Константин Ушинский — биография писателя и произведения

Константин Ушинский — известный учитель-демократ, писатель и создатель педагогических теорий в России. Он написал множество научных работ и произведений для детей — "Два плуга", "Ветер и солнце", "Жалобы зайки", "Лиса и козел", "Плутишка кот".

Учителя, дети и их родители все обожали Константина Ушинского. В дореволюционной России он был единственным преподавателем, который сумел завоевать такой авторитет. Он полностью изменил отечественную педагогическую практику, основал новую науку, которая ранее была неизвестна в России.

Начинающие появляться народные школы использовали его учебники, которые были простыми и до генияльности доступными. Учителя следовали его руководствам. Несколько поколений детей выросли на книгах Ушинского в промежуток пятидесяти лет, до Октябрьской революции. Великий педагог считал, что каждая школа и каждый учитель должны выполнять одну из двух функций: либо готовить счастье своей родине, либо приносить ей несчастье.

Детство и юность

Константин Ушинский родился 19 февраля (3 марта) 1824 года в старинном русском городе Туле. В некоторых источниках указывается 1823 год рождения великого педагога, но путаница возникла из-за несвоевременно зарегистрированной метрики. Отец Константина, Дмитрий Ушинский, был офицером в отставке, принадлежал к классу мелкопоместных дворян и участвовал в Отечественной войне 1812 года. Его мама, Любовь Ушинская (девичья фамилия Капнист), также играла важную роль в его жизни.

Когда отец получил назначение на судейскую должность, семья переехала в Новгород-Северский, где проживали детство и юношество будущего педагога. В возрасте двенадцати лет Константин потерял мать, которую он безмерно любил. Его светлые воспоминания о ней сопровождали его всю жизнь. Мать дала ему первые уроки, и когда его отправили в гимназию, его сразу зачислили в третий класс.

Спустя долгие годы Константин будет с благодарностью вспоминать все педагогический коллектив гимназии, включая директора. Ушинский утверждал, что они были истинными педагогами, проникнутыми своим делом, и, самое главное, безоговорочно любили детей. Возможно, поэтому уровень знаний выпускников этого учебного заведения был значительно выше, чем у сверстников из других городов. Диплом гимназиста Константин получил в 1840 году. Молодого человека увлекали идеи просветителей из Европы, а также история декабристов, все это оказалось близко его сердцу.

После этого Константин Дмитриевич Ушинский пошел учиться на юридический факультет Московского университета. Там он встретился с замечательными профессорами, которые привили ему любовь к литературе, философии и праву. В 1844 году он закончил основной курс и остался учиться в магистратуре. В это время он начал серьезно интересоваться вопросами образования простого народа, который, как правило, не умел читать и писать.

Ушинский успешно сдал магистерский экзамен, получил степень кандидата юридических наук и в 1846 году уехал в Ярославль. Там он устроился работать в Демидовском юридическом лицее. Константин активно пропагандировал прогрессивные идеи, старался быть близким со своими учениками, избегал формальностей на занятиях, что сильно раздражало его начальство.

Педагогика

В 1854 году Константин Ушинский начал работать в Гатчинском сиротском приюте, который был закрытым учреждением среднего уровня, под покровительством самой императрицы. В этом учебном заведении обучались будущие государственные служащие различных ведомств. Институт был известен своими строгими правилами, нарушения карались безжалостно, а учеников заставляли стучать друг на друга, что порождало вражду между ними.

Сначала Ушинского приняли на должность преподавателя русской словесности и права, но спустя полгода он стал инспектором. За все это время, что Константин трудился в учебном заведении, он смог полностью изменить саму суть воспитательного процесса. Больше не было ни воровства, ни кляуз, ни сухого канцеляризма. Ушинский обнаружил архивы, оставленные его предшественником. Это была целая библиотека работ по педагогике, после знакомства с которыми, он словно очутился в новом мире.

Под влиянием этих материалов Константин был настолько вдохновлён, что написал статью с названием «О пользе педагогической литературы», которая стала значительной в его жизни. После публикации этой статьи молодой педагог стал известным. Теперь он активно сотрудничает с журналами, такими как «Современник», «Журнал для воспитания», «Библиотека для чтения». Затем он в течение полутора лет работал редактором «Журнала Министерства народного просвещения». За это время журнал под его руководством стал популярным сборником передовых публикаций.

