Кристоф Глюк, кто жил в XVIII веке, был выдающимся композитором и представилелем классической оперной школы. Он стал известен как объединитель французских и итальянских музыкальных традиций, а также как новатор. Кроме этого, он был рыцарем ордена Золотой шпоры.
Ранние годы
Кристоф Виллибальд Глюк пришел в этот мир в 1714 году, родившись в Верхнем Пфальце, а свое детство провел в Богемии.
Известно, что его прадедом был чешский аристократ Симон Глюк фон Рокезана. Тем не менее, к моменту его рождения семья уже потеряла свое состояние. Его дед, Иоганн Адам, работал лесничим на службе у принца Фердинанда Августа фон Лабковица. Отец также унаследовал должность егеря, успев отслужить под началом своего господина во время войны за испанское наследство и даже получив звание оруженосца генерала Евгения Савойского.
К моменту рождения сына Кристофа, Александр уже служил лесничим при монастыре в аббатстве Планкшеттен, а затем в Эрасбахе. Мать мальчика, Мария Валльбурга вышла замуж в 1711 или 1712 году. Пара поселилась в Эрасбахе в доме, построенном Александром.
Известно только из уст Кристофа, что он родился. Виденваге хранится информация о его крещении 4 июля 1714 года. Он получил второе имя Виллибальд в честь святого, который был покровителем епархии, к которой принадлежала церковь. В том же году земли Эрасбаха перешли под юрисдикцию Баварии в соответствии с договором между монархами. Отец Кристофа пришлось приложить много усилий, чтобы сохранить свою должность и зарплату, но власти были недовольны его работой. И в 1717 году семья Глюк покинула свое прежнее место, продала дом и переехала в Рейхштадт, чтобы работать на герцогиню Тосканскую.
Воспоминания о своем детстве Кристоф предпочитал не сохранять в памяти. Он ожидал, что будет следовать в шагах своего отца и унаследует его профессию. Однако его сердце принадлежало музыке, которую он слушал с самого детства во время церковных служб. В школе Кристоф освоил несколько музыкальных инструментов и учился играть на них, демонстрируя выдающиеся способности. Правда, совершенствовать свое мастерство ему приходилось в свободное от помощи отца время. В его биографии даже упоминается побег из дома в Вену, где он зарабатывал на жизнь своим пением и игрой на музыкальных инструментах.
Начало карьеры
Биография Кристофа Глюка полна загадок и тайн, особенно его жизнь в период с 1734 по 1737 год. По предположениям, он работал лесничим в Вене у семьи Лобковиц, где и служил его отец. Однако музыкальный талант проявился и здесь, в 1734-1735 году состоялись премьеры его двух опер — «Милосердие Кальдары» и «Синези», поставленных Глюком.
Следующая информация о судьбе Кристофа связана с Миланом, куда он приехал вместе с князем Антонио Мельци, чтобы играть в оркестре. Языковой барьер молодого человека не пугал его, он говорил на итальянском и французском почти так же бегло, как на чешском, а немецкий осваивал с трудом. Итогом стала его речь, полная смешения фраз и наречий.
По прибытии в Милан, Глюк встретился с Джованни Саммартини. У этого маэстро Глюк продолжил свое музыкальное образование, освоив все основные инструменты. Хотя Саммартини был известен больше как композитор духовной музыки, сильная оперная школа Италии сыграла важную роль в развитии Глюка как композитора. Он написал свою первую итальянскую оперу – «Артаксеркс» на либретто Метастазио, которая была впервые исполнена на традиционном карнавале в декабре 1741 года. По анекдотам того времени, публика изначально не очень восхищалась постановкой. Композитору даже пришлось добавить арию в итальянском стиле чтобы обеспечить успех опере.
Первая работа принесла Глюку некоторую известность. После этого его пригласили написать оперы для четырех последующих карнавалов в Милане. Великий кастрат Карестини согласился исполнять арии в его произведениях.
Между карнавалами Глюк тоже не сидел без дела. У него было много заказов из других городов на юге Италии. В 1744 году в Венеции состоялась премьера оперы «Иперместра» в театре Сан-Джованни-Кризостомо. Это трехактное произведение было создано на либретто Пьетро Метастазио, который стал постоянным соавтором Глюка, несмотря на их творческие разногласия. Стиль композитора был не совсем по вкусу поэту.
Пользуясь своей популярностью в музыкальных кругах, Глюк имел возможность выбирать себе любимую работу. В 1745 году он был приглашен в качестве домашнего композитора в Королевский театр в Лондоне. Фердинанд фон Лабковиц сопровождал Кристофа в его поездке через Франкфурт. Однако это приглашение не принесло Глюку большой известности в Англии из-за восстания якобитов, из-за которого театр был закрыт большую часть года. В это время простоя Глюк написал всего 6 трио-сонат.
Лишь в 1746 году удалось приступить к полноценной работе. На основе своих ранних малоизвестных произведений Кристоф создает 2 оперы: «Артамена» и «Кадута гигантов». В это же время происходит знакомство Глюка с Генделем, которое, по словам самого композитора, оказало на него огромное влияние. Вскоре они даже дали вместе концерт в Лондоне. В театре Хеймаркет были исполнены сонаты Глюка и органный концерт Генделя. Отзывы коллег Кристофа, однако, были куда менее восторженными. Гендель выразил мнение, что его повар знает контапункт лучше, чем Глюк.
Однако все это не повлияло на популярность молодого музыканта. Он был буквально завален заказами. В 1747 году его попросили поставить оперу в честь королевской свадьбы между семьями правителей Баварии и Саксонии. Это произведение было исполнено знаменитой труппой Пьетро Минготти.
Эта работа еще больше прославила Глюка. Вскоре он получил предложение поставить оперу в Вене от правящей династии. Кристофу предложили поставить оперу Метастазио в честь дня рождения Марии Терезии. Премьера состоялась в 1748 году. Автор либретто, как обычно, был недоволен оперой, называя музыку Глюка архидевандалийской. Возможно, это послужило причиной того, что Кристоф не задержался в Вене. Несмотря на то, что опера «Семирамида риконошута» прошла с большим успехом 27 раз, постоянное место придворного композитора было упущено.
В 1750 году Глюк возвращается в Прагу, где он присоединяется к новой перспективной труппе, оставив за собой труппу Минготти. На либретто Метастазио он создает свою новую оперу – «Эцио», которую представляет на грядущем Пражском карнавале. Также он позже радует публику своим произведением «Имперметру», которое стало одним из его наиболее известных произведений.
В 1752 году Глюк получает новый крупный заказ, закрепившись как композитор, чьи произведения пользуются особой популярностью у дворов Европы. Его просили написать музыку к празднованию именин неаполитанского короля Карла VII. Оперу «Милосердие Тито» он создал на стихи того же Метастазио, выбрав его либретто из нескольких предложенных. Премьера состоялась 4 ноября. В театре Сан-Карло в этот день был полный аншлаг, так как главную вокальную партию исполнял известный кастрат Каффарелли, специально для которого была создана одна из арий.
Венский период
Кристоф Глюк, женившись на дочери венского коммерсанта, принял решение осесть в этом крупном европейском городе. Ему было предложено занять должность капельмейстера города, и он не смог отказать от такой почести. Вскоре его произведения зазвучали на крупнейших мероприятиях, а в 1754 году на фестивале в Вене была представлена его опера «Синези».
Тем не менее, амбициозному композитору было мало только Австрии. В 1756 году, в феврале, в Риме с большим успехом прошла премьера его оперы «Антигоно». Постановка была настолько впечатляющей, что Папа Бенедикт XIV пригласил Глюка к своему двору, чтобы посвятить его в рыцари Золотой шпоры. С этого момента Кристоф акцентировал внимание на своем статусе, именуя себя шевалье де Глюк или Риттер фон Глюк.
При дворе Леопольда II жизнь и служба были очень удобными. Он уделял много внимания обучению членов правящей династии музыке. Под руководством Глюка Мария-Антуанетта, сестра императора, отлично освоила флейту, клавесин и арфу, а также значительно улучшила свои вокальные данные, обладая приятным голосом. При дворе было даже поставлено произведение Il Parnaso Confuso, в котором принял участие сам император.
Парижский период
Венский двор прошел для Марии-Антуанетты не напрасно. В 1774 году она отправилась в Париж и пригласила Глюка в свою свиту. По просьбе королевской особы, Кристоф сочинил оперу «Ифигения в Авлиде», впервые с либретто на французском языке. В работе ему помогал директор Concert Spirituel Госсек. После некоторых трудностей с артистами, постановка была показана. В ней хор впервые стал активным участником драмы, а не просто фоном. Сам Жан-Жак Руссо высоко оценил мелодические таланты Глюка.
Однако, успех больше не приносил радости композитору. Он стремился к новым формам и выражениям, понимая, что в своем современном виде опера утратила актуальность. Ни комедия, ни сериа со своим поверхностным содержанием не могли задержать внимание зрителей. В поисках самовыражения певцы просто исказили исходную задумку композитора. Глюк мечтал о том, чтобы содержание и мелодия вновь стали равнозначными.
Возвращение в Вену
После того, как Глюк добился успеха в Париже, он вернулся в Вену, где нашел сторонников для своей идеи о реформировании оперы. Несколько композиторов и глава придворного театра поддержали его, а также талантливый либреттист, который желал избавиться от влияния Метастазио в опере-сериа. Знаменитый хореограф Гаспаро Анджолини, известный своими новаторскими танцевальными постановками, тоже поддержал идею реформ. После успешной постановки оперы «Дон Жуан», Глюк решил создать новый спектакль. Он выбрал сюжет мифа об Орфее и Эвридике, для которого было написано либретто Раньери де Кальцабиджи. В музыке этого произведения драматизм выражался через вокал, отказавшись от речитатива в сопровождении. Акцент был сделан на лирике произведения, а не на вокальном мастерстве певцов.
Долгосрочное сотрудничество Кальцабиджи и Глюка, начавшееся успешно, продолжалось. Вскоре музыкальный дуэт представил свои новые произведения. Сначала оперу «Альцесту» в 1767 году, а затем «Париде эд Элена» в 1770. Вторая опера была посвящена герцогу де Лафоэнсу, специалисту по музыке и мифологии. После огромного успеха постановки продолжились уже в Парме.
Новый парижский период
После Фридриха II Прусского, интерес к музыке Глюка в Вене начал угасать, потому что он больше не был придворным любимцем. Кристоф снова отправился во Францию, где его бывшая ученица Мария-Антуанетта, жена будущего короля Людовика XVI, всегда была рада предложить ему работу. Вскоре Глюк заключил контракт с Парижской оперой, где он должен был создать 6 постановок.
Первым произведением стала опера «Ифигения в Авлиде». Однако ее премьера в 1774 году вызвала больше скандала, чем восторга. Противники новаторских идей привезли в город постановку Никколо Пиччини, сторонника неаполитанских традиций. В результате знать Парижа буквально разделилась на две противоборствующие стороны. Когда же к опере «Роланд», над которой работал Глюк, предложили написать либретто Пиччини, композитор предпочел просто уничтожить свои наработки. Он не мог терпеть это унизительное сравнение.
В 1779 году в Париже произошла неудачная премьера оперы «Эхо и Нарцисс». Опера была показана всего 12 раз, после чего была снята с афиши. Все усложнилось тем, что Глюк перенес тяжелое заболевание и плохо себя чувствовал. Он решил вернуться в Вену. В это время Кристоф часто общался с Антонио Сальери, называя его своим преемником и другом в Париже. Композиторы знакомы были еще с 1767 года.
Разочарование от реакции парижской публики Глюк и его жена решили перенести в Перхтольдсдорф, известный своими винодельческими традициями. Композитора мучило высокое давление, и он погрузился в меланхолию. Но затем снова обратился к своему лекарству — композиции.
В 1781 году он представил свою последнюю работу, оперу «Ифигению в Тавриде», написанную с либретто на немецком языке. Этот спектакль был встречен огромным успехом — за сезон состоялось 32 его показа.
Творческое наследие
Несмотря на то, что Кристоф Глюк написал как крупные оперы, так и менее масштабные произведения, его больше всего известен как оперный композитор. Точное количество его оперных постановок трудно определить. Разные источники указывают на их число от 50 до 107. Однако стоит отметить, что Глюк часто переделывал свои произведения. Кроме того, музыка к некоторым из них была полностью утеряна. Среди них — «Приам и Фисба», «Триумф Камилло», «Ариадна», «Эней и Асканий», «Весталка».
Глюк представлял свои произведения в различных вариантах. Часть опер сохранилась только частично. Например, ранняя «Артаксеркс» по либретто Метастазио сохранилась только в виде двух арий. А от первой редакции «Артамена» сохранились лишь отрывки. Однако некоторые оперы, особенно инновационные, по-прежнему исполняются до сегодняшнего дня.
Самой известной стала эта постановка с итальянскими корнями. Премьера состоялась в Вене в 1762 году по либретто Кальцабиджи. Основой сюжета послужил древнегреческий миф об Орфее. Она является первой из опер Глюка, которая провела реформы. Музыка из нее часто исполняется отдельными частями, например, так называемый «Танец блаженных духов». В 1860 году Берлиоз поставил эту оперу с женским вокалом в партии Орфея, и эту роль исполнила знаменитая Полина Виардо.
В Париже была представлена последняя версия оперы, созданной самим композитором. Премьера состоялась в 1774 году. Из-за отсутствия кастрации вокалистов во Франции, главную партию было переделано для более низкого голоса. В 1770 году Глюк лично дирижировал эту оперу в Парме. В 2015 году она была вновь поставлена в Херне в этой версии музыки.
«Альцеста»
Опера Глюка, написанная по либретто Кальцабиджи, основана на трагедии Еврипида с тем же названием. Произведение было впервые представлено на итальянском языке в 1767 году, а затем через 9 лет была представлена французская версия с измененной музыкой и текстом. Сюжет оперы разворачивается в древней Фессалии.
«Армида»
Опера 1777 года, поставленная в Париже, была создана на либретто Филиппа Кино и стала одним из самых известных произведений Кристофа Глюка. Ее сюжет основан на поэме Тассо о волшебнице Армиде, которая влюбилась в рыцаря Рено (Ринальдо в оригинале). Эта история была популярна среди композиторов того времени, и были созданы версии на музыку Сальери и Чимароза. Тем не менее, новаторский подход Глюка существенно отличался от них, хотя выбор либретто критиковали как уступку вкусам французской публики.
Сам Глюк считал эту оперу венцом своего творчества, искусством, доведенным до совершенства в выразительности. Здесь он использовал особенно утонченную манеру выражения музыкальных партий и довел драматическую составляющую до недосягаемых до этого высот.
Личная жизнь
Кристоф Глюк вступил в брак только один раз. Его личная жизнь не была полна любовных интриг. В 1750 году в Вене он женился на Марианне Бергин, которая происходила из богатой семьи коммерсанта. Невеста была значительно моложе жениха, но это не помешало их счастью. У пары не было своих детей, но они взяли на воспитание племянницу и воспитали ее, как свою собственную дочь.
Смерть
В 1779 году Глюку был диагностирован инсульт в Париже, что вызвало частичную паралич. Однако, он все равно представил свою последнюю оперу, которая не получила успеха. Осенью того же года он покинул Париж и отправился в Вену. В 1981 году у него произошел еще один инсульт, и его здоровье ухудшилось. Тем не менее, Кристоф продолжал работать и продолжил работу над De profundis – небольшим произведением на основе текста 129 псалма, предназначенным для хорового исполнения. Именно это произведение было исполнено на похоронах Глюка в 1987 году его учеником, Антонио Сальери. К моменту своей смерти композитор пережил еще несколько апоплектических приступов и умер после обеда в компании друзей в результате сердечной аритмии. Ему было 73 года.
Глюка похоронили на небольшом церковном кладбище рядом с Матцлайнсдорфом. Однако в 1890 году его останки были перенесены на более достойное место для великого композитора. Теперь его могила находится на центральном кладбище Вены.