Курт Воннегут был американским литератором и общественным деятелем, который оставил заметный след в мире литературы, написав более 14 романов, 50 рассказов, а также несколько сборников эссе и публицистики. Его творчество отличается элементами сатиры, чёрного юмора и научной фантастики. Роман с названием «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», изданный в 1969 году, признается одним из самых важных произведений американской литературы XX века. Наибольшей популярностью Воннегут пользовался в 1970-е годы, а среди его наиболее известных работ можно выделить такие произведения, как «Сирены Титана», «Мать Тьма», «Колыбель для кошки» и «Завтрак для чемпионов».
Детство
Курт Воннегут родился 11 ноября 1922 года, в день, известный как День перемирия, что позднее внушило ему чувство гордости. Он чувствовал себя частью поколения, пережившего Великую депрессию, вместе с Джеймсом Джонсом, Джозефом Хеллером и Норманом Мейлером. Для Воннегута 1920-е годы оставались вне его памяти, но кризис 1930-х годов оставил на нем отпечаток и привил ему «эгалитарный стиль», значимый для его юности. В произведениях Курта часто упоминается его родной город Индианаполис, штат Индиана, символизирующий американские среднеклассовые ценности. В его работах описываются здания, построенные архитектурной фирмой «Vonnegut and Bohn», которые украшали городской ландшафт. В 1920-х годах фирма завершила несколько важных проектов, включая строительство большого склада, театра и штаб-квартиры Bell Telephone Company. Курт часто сопровождал отца в рабочих поездках. В 1924 году семья отправилась в Гамбург на свадьбу тети, а Курт-младший остался под присмотром дяди и тети. Летом семья снимала дом на Кейп-Код, а в 1928 году Курт поступил в частную школу Орчард, где дети занимались творческими делами, за что он благодарен был директору школы. Великая депрессия разрушила строительный бизнес отца Курта, и с 1929 по 1940 год он оставался без работы, предпочитая уединение и прослушивание музыки. Это влияло на отношения отца с сыном и психическое состояние матери Курта, которая пыталась стать писательницей, но безуспешно. В романе «Времетрясение» Воннегут отмечает, что его мать страдала от лишений во времена депрессии, что привело к ее самоубийству в 1944 году.
По мнению исследователя жизни Курта Воннегута, Великая депрессия оказалась для него более травмирующим событием, чем бомбардировка Дрездена в 1945 году. В 1930-х годах, после потери семейного благосостояния, Курт перешел из частной школы в обычную начальную школу, а затем в среднюю школу Шортридж, где он расширил свой круг общения. На семейных собраниях, где говорили по-немецки, Курт чувствовал себя отчужденным, поскольку не владел языком, однако он находил способы привлечь к себе внимание через юмор. Улучшая свои навыки, он много слушал комедийные радиопередачи, что способствовало формированию его комедийного таланта. Воннегут высоко ценил вклад американских комиков в своё развитие, отмечая влияние таких личностей, как Лорел и Харди и других. Воннегут также рано познакомился с древнегреческой комедией и произведениями Марка Твена, что повлияло на его литературные взгляды.
Курт Воннегут вырос в семье людей, ценящих образование, и с самого детства увлекался чтением. Он был близок к своему дяде Алексу, который заинтересовал его социальными идеями, а также к Иде Янг, домработнице, внушившей ему свою житейскую мудрость. Работа в школьной газете «Shortridge Echo» помогла Курту открыть свой писательский талант. Он не просто репортировал новости, но и писал статьи, что научило его ясности и точности в выражении мыслей – принципы, которым он придерживался на протяжении всей своей карьеры.
В 1940 году, после окончания школы, Курт Воннегут получил приглашение на работу в газете «Indianapolis Times», однако послушался отца и поступил на химический факультет Корнеллского университета. Во время учёбы он активно участвовал в жизни университетской газеты «The Cornell Daily Sun», где писал юмористические заметки, быстро освоил краткий стиль публикаций и усовершенствовал навыки письма. Это время помогло ему глубже понять влияние технологий на общество. В своих статьях Воннегут часто касался политических тем, защищая изоляционистские взгляды и критиковал антигерманские настроения.
После завершения работы над скульптурой, Воннегут вернулся к литературной деятельности с обновленным энтузиазмом. В начале 1960-х, ощущая поддержку Бергера, Курт решился на эксперименты в стиле и форме, что привело к созданию одного из его самых амбициозных произведений — романа «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей». Этот роман стал кульминацией его размышлений о войне и времени, смешивая элементы научной фантастики с антивоенным посланием.
Труд над «Сбой номер 5» занял несколько лет, в течение которых Воннегут неоднократно переписывал и дорабатывал текст, чтобы наилучшим образом выразить свою идею о фатализме и свободе воли. Роман был опубликован в 1969 году и сразу же принес писателю широкую известность и критическое признание, став классикой американской литературы.
Курт продолжал активно участвовать в культурной жизни, не утрачивая интереса к театру. В 1960-х годах он написал несколько пьес, которые по-разному воспринимались на местных сценах. Воннегут также попробовал себя в кинематографе, работая над сценариями и даже выступая в качестве консультанта на съемочных площадках.
Его творчество сильно зависело от общественно-политических событий того времени. Воннегут неоднократно высказывал свое мнение о войне во Вьетнаме, проблемах расового неравенства в США и других актуальных вопросах, что находило отражение как в его публичных выступлениях, так и в его литературных работах.
В своем творчестве Курт Воннегут всегда стремился не только рассказать историю, но и задумать читателя, выходя за пределы традиционных жанров и форматов. Это сделало его одним из самых оригинальных и важных писателей своего времени, чье наследие продолжает вдохновлять новые поколения читателей и авторов.
Курсы писательского мастерства помогли Воннегуту лучше планировать своё время: он уделял десять дней на написание рассказа и три дня на редактирование. Так он завершил работу над рассказом «Между временем и Тимбукту», посвящённым путешествиям во времени. Создание первого романа, «Механическое пианино», было трудным. Сюжет напоминал книгу «Слепящая тьма» Артура Кёстлера, а действие происходило в крупной компании, похожей на General Electric. Роман был вдохновлен работами Норберта Винера по кибернетике, но Винер не разделял будущего, представленного Воннегутом. Не смотря на это, Воннегут продолжил свою писательскую карьеру.
В начале 1954 года Воннегут снова столкнулся с финансовыми трудностями из-за беременности жены и отсутствия признания. Попытки написать рассказы на актуальные политические темы оказались безуспешными, издания их не принимали. Некоторые даже полагали, что писатель может быть внесен в черный список. Однако в конечном итоге была опубликована «Механическое пианино», и роман был издан тиражом 7600 экземпляров. В Индианаполисе дядя Алекс запустил рекламную кампанию, призывая покупать книгу. Также Воннегут начал работать над другими проектами, включая пьесу «Эмори Бек», которую он написал вместе с другом-журналистом Робертом Рутфордом. К сожалению, ответа на отправленный сценарий не последовало.
В октябре 1954 года родилась дочь Наннет, что стало для Воннегута настоящим переломом, но необходимость в дополнительных источниках дохода стала ещё более острой. Рассказ «Лёд-9» не был опубликован, но издательство Scribner’s предложило аванс за переработку рассказа в роман. Новые рассказы не продавались хорошо, а рынок литературы сокращался из-за развития телевизионной индустрии. Из-за увеличения семьи дом в Остервилле стал тесным, и Воннегуты переехали в более просторный дом в Уэст-Барнстейбле. После тяжелой беременности у Джейн началась послеродовая депрессия, и её вера в будущее мужа-писателя ослабла. Воннегуту пришлось сочетать написание произведений с работой в журнале Sports Illustrated и дилерской продажей автомобилей SAAB.
В феврале 1955 года была анонсирована новость о переиздании романа «Механическое пианино» под названием «Утопия 14» с неприятной обложкой, изображающей корчащиеся фигуры на фоне мрачного пейзажа. Это расстроило Воннегута, но книга все же нашла своего читателя в массовой аудитории. Однако это издание не принесло автору ожидаемой славы. Большие изменения в его личной жизни произошли в 1957 году после смерти отца. Скоропостижная утрата сестры Алисы от рака и трагическая гибель её мужа в железнодорожной катастрофе привели к появлению четверых сирот, которых Курт и Джейн взяли к себе. Это стало причиной большого общественного внимания и публикаций в прессе.
В результате, профессиональная жизнь Воннегута оказалась довольно непредсказуемой. Книга под названием «Колыбель для кошки» не приносила успеха, и издательство Scribner’s потребовало вернуть аванс. Тем не менее, роман был завершен и опубликован. Новые произведения, такие как «Дай вам Бог здоровья, мистер Розуотер», не долго оставались в продаже, несмотря на положительные отзывы. К 1965 году Воннегут уже начал работу над «Бойней номер пять», вдохновленный своими впечатлениями от бомбардировок Дрездена во время войны и последующими размышлениями о судьбе и времени. В поисках вдохновения он приехал в Нью-Йорк на выставку, где встретился со своим сослуживцем Бернардом О’Хэйром. Беседы с О’Хэйром и его женой помогли Воннегуту сформировать идею для романа.
В период преподавания в Айова-Сити, Воннегут нашёл уют и установил удобный график работы: утром он работал над литературным творчеством, а после обеда посвящал время обучению. Это время стало знаковым для него, поскольку он впервые окунулся в академическую литературную среду и это сильно повлияло на его последующее творчество. Взаимные обсуждения и дискуссии со знаменитыми авторами помогли ему пересмотреть свои подходы к писательскому творчеству.
Одним из ключевых моментов в его карьере было знакомство с издателем по имени Сеймур Лоуренс, специализирующимся на работе с авторами, которым мало кто уделял внимание. В 1966 году они заключили соглашение на издание трех книг, первой из которых стал сборник рассказов под названием «Добро пожаловать в обезьянник». В 1967 году Воннегут был удостоен престижной стипендии Гуггенхайма, благодаря чему он посетил Дрезден в рамках подготовки к написанию своего романа «Бойня номер пять».
Выход успешного романа в 1969 году ознаменовал поворотный момент в карьере автора. Это произведение вышло на фоне вьетнамской войны и стало символом тех, кто пострадал от жестокости современных конфликтов. Скандальная популярность и признание критиков лишь подтвердили его статус выдающегося американского писателя. В это же время начались семейные трудности, которые впоследствии привели к разводу с Джейн Кокс в начале 1970-х годов. Несмотря на личные испытания, Воннегут продолжал активно участвовать в культурной жизни, переехав в Нью-Йорк, где он начал писать пьесы и активно заниматься общественной деятельностью.
24 ноября 1979 года Курт Воннегут и Джилл Кременц вступили в брак в методистской церкви Нью-Йорка. Джилл, уже устоявшаяся как фотожурналистка, к этому времени приближалась к сорока годам и выразила желание стать матерью. Воннегут, уже имевший внуков, не испытывал такой потребности, но и не возражал против отцовства снова. В октябре 1980 года Джилл забеременела, что совпало с завершением работы Воннегута над сборником ностальгических автобиографических записей «Вербное воскресенье». Пара отпраздновала это событие рождественскими каникулами на Гаити. Однако после возвращения в Нью-Йорк семейное счастье омрачилось трагедией: на третьем месяце у Джилл произошел выкидыш. Это событие углубило депрессию Воннегута, которую усугубляла и критика, отзывы на его работы становились всё более суровыми. По одной из версий, критики связывали его успех с понижением издательских стандартов и удешевлением производства книг в твёрдой обложке, что приводило к наводнению рынка произведениями сомнительного качества. Отдушиной для Воннегута стало возвращение к хобби — рисованию.
В 1982 году осенью свет увидел роман «Малый не промах», наполненный автобиографическими сюжетами. Главный персонаж, как и Воннегут, по ошибке убил беременную женщину, что стало для него трагедией и поводом для размышлений о судьбе и случайностях. Ирония судьбы заключается в том, что он оказался на Гаити, где его родной город исчез из-за взрыва нейтронной бомбы.
В 1983 году Воннегут пережил тяжелый эмоциональный кризис, усугубленный обострением состояния его первой жены Джейн и возобновлением отношений с бывшей возлюбленной Лори Рекстро. В марте 1984 года он попытался покончить с собой, после чего провел 18 дней в госпитале Сент-Винсент. После выписки Воннегут некоторое время прожил отдельно от семьи, стараясь восстановиться после пережитого стресса.
Через месяц после выписки из больницы, он посетил конференцию ПЕН-клуба в Токио, а затем вернулся в свою уединенную квартиру на Макдугал-стрит, где завершил работу над своим романом «Галапагосы». Этот роман был опубликован осенью 1985 года и представлял собой размышления о человечности и эволюции, критиковал стремление к развитию за счет потери естественной гармонии с природой. Воннегут жаловался на то, что его все еще воспринимали критики как легкомысленного автора, несмотря на серьезность поднятых в произведении тем. В октябре того же года он снялся в камео в комедийном фильме «Снова в школу», где играл самого себя, что принесло ему как финансовую выгоду, так и дополнительное публичное внимание.
Выход романа «Синяя борода» в 1987 году столкнулся с холодным приемом со стороны критиков, которые считали, что обсуждаемые в нем темы искусства и самоидентификации утратили актуальность. Главный персонаж, Рабо Карабекян, изображен как художник, потерявший свои основные творения, что символизирует кризис и направленность современного искусства. В образе настойчивой писательницы Цирцеи Берман Воннегут скрыто отразил черты своей жены Джилл, оказывающей влияние на жизнь Карабекяна.
В марте 1990 года в жизни Воннегута произошло очередное важное событие, когда он переживал уход из жизни своего друга Бернарда О’Хэйра. Этот опыт укрепил его мысли о смертности и преходящести жизни, что нашло отражение в его следующем романе «Фокус-покус». Роман, действие которого происходит в 2001 году, рассматривает жизнь главного героя, Юджина Дебса Хартке, через призму его личных и общественных неудач, представляя размышления о старении, политическом упадке и социальных проблемах Америки.
В дополнение, Воннегут активно участвовал в общественной жизни, отстаивая права женщин, свободу выражения и уменьшение вооружений. Его высказывания на эти темы порой вызывали споры, особенно в контексте политизации культурных и общественных событий, включая его участие в составлении списка литературы для Московской книжной ярмарки 1985 года, который был подвергнут критике за предвзятость и ограниченный выбор.
В девяностые годы брак Воннегутов оказался на грани распада: Курт обвинял Джилл в отсутствии любви и домашних навыков, в то время как она была неверна ему. В поисках утешения Курт отправился в деревню Сагапонак, где когда-то в амбаре своего друга создал произведение «Синяя борода». Он тяжело переживал одиночество, а Джилл пыталась помириться и предложила отозвать документы о разводе, однако их воссоединение показалось невозможным. Между тем, статус Воннегута как живой классик укреплялся: в марте 1992 года он был принят в Американскую академию искусств и литературы, а в мае того же года Американская гуманистическая ассоциация удостоила его звания «Гуманист года». Со временем улучшились отношения с его детьми, племянниками и внуками, проживающими в Барнстейбле. В 1994 году, к удивлению всех, Воннегут помирился с Джилл и вернулся в Манхэттен.
