Константин Васильев — биография и картины художника

Великий художник Константин Васильев изображал в живописи русский пророк. Его картины наполнены символизмом, отражающим важные моменты и темы для русского народа. Возник вопрос: хотят ли русские войны? Константин Васильев задал этот вопрос своим произведениям.

Если вы хотите увидеть еще больше работ этого талантливого художника, то обязательно посетите нашу видео-галерею, где вы сможете насладиться его творчеством.

Картины Константина Васильева откроют перед вами Русь Животворящую — такую, какой ее видел сам художник.

Константин Васильев — биография

Константин Васильев — выдающийся художник-иллюстратор советской эпохи, известный своими работами на темы былин и мифологии, а также портретами, пейзажами и изображениями военных сражений.

Художник Константин Васильев создал несколько десятков замечательных произведений на былинные и мифологические темы. Он получил широкое признание только после своей смерти, когда его работы были представлены на выставках в Советском Союзе и за ее пределами.

Еще в молодости мастера увлекали скандинавские былины и сказки, а также народное творчество русского народа. Его увлечение историей отразилось в многочисленных произведениях — пейзажах, портретах, картинах битв и иллюстрациях.

Детство и юность

Художник появился на свет 3 сентября 1942 года в Майкопе, который тогда был под немецкой оккупацией. Отец мальчика, Алексей Васильев, присоединился к партизанскому отряду и сражался в лесах, а мать осталась в городе, не сумев эвакуироваться. Несколько месяцев Клавдия Пармёновна была одна с маленьким сыном.

В мирное время родители Кости работали на одном из городских предприятий, и когда в 1943 году Майкоп был освобожден, Васильев-старший участвовал в его восстановлении.

После окончания Второй Мировой войны семья переехала в Краснодар, где Константин пошел в детский сад. Отец нашел работу на станкостроительном заводе, благодаря чему им удалось получить место в подшефном дошкольном учреждении. Не всем удалось найти квартиры в разрушенном городе, поэтому Васильевым пришлось жить прямо в производственном цеху.

Отец понимал, что постоянное пребывание на заводе вредно для здоровья ребенка, и в скором времени обратился в министерство промышленности с просьбой перевести его на другую работу. Таким образом, семья переехала в поселок Васильево неподалеку от Казани. Мальчик был хилым, поэтому родители старались возить его в санатории или отправлять к жившему в сельской местности дедушке со стороны матери.

Чтение книг было основным увлечением Кости в детстве, особенно он увлекался былинами и сказками, вроде «Сказание о трех богатырях». Он начал рисовать еще в детском саду, и его работы всегда выделялись.

Родители осознавали, что талант сына нужно развивать, но в их регионе не было такой возможности. Поэтому они решили отправить лучшие работы мальчика в Москву, где у художественного института имени Сурикова существовал интернат для талантливой молодежи. Кости приняли в этот интернат, и вот он уже переехал в столицу.

Костя проявлял большой интерес к учебе и стремился к знаниям. Вместе с друзьями он посещал Пушкинский музей и Государственную Третьяковскую галерею, коллекционировал копии произведений известных художников и увлекался историей изобразительного искусства.

Самым большим увлечением юноши были походы в Третьяковскую галерею, где он проводил много часов, изучая каждую картину. Константин не только внимательно изучал содержание полотен, но и материал, используемый для их создания, и технику выполнения. Вглядываясь в произведения известных мастеров, молодой человек стремился понять, какие чувства пронес автор, создавая свои шедевры.

Образование в интернате было классическим, и Васильев начал чувствовать давление со стороны преподавателей, требующих строго следовать установленным канонам. К тому же, начинающий художник уже интересовался сюрреалистическим направлением в живописи. В 1957 году он покинул столичную школу и поступил в Казанское художественное училище.

Теперь у юноши открылось гораздо больше возможностей для творческих экспериментов. В поисках собственного стиля Константин создавал десятки произведений, многие из которых были удостоены наград на студенческих художественных соревнованиях. Часто художник брал заказы на иллюстрации и шаржи для казанского сатирического издания "Чаян" ("Скорпион").

В начале 1960-х годов Васильев окончил Казанское художественное училище. Его дипломной работой стали зарисовки декораций к опере «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.

После окончания учебы молодой художник был направлен в Мензелинск, где ему предстояло работать декоратором в местном театре. Однако по приезду он узнал, что там уже есть декоратор. По возвращении в Казань Васильев присоединился к художественному фонду и принял участие в выставке «Художники-сатирики Казани». Вскоре он решил вернуться в поселок Васильево, где ему предложили должность учителя изобразительного искусства в школе.

Мастерам сюрреализма Ива Танга и Сальвадору Дали, а также абстракционистам Джексону Поллоку и Василию Кандинскому Васильев обязан огромным влиянием на свои ранние картины. Среди этих работ особенно выделяются полотна с названиями «Вознесение», «Абстрактные композиции» и «Струна».

Параллельно своей художественной деятельности Васильев увлекался классической музыкой, его кумирами были Петр Чайковский, Александр Скрябин и Дмитрий Шостакович. Одним из любимых произведений художника был оперный цикл «Кольцо нибелунгов» немецкого композитора Рихарда Вагнера. В начале 60-х годов Константин Алексеевич начал работу над футуристическими портретами своих любимых композиторов.

Автор посвятил множество своих работ пейзажам, которые он создал во время путешествий по живописным уголкам Татарии. Он нашел вдохновение для картин с названиями «Лесная готика» и «Осень».

Со временем Васильев отошел от сюрреализма и начал писать в жанре реализма. Позднее он признал, что сюрреализм ему уже неинтересен своей поверхностной эффектностью и возможностью выражать лишь сиюминутные, но не глубинные чувства.

