В России известен актер, режиссер, реформатор и теоретик Константин Сергеевич Станиславский. Он был первым народным артистом Советского Союза и удостоен ордена Ленина. Его система обучения актеров остается популярной и в настоящее время.
Детство и юность
Имя известного режиссера, актера, теоретика театра и учителя Константина Станиславского широко известно не только в искусствоведческих кругах, но и за их пределами. Именно этот человек стал основателем оперного театра и студии МХАТ имени Станиславского. В свое время этот художник был настоящим инноватором в режиссуре, который не боялся нарушать традиционные стереотипы, обращаться к современной драматургии и вести эксперименты.
Истинное имя актера — Константин Сергеевич Алексеев, он родился 17 января 1863 года в Москве. В 1885 году он придумал себе псевдоним Станиславский, под которым его знает весь мир. Семья будущего театральной звезды жила недалеко от Красных ворот, где у них был собственный дом. Кроме бабушки по материнской линии, никто из родственников не имел интереса к театру. Бабушка Константина, Мари Варлей, в молодости была популярной актрисой на парижских театральных сценах, играя в трагических ролях.
Один дед был известным купцом, а другой владел фабрикой, производившей канители. Все семейное дело в итоге стало собственностью отца актера, Сергея Владимировича Алексеева. Константин должен был продолжить дело своей семьи.
Старшим из детей семьи оказался Константин, у него еще было девять братьев и сестер. Родители уделяли много внимания воспитанию и образованию своих детей, и все они получали образование у преподавателей танцев, музыки, иностранных языков, литературы и словесности. В то время очень популярными были семейные театры, и семья Алексеевых не оставалась в стороне от этого искусства.
В семейных представлениях обычно участвовали не только родственники, но и профессиональные актеры, друзья семьи, которые часто бывали в доме. Когда высшее общество летом переезжало ближе к Любимовке, семья устраивала театральные представления, которые окружающие называли Алексеевским театром.
Костя впервые вышел на сцену домашнего театра, когда ему было всего четыре года.
Спустя несколько месяцев его выступления стали регулярными. Станиславский, худощавый по природе, проявил талант в актерском мастерстве, и родители поощряли его увлечение. Однако на будущего актера ожидала "почетная" должность в семейном предприятии. Все понимали, что после окончания обучения мальчик должен его возглавить.
В этот период будущая театральная звезда занималась вокалом и пластикой под руководством специально приглашенных учителей. Он также посещал постановки Малого театра, учась на примере артистов. Среди его кумиров того времени были Николай Мизуль, Александр Ленский, Гликерия Федотова и Мария Ермолова. Мальчик принимал участие в спектаклях "Мадемуазель Нитуш", "Графиня де ла Фронтье" и комической опере "Микадо".
Трое годы Константин Сергеевич провел в гимназии, связанной с институтом восточных языков, и успешно закончил ее в 1881 году. После этого он убедил своих родителей, что ему необходимо вернуться домой. С 1877 по 1888 годы он активно участвовал в Алексеевском кружке, где он был не только режиссером, но и источником вдохновения, а также актером в любительском театре.
В юном возрасте Константин завершил обучение в Лазаревском институте и приступил к работе на отцовской фабрике в качестве директора. Он активно участвовал в управлении предприятием, уделяя особое внимание техническим аспектам, но всегда мечтал о театре. В это время Константин изучал производственные процессы и возможности их улучшения, посещал зарубежные предприятия для обмена опытом и внедрения передовых технологий на семейном бизнесе.
Книги и театр
Казначеем и членом дирекции в отделение Русского музыкального общества в Москве был избран Константин Станиславский в 1886 году. Вместе с ним в этой организации работали Сергей Танеев, Петр Ильич Чайковский и Сергей Третьяков.
В 1888 году он основал общество искусства и литературы в Москве вместе с Федором Сологубом и Федором Комиссаржевским. Они сами разработали устав общества, вложив в него собственные средства. Именно в это время Константин Сергеевич принял свой псевдоним. Вдохновением для создания общества стала встреча с режиссером Александром Федотовым, в спектакле которого участвовал актер.
Пьеса, в основе которой лежит произведение Гоголя, называлась «Игроки». Первый показ состоялся в декабре 1888 года.
За десять лет работы в театре Константин Сергеевич проделал большую работу, создавая неповторимых персонажей и участвуя в создании спектаклей под названиями «Бесприданница», «Горькая судьбина», «Буря», «Жорж Данден», «Плоды просвещения» и «Самоуправцы».
Не только зрители, но и театральные эксперты признавали актерские способности звезды. Сегодня в архивах хранится огромное количество фотографий, на которых Константин Сергеевич запечатлен в самых разных образах. С 1989 года он начал работать в МОИиЛ, где не только исполнял роли актера, но и руководил как режиссер.
МХАТ
Нельзя не отметить, что в данное время замедлился развитие театральной сферы. Общество нуждалось в инновационном подходе к созданию спектаклей, отбору актеров и актерской мастерстве, и это ощутили не только Станиславский, но и многие другие художники. Среди них был и Владимир Немирович-Данченко, которому все концепции Станиславского казались очень близкими.
В 1898 году великие мастера театрального искусства впервые встретились и за восемнадцать часов общения решили создать художественный театр в Москве. Они включили в Первый состав МХАТа своих учеников, слушателей Московской филармонии и членов МОИиЛ. Константин Станиславский отмечал, что вместе с Немировичем-Данченко они стремились протестовать против декламации пафоса, актерского наигрыша и привычной манеры игры по классическим канонам. Основатели считали, что правила классического театра устарели и не подходят для современности.
Именно неудовлетворенностью тем состоянием, в котором находился русский театр в конце 19 века, а также необходимость проведения реформ и поиска выхода из сценической рутины привели к встрече Отто Брама, Андре Антуана, Александра Южина и Владимира Немировича-Данченко.
В 1897 году Немирович-Данченко пригласил Константина Сергеевича на встречу, где они обсудили вопросы о состоянии театрального мира. У Станиславского даже сохранилась карточка с надписью от коллеги, которая звучала как «Я буду в Славянском базаре в час – не увидеться ли нам?». Позже на конверте появилась другая надпись: «Первое знаменательное свидание с Немировичем-Данченко. Первое мгновение основания нашего театра».
Намного позже эта сага превратилась в настоящую легенду, а в процессе развития сформировалась программа реформирования. В будущем, Станиславский описывал встречу следующим образом: «Мы обсудили художественные идеалы и чистоту искусства, технику и сценическую этику, организационные вопросы и планы на будущее».
Труппа начала свою работу в июне 1898 года, основавшись в подмосковном поселке под названием Пушкино. Уже в первые месяцы стало ясно, что разделение обязанностей в этой организации является чисто формальным.
Первым спектаклем нового театра стала постановка «Царь Федор Иоаннович». Станиславский создал потрясающие декорации, которые на открытии удивили и поразили опытную публику. В то же время именно Немирович-Данченко настоял, что главную роль царя Федора исполнит его ученик Иван Москвин.
На индивидуальных занятиях с молодым актером был создан образ «мужичка-царя», который стал открытием сезона. Однако настоящий успех в мире искусства принесла постановка «Чайка», основанная на произведении Антона Чехова. Ее зрители впервые увидели в 1898 году. «Чайка» впоследствии стала символом театра и ее представление можно увидеть и сегодня. У Константина Сергеевича были дружеские отношения с литературным гением, которые основывались на творчестве.
Известный режиссер всегда утверждал, что именно с постановки спектакля «Царь Федор» началась история театральных постановок МХАа. Затем публика наслаждалась просмотром спектаклей «Венецианский купец», «Смерть Иоанна Грозного», «Антигона», «Власть тьмы», «Юлий Цезарь» и многих других. С Чеховым его связывали такие пьесы, как «Горе от ума», «Братья Карамазовы», «Месяц в деревне», «Николай Ставрогин», «Живой труп», «Село Степанчиково» и «Где тонко, там рвется».
Работая вместе, Немирович-Данченко и Константин Сергеевич поставили такие известные пьесы, как «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад» и «Дядя Ваня». Они продолжали развивать и совершенствовать все свои открытия, объединяя их неразрывной линией сюжета. Режиссер также разработал свой собственный метод работы с актерами, который назывался "объектив вне партнера". Зрители оставались в напряжении до самого конца представления, узнавая множество невероятных деталей из жизни.
Постановка по пьесе Генрика Ибсена «Бранд» – это была первая самостоятельная работа данного режиссера. Это был 1905 год, и Станиславский вместе с Всеволодом Мейерхольдом задумались о создании Театра-студии на Поварской улице. В поисках новых театральных форм режиссер поставил на сцене спектакль «Жизнь человека», основанный на произведении Леонида Андреева, написанном в 1907 году.
Станиславский на сцене
При создании нового театра с Немировичем-Данченко, Станиславский полностью доверил своему коллеге, когда тот заявил, что игра драматических ролей не для него. На сцене МХАТа он продолжал появляться только в спектаклях, где уже был задействован. В своем первом сезоне в новом театре он сыграл в «Чайке» и «Гедде Габлер». Позже критики высоко оценили его выступления в «Дяде Ване», «Трех сестрах», «Докторе Штокмане», «Трех сестрах» и «Вишневом саде». Станиславский и Ольга Книппер-Чехова в роли Вершинина и Маши стали настоящими сокровищницами театра.
Своим последним актерским выступлением Станиславский сделал образ в трагедии «Моцарт и Сальери», а также сыграл роль Ростанева в пьесе «Села Степанчикова» на юбилейном вечере МХАТ. Но постановка так и не состоялась, и до сих пор неизвестно, по какой конкретно причине. При этом стоит отметить, что репетиции, по всем свидетельствам, проходили превосходно.
Станиславский уделял большое внимание молодым актерам и их обучению, проводя с ними много времени, изучая различные практические и теоретические системы, созданные им самим. По его мнению, актерам нужно полностью погрузиться в свои роли, а не просто изображать эмоции и переживания, одновременно следя за тем, что происходит в уме персонажа. Именно в этот момент была впервые высказана известная фраза “Не верю!”, которую Станиславский многократно повторял на своих репетициях. В такие моменты актеры понимали, что персонажи, которых они играют, выглядят неестественно.
Перспективный реформатор изменил подход к работе режиссеров. Ранее режиссеры рассматривались как просто исполнители литературных произведений на сцене. С появлением метода Станиславского, режиссеры стали ключевыми участниками творческого процесса, способными вносить изменения, трактовать и выделять собственные идеи.
Открытие первой студии в 1912 году в МХАТе стало важным событием, где Станиславский начал работать преподавателем актерского мастерства. Большой театр открыл оперную студию через шесть лет.
В 1920-х годах режиссер отправился в США на гастроли со своим театром, где впервые написал книгу под названием "Моя жизнь в искусстве". В 1935 году поклонники Станиславского получили возможность обучаться в оперно-драматической студии, которая сегодня известна как "Электротеатр Станиславский".
Личная жизнь
Константин Сергеевич был женат только один раз за свою долгую жизнь, и его женой была Мария Петровна Лилина, также известная как Мария Петровна Перевощикова — имя, которое она использовала в качестве актрисы. Они были вместе до самого конца жизни Станиславского и у них было трое детей. К сожалению, их дочь Ксения умерла в раннем детстве от пневмонии в 1890 году. Взрослой Кира Алексеева стала директором дома-музея Станиславского. Их единственный сын Игорь женился на внучке знаменитого русского писателя Льва Толстого.
Известный режиссер не избегал тайных романов в своей личной жизни. Слухи ходили о том, что у него появился внебрачный сын от горничной, которого впоследствии усыновил отец режиссера. Мальчик получил имя Владимир Сергеевич Сергеев и взрослея стал профессором в Московском государственном университете.
Смерть
В 1928 году состоялся торжественный вечер, посвященный основанию МХАТа. В тот вечер Константин Сергеевич вышел на сцену в качестве актера и во время спектакля перенес сердечный приступ. После этого врачи запретили ему выступать на сцене, и он начал уделять больше времени педагогической и режиссерской работе.
Через десять лет после смерти Константина Станиславского была опубликована его книга с названием «Труд актера над собой». В течение многих лет известный режиссер работал, преодолевая болезненные ощущения, и сражался с недугом. Он скончался 7 августа 1938 года от артеросклеротических изменений в сосудах.
- Когда Константин был еще маленьким и только начинал выходить на домашнюю сцену, каждый его выход сопровождался забавными случаями. Когда он уже вырос, играя в спектакле «Женитьба» по произведению Гоголя, ему пришлось выбираться через бутафорское окно, потому что сцена была настолько маленькой, что он не мог по-другому это сделать. Но в процессе выполняемых действий он шел по роялю, который стоял за кулисами. Из-за этого крышка рояля прогнулась, а несколько струн даже оборвались. После спектакля должен был быть организован танцевальный вечер, но из-за поломки инструмента пришлось танцевать под музыку приглашенного артиста. Этот спектакль прошел в 1884 году в доме друга семьи Андрея Карзинкина. Именно тогда молодой актер впервые поработал с Михаилом Решимовым, артистом Малого театра, который руководил этим спектаклем.
- В свое время Ричард Болеславский был одним из учеников Станиславского, который переехал в Америку во время революции в России. В Америке он открыл актерскую школу, где применял методы обучения своего знаменитого учителя. По этим же принципам обучался Ли Страсберг, который впоследствии открыл актерскую студию, посещаемую многими звездами Голливуда.
Если вы нашли ошибку в написании, пожалуйста, сообщите нам, выделив этот текст и коснувшись выделенного текста.