Козьма Петрович Прутков — вымышленное имя, под которым во второй половине 19-го века действовали четверо писателей. Это были братья Жемчужниковы (Алексей, Владимир и Александр), а также их двоюродный брат Алексей Толстой. Прутковцы творили басни, афоризмы и стихи, в которых критиковали застой и эпигонство в литературе. Современники утверждают, что псевдоним был взят от реального человека: это был крепостной дворецкий братьев Жемчужниковых, по имени Кузьма Прутков.
Зарождение
«Рождение» персонажа произошло в 1851 году, когда прутковцы начали свою литературную деятельность. В течение 12 лет они трудились, создавая пьесы, стихотворения, басни и афоризмы, которые остаются популярными в наше время. Большинство афоризмов Пруткова стали крылатыми фразами уже давно.
Авторы тщательно изучили биографию своего вымышленного героя, создав «История жизни Козьмы Пруткова». После официальной «кончины» Пруткова, его биография была опубликована. По легенде, он родился в деревне Тентелева, рядом с городом Сольвычегодском, в апреле 1803 года. Его образование проходило дома, и большое влияние на него оказал местный священник, который занимался с ним долгое время. Козьма Петрович служил в гусарском полку в течение двух лет (он стал гусаром из-за красивой формы). Однако он был гусаром недолго, так как однажды увидел сон, в котором бригад-генерал привел его в древний склеп на горе. Генерал выкладывал перед ним драгоценности, от прикосновения которых Прутков почувствовал подобие электрического удара. Когда герой проснулся в холодном поту, он принял этот сон за знак: ему следовало покинуть армию. И он сделал это немедленно, оставив гусарский полк в скором времени.
После этого Козьма Петрович продолжал свою службу в Пробирной палате, принадлежащей к министерству финансов. Он отдал этой работе 40 лет своей жизни и дослужился до должности директора. По легенде, созданной его биографами, он ушел из жизни в январе 1863 года в результате инсульта.
Именно в 1851 году, на обширной территории родового имения братьев Жемчужниковых в Павловке, Липецкая область, возникло небольшое сообщество, в котором всегда проводили лето братья и Алексей Толстой. Задача написания сатирических стихов была возложена на Алексея Толстого, комедий — на Алексея Жемчужникова, а Александру Жемчужникову досталась работа по написанию басен, афоризмов и стихов. Именно здесь были созданы такие известные басни Пруткова, как «Кондуктор и тарантул», «Цапля и беговые дрожки», «Незабудки и запятки».
Среди изречений Козьмы Пруткова особенно популярны следующие:
- «Если на барабане написано «бубен», не верь своим ушам».
- «Бодай!»
- «Рассматривай суть!»
- «Никто не сможет охватить неохватное».
- «Говори по мере, но грамотно».
- «Если провести любовь за дверь, она влетит через окно».
- «Хочешь быть элегантным — стань гусаром».
- «Хочешь быть удачливым- стань им».
- «Труд все переможет».
- «Глядя на мир, невозможно не удивиться».
- «Одно блюдце не выколишь дважды».
- «Что мешает тебе выдумать водонепроницаемый порох?»
Публикации
В 1854 году, в журнале «Современник» впервые были опубликованы писательские труды Пруткова. Также он публиковался в приложении к журналу «Литературный ералаш».
На этих страницах читались статьи о «Досуги Козьмы Пруткова», содержащие предисловия, басни и стихи. К тому времени творения этого автора можно было встретить на страницах практически всех известных литературных журналов.
Это высказывание ошибочно приписывается Козьме Пруткову. В действительности он сформулировал афоризм, который звучит не как «Зри в корень!», а как «Смотри в корень!» Этот афоризм содержится в книге Пруткова под названием «Плоды раздумья». Что касается фразы «Зри в корень», то её автором является А.Шишков.
Портрет вымышленного героя
Формирование изображения Козьмы Пруткова происходило постепенно и тщательно, как отмечал Владимир Жемчужников. Разрабатывались как моральные, так и умственные аспекты образа, с последующими коррекциями. Честь создания портрета Пруткова принадлежит Льву Жемчужникову, А. Бейдеману и Л. Лагорио. Портрет был написан в 1853 году и вскоре опубликован во всех популярных журналах. Волосы персонажа умело завиты, каштанового цвета, с проседью и двумя бородавками. На шее аккуратно расположен кусочек пластыря, а из-под цветастого платка выглядывает воротник рубашки. Прутков одет в плащ-альмавиву с черным бархатным воротником. Позднее к портрету была добавлена лира с лучами, исходящими вверх.
Таким образом, Козьма Прутков предстал перед общественностью не только с изображением и развернутой биографией, но и с большим количеством родственников. Как уже отмечалось, информация о его жизни содержится в произведении «Биографические сведения о Козьме Пруткове», где явно указывается, что герой проработал в государственной службе целых сорок лет, из которых пять лет с увлечением составлял свои произведения. Что касается его литературного таланта, его, по легенде, открыли А. Толстой вместе с братьями Жемчужниковыми. Они, согласно преданию, поддерживали творческие попытки Пруткова до его «кончины».
Авторство и его проблемы
После того, как произведения Козьмы Пруткова стали популярными, многие другие авторы также начали публиковаться под этим именем. В 1883 году братья Жемчужниковы официально заявили в различные газеты и журналы, что они являются настоящими авторами Пруткова и не имеют никакого отношения к опубликованным произведениям. Однако наследие автора связано с Александром Аммосовым, который публиковался под псевдонимом последователя К. Пруткова в журнале «Современник». Критик П. Шумахер выразил свое негативное мнение о Жемчужниковых, утверждая, что они умолчали о вкладе в «прутковство» творчеством Аммосова. Оказалось, что Аммосов принимал большее участие в этом, чем граф Алексей Толстой. Именно он написал произведения «Пастух и молоко» и «Запятки». К тому времени граф Алексей Толстой уже умер, и П. Шумахер считал, что он точно не умолчал бы о вкладе Аммосова в коллективное творчество писателей, в отличие от братьев Жемчужниковых.
В свое время Владимир Жемчужников критически оценивал творческие способности своего брата Александра. По его мнению, у Александра отсутствует литературный талант, и он плохо понимает истинное значение чувства юмора. Он не мог писать в одиночку, и многие его попытки были переделаны другими писателями.
Семья и личная жизнь
Многие трудились над созданием своего литературного наследия. Семья Козьмы Пруткова тоже была вовлечена в литературную деятельность. Жена Козьмы Пруткова носила имя Антонина Платоновна. У них было два сына, Антон и Агапий, которые также были писателями и написали произведения с заголовками «Фантазия» и «Торжество добродетели». Отец Козьмы Петровича, Пётр Федотович Прутков, был автором оперетты с названием «Чернослов, сиречь Френолог», изданной в 1856 году. Таким образом, можно сказать, что талант к литературе был унаследован в семье Прутковых.
«Смерть» Козьмы Пруткова
После формальной прошения Козьмы Пруткова в 1863 году Калистрат Шерстобитов, его племянник (естественно под этим именем писали братья Жемчужниковы) опубликовал некролог. В 1864 году было выпущено полное собрание сочинений Пруткова тиражом в 600 экземпляров. Все они были почти мгновенно распроданы книжными лавками.
В прекрасные дни было выпущено 12 переизданий книги, она также переиздавалась в советские времена. В 2011 году в нашей стране была опубликована биография Козьмы Пруткова в рамках серии «Жизнь замечательных людей». Эта книга стала первой вымышленной биографией несуществующего писателя.