Зрелое творчество

Константин потратил несколько лет на поиск своего уникального стиля. Был момент, когда художник относил свои работы категории "нелепых", безжалостно уничтожал их и начинал создавать что-то совершенно новое. В 1960-х годах мастер проводил время в экспериментах, пытаясь творить в различных жанрах.

В 1969 году Васильев завершил картину под названием «Северный орел», которую впоследствии отнесли к символическому реализму. В это время художник начал подписывать свои произведения именем «Константин великоросс».

Идеи для своих работ мастер черпал из народной литературы. Полюбившиеся ему в детстве русские, скандинавские, древнегерманские и древнеисландские былины сопровождали его на протяжении всей его жизни.

В 70-х годах творческая биография Васильева обогатилась циклом «Русь былинная», в который вошли произведения «Русский витязь», «Илья Муромец и голь кабацкая», «Бой со змеем» и другие. Одной из выдающихся работ художника стала иллюстрация «Слова о полку Игореве» — уникального памятника древнерусской литературы. Кисти мастера изобразили ключевых персонажей этого бессмертного эпоса, в том числе князя Игоря.

Константин Алексеевич проявил особый интерес к творениям Вагнера, которые вдохновили его на создание картин под названием "Карлик Нибелунг Альберлих", "Заклинание огня", "Валькирия над сраженным Зигфридом". Кроме того, художник создал множество эскизов декораций для одноименных театральных постановок. Наиболее часто Васильев изображал храбрых воинов и богатырей, основных персонажей исторических сражений.

Тему битв художник продолжил во время Второй мировой войны. Самой известной работой того периода стала картина под названием "Парад 41-го", поразившая публику необычным ракурсом. Шествие 7 ноября 1941 года было изображено с храма Василия Блаженного, а особое внимание уделено скульптурной композиции Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Кроме «Парада 41-го», в серию вошли еще несколько работ: «Тоска по Родине», «Нашествие», «Прощание славянки» и портрет маршала Советского Союза Георгия Жукова. Автор этих картин черпал вдохновение из старинных русских маршей.

Свои последние произведения Константин Васильев наполнил символизмом. С молодости художник обожал изображать горящую свечу, которую можно увидеть на картинах «Человек с филином» и «Ожидание», созданных в 1976 году.

Смерть

Жизнь Константина Алексеевича оборвалась неожиданно и трагически. 29 октября 1976 года художника и его друга сбила проходящая поезд. На момент гибели молодому творцу было всего 34 года. Могила талантливого художника находится в березовой роще рядом с поселком Васильево, в окрестностях которого он любил гулять.

Во время жизни советский художник не достиг славы, и его творчество было признано только после его смерти. С начала 1980-х годов его работы начали выставлять как в СССР, так и за рубежом, а в середине 90-х годов в Васильево открылся музей, посвященный жизни Константина Алексеевича. Позже в столице России был открыт музей славянской культуры, посвященный Константину Васильеву.

Интересные факты

  • Один из самых любимых художников для Васильева был Виктор Васнецов. Когда мальчик увидел «Трех богатырей» в детской книжке, он решил сделать копию этого шедевра и подарить ее отцу на его день рождения. Близкие маленького Кости были впечатлены его работой и считали, что она удивительно похожа на оригинал.
  • Во время обучения в столичном интернате юный мастер создал несколько десятков картин, но большинство из них не сохранилось. Но до сих пор уцелел натюрморт с гипсовой головой, который художник случайно испортил, разлив клей. Выброшенную работу подобрал друг Константина — Николай Чаругин.
  • Федор Михайлович Достоевский был одним из кумиров Константина Васильева в литературе. Еще в школьные годы он задумался об иллюстрациях к книгам этого писателя. Вдохновляясь творчеством русского писателя, художник создал портрет Достоевского в начале 1970-х годов.
  • Константин Алексеевич был очень преданным своей работе. Он всегда стремился к математической точности, создавал большое количество эскизов и несколько раз менял фоны в своих работах.
  • Перед гибелью автор решил внести изменения в свое полотно "Прощание славянки", погрузив его в воду для очистки. Однако картина осталась в воде на несколько дней, и за это время она получила серьезные повреждения.
  • Жизнь художника Константина Васильева была необычной. В молодости он был влюблен в Людмилу Чугунову, о чем свидетельствуют несколько его картин. Позже его сердце принадлежало Елене Асеевой, которая также стала героиней его работ.
  • Работая учителем, Васильев также сотрудничал с местными предприятиями, создавая различные агитационные материалы. На стекольном заводе он занимался оформлением, но официально был зарегистрирован как слесарь.
  • В 1967 году художник потерял свою младшую сестру Люду, что сильно отразилось на его творчестве. Перед смертью Людмила попросила брата создать иллюстрации к сказанию о Дунай Ивановиче, и так появились две большие картины и множество эскизов.

Творческое наследие

За время своего творчества Константин Васильев создал большое количество иллюстраций, эскизов, портретов, пейзажей и картин, включая изображения военных сражений. Среди наиболее известных работ автора можно выделить следующие:

  • «Маршал Жуков»
  • «Русалка»
  • «Лесная готика»
  • «Дар Святогора»
  • «Вольга и Микула»
  • «Вознесение»
  • «Жница»
  • «Евпраксия»
  • «Прощание славянки»
  • «Вотан»
  • «Свентовит»
  • «Валькирия над сражённым воином»
  • «Достоевский, Фёдор Михайлович»
  • «Северный орёл
  • «Часовня»
  • «Андрей Первозванный»
  • «Апостол»
  • «Струна»
  • «Илья Муромец Сердится»
  • «Великан»
  • «Ожидание»
  • «Человек с филином»
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий