали друг друга, девушка была дочерью знаменитого художника Таира Салахова. Костя влюбился в нее еще в подростковом возрасте, однако сохранить этот брак не получилось.
Личная судьба Константина Райкина изменилась после знакомства с Еленой Бутенко, которая вскоре стала его супругой. В 1988 году супруги стали родителями дочери Полины, которая также выбрала себе актерскую профессию. В настоящее время она активно работает в Театре им. Станиславского и часто получает приглашения от режиссеров для съемок в различных фильмах.
Константин Райкин сейчас
В начале 2017 года Райкина госпитализировали и провели операцию из-за травмы, полученной во время гастролей, когда у него разорвались сухожилия на мышцах бедра. Травма была серьезной, но после операции состояние Райкина стабилизировалось, хотя его все равно не отпустили домой, и он провел некоторое время на стационарном лечении под наблюдением медиков. Позднее он проходил восстановительную реабилитацию.
Через месяц Райкин уже выступал в филармонии им. Шостаковича с моноспектаклем «Над балаганом небо…». Во время постановки он высказал свое мнение о политической ситуации в России, назвав ее некрофильским государством.
Отвечая на вопросы журналистов о своих высказываниях, Райкин подчеркнул, что в России ценят творческих людей только после их ухода из жизни, и это вызывает у него сожаление. По мнению артиста, многие выдающиеся поэты стали жертвами подобного подхода, включая Сергея Есенина, Льва Гумилева, Марину Цветаеву, Осипа Мандельштама, Владимира Маяковского, и Бориса Пастернака.
Райкин часто выражает критику отечественной культуры во время своих выступлений и бесед с журналистами. Его высказывания вызывают неоднозначные реакции среди коллег. Артист выступает против «цеховой солидарности» в театре, поскольку она препятствует свободному выражению мнения о работе коллег и не способствует свободе слова.
В ноябре 2017 года Константина Райкина заинтересовал общественность новым событием. Он прибыл в Одессу с концертом и планировал выступить в Одесском академическом украинском театре им. Василько, но его выступление было сорвано украинскими националистами, проникшими в зал.
Инцидент был записан на видео и размещен в интернете. Лидер организации «Правый сектор» в Одессе Сергей Стерненко поделился этим видео. На записи четко видно, как артист покидает сцену, а зрители пытаются удержать его, чтобы услышать его выступление.
После того, как актёр Райкин покинул сцену, возмущённые националисты обсудили причины его поведения с зрителями. Оказалось, что они были недовольны тем, что артист выразил поддержку аннексии Крыма и президенту России. В то время как сам Константин Райкин никогда не подписывал обращение, которое было создано группой творческой интеллигенции в 2014 году. Несмотря на это, украинские националисты остались при своём мнении и пообещали не пускать Райкина на украинские сцены. Несмотря на то, что он уже выступал в Харькове и Киеве, в Одессе артист не смог позабавить своих поклонников.
Избранная фильмография
- 1969 — События происходят в ближайшее завтрашнее утро, третьего апреля…
- 1971 — Приключения маленького мальчика и проживающего на крыше Карлсона
- 1972 — Спектакль под названием «Щуки» о счастливом командире
- 1973 — Много шума из ничего
- 1974 — Фильм о том, как найти своё место среди незнакомых и быть чужим среди своих
- 1975 — История о Ольге Сергеевне
- 1976 — Опера о Труффальдино из Бергамо
- 1987 — Путеводная история о погибших кораблях, затерянных на острове
- 1989 — Комедийная картина о деве из Руана, известной как Пышка
- 1989 — Постановка пьесы о Лисистрате
- 1991 — Тень, или Может быть, всё обойдётся
- 1994 — Прогоняющий глупца
- 2002 — Последнее приключение Пуаро, закончившееся неудачей
- Статья в свободной энциклопедии Википедия
- Официальный веб-сайт театра «Сатирикон»