Завершение работы над последним романом, получившим название «Времетрясение», произошло к концу лета 1996 года. Этот роман стал наиболее «метафикциональным» в его карьере, объединив в себе элементы автобиографии, размышления о предыдущих произведениях и диалоги с Килгором Траутом. После выпуска романа Воннегут отправился в Денвер на презентацию своих рисунков и пива «Kurt’s Mile-High Malt», для которого он создал дизайн этикетки, а само пиво было сварено по рецепту его прадеда Питера Либера. В Денвере он узнал о печальном диагнозе своего брата Бернарда, у которого был рак лёгких, и который скончался 25 апреля 1997 года. Несмотря на заявления о завершении карьеры, Воннегут продолжал писательскую деятельность. В 1999 году по совету литературоведа Питера Рида, он издал сборник забытых рассказов «Табакерка из Багомбо», а также выпустил сборник «Дай вам Бог здоровья, доктор Кеворкян», включающий различные радиоинтервью. Оставаясь востребованным лектором даже в преклонном возрасте, Воннегут активно обсуждал нарративные структуры, идеи которых возникли во время его учёбы в Чикагском университете. В последние годы, наполненные заботами о здоровье и неурядицами в личной жизни, он подготовил последний прижизненный сборник эссе, названный «Человек без страны», который был опубликован в сентябре 2005 года и шесть недель держался в лидерах книжного рейтинга «The New York Times». На вопрос, почему «Времетрясение» не стало его последней книгой, Воннегут ответил: «Я надеялся, что умру». Он даже начал работу над новым романом «Если бы Бог был жив сегодня», однако проблемы со здоровьем, в особенности респираторные, серьезно помешали его планам. К зиме 2007 года он уже отказывался от участия в публичных мероприятиях, сравнивая себя со старой больной игуаной.
Личная жизнь
Курт Воннегут оставил незабываемый след в мировой культуре и в сердцах своих близких. Его первый брак с Джейн Мэри Кокс принес три драгоценных подарка — сына и двух дочерей. Однако жизненные трудности не миновали семью Воннегута, когда сестра Курта, Алиса, и её муж погибли в трагической аварии, оставив за собой троих сирот. Курт не задумывался ни на мгновение, взяв на себя ответственность за воспитание племянников, которые стали неотъемлемой частью его большой семьи.
Воннегут не избегал сильных эмоций. Смерть отца и сестры, а также его борьба с депрессией и мыслями о самоубийстве оставили след в его восприятии мира и творчестве. Несмотря на это, он не позволял себе упасть в отчаяние из-за своего стремления быть примером силы и стойкости для своих детей. В трудные моменты он всегда искал выход, чтобы сохранить эмоциональное равновесие для своих детей и племянников.
В своем втором браке с Джил Клеменц, Курт нашел новую гармонию и разделил радость семейной жизни, удочерив дочь. Любовь к детям была неотъемлемой частью его жизни, как и его творчества. Он совмещал литературный талант с увлечением искусством, что проявилось в его уникальном подходе к иллюстрации своих произведений. Так, работая над книгой «Завтраком для чемпионов», он не только писал текст, но и создавал иллюстрации, чтобы максимально передать суть своих идей.
Курта Воннегута пришлось покинуть этот мир 11 апреля 2007 года из-за серьезной травмы головы после падения на лестнице своего дома в Браунстоуне на Манхэттене. Несмотря на опасения писателя о том, что его забудут как представителя эпохи 1960-х, его уход вызвал широкий общественный резонанс, получивший значительное медиа-внимание в новостях и на вечерних телешоу.
В Индианаполисе 2007 год был объявлен годом Воннегута. После его ухода из жизни было выпущено несколько посмертных сборников рассказов: Армагеддон в ретроспективе (2008), Сейчас вылетит птичка! (2009) и Пока смертные спят (2011), в которых собраны его ранние эссе и выступления. В создании этих произведений принимал участие его сын Марк Воннегут. В честь писателя был назван астероид 25399, открытый 11 ноября 1999 года.
Избранные произведения
- Механическое пианино
- Сирены Титана
- Мать Тьма
- Колыбель для кошки
- Дай вам Бог здоровья, мистер Розуотер, или Не мечите бисера перед свиньями
- Добро пожаловать в обезьянник
- Бойня номер пять, или Крестовый поход детей
- Завтрак для чемпионов, или Прощай, чёрный понедельник
- Балаган, или Конец одиночеству!
- Рецидивист
- Малый Не Промах
- Галапагосы
- Синяя борода
- Фокус-покус
- Времетрясение
- Табакерка из Багомбо
- Сейчас вылетит птичка!
- Пока смертные спят
If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.