Следующим этапом педагогической деятельности Ушинского был Смольный институт благородных девиц, где он начал воплощать свои самые смелые идеи. Константин не мог примириться с тем, что девушек делили на простых и знатных. Он работал над тем, чтобы ко всем было одинаковое отношение. Педагог настаивал на обучении девиц на русском языке и присвоении им квалификации воспитательниц после выпуска.

Ушинский решил переехать в Европу, чтобы изучить передовой опыт в воспитании и образовании. Он посетил учебные заведения в Германии, Франции и Швейцарии, чтобы изучить их методику. Кроме того, он уделял много времени своей литературной деятельности, которую начал еще во время работы в Гатчине.

В 1864 году Константин Ушинский написал первые учебники для детей, которые получили название «Родное слово» и «Детский мир». В «Родном слове» были методические материалы по предмету «словесность» для учителей и родителей. Эти книги стали настоящим кладом в области педагогики, их переиздали много раз.

Ушинский также написал художественные произведения, включая детские рассказы и сказки, такие как «Четыре желания», «Слепая лошадь», «Проказы старухи-зимы». Эти книги стали классикой русской литературы.

Результатом всей педагогической деятельности Ушинского стала книга «Человек как объект воспитания», над которой он работал после возвращения в Россию. К сожалению, он не смог завершить её. Во время жизни Константин Дмитриевич издал два тома антропологических исследований, цитаты из которых часто встречаются в научных работах современных авторов.

Личная жизнь

Константин Ушинский нашел радость не только в своей профессии, но и в личной жизни. В 1851 году он вступил в брак со своей детской подругой Надеждой Дорошенко. В 1852 году Надежда подарила ему сына Павла, а затем в их семье появились дочери Вера и Надежда, а также сыновья Константин и Владимир. Сохранилась фотография, где запечатлена вся семья педагога. В 1867 году Ольга, которая впоследствии стала художником, стала шестым ребенком в семье.

Когда Константин Ушинский менял место своей службы, его семья всегда шла за ним. Несмотря на это, Ушинские всегда имели свой уютный уголок, куда им всегда было приятно вернуться. Константин купил себе дом на хуторе Богданка недалеко от Чернигова.

Интересный факт заключается в том, что все дочери Ушинского продолжили его дело. Они открыли народные школы и учебные заведения, иногда тратя на это не только свое время, но и собственные деньги.

Смерть

Последние годы своей жизни Ушинский был особенно активным. Он занимался научной и общественной деятельностью, участвовал в профессиональных конференциях, публиковал свои статьи и продолжал развивать свою педагогическую систему. Его уважали как специалиста в своей области.

В 1870 году произошло трагическое событие в семье Ушинского. Их старший сын, Павел, погиб во время охоты. Это стало большим ударом для всей семьи, и Ушинский решил, что им нужно уехать. Они приобрели дом в Киеве и переехали туда.

Затем он забрал всех своих сыновей и отправился с ними в Крым в надежде на выздоровление. Но внезапно во время поездки Ушинский заболел. Болезнь осложнилась, и 22 декабря 1870 года 47-летний Ушинский скончался. Это грустное событие произошло в Одессе. Местом вечного покоя для Константина Ушинского стал Киево-Выдубицкий монастырь.

Значительный вклад ученого в развитие отечественной педагогической науки неоценим. Он посвятил всю свою жизнь борьбе за доступность образования для всех, а не только для избранных. Его усилия принесли плоды, и последующие педагогические системы были построены на основе его фундаментальных трудов. Память о великом ученом живет в десятках учебных заведений, улицах городов и библиотеках по всей стране.

  • Воспитание человека как объект
  • Материалы к третьему тому "Педагогической антропологии"
  • Лекции в Ярославском лицее
  • О народности в процессе общественного воспитания
  • Письма о воспитании наследника российского трона
  • Три составляющих школы
  • О способах распространения образования через грамотность
  • Школьные реформы в Северной Америке
  • Структура североамериканских школ
  • "О пользе педагогической литературы" / Статья в журнале "Для воспитания"
  • "Опыт педагогической антропологии"
  • Российская система образования